Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 10:46, лекция
Финансовый менеджмент– это система, функционирование которой направлено на достижение общих целей хозяйствования. С одной стороны, это управляемая система, имеющая определенные закономерности и особенности, с другой – управляющая система, часть общей системы управления предприятием, корпорацией.
1.Понятие и сущность финансового менеджмента
Финансовый менеджмент– это система, функционирование которой направлено на достижение общих целей хозяйствования. С одной стороны, это управляемая система, имеющая определенные закономерности и особенности, с другой – управляющая система, часть общей системы управления предприятием, корпорацией. Будучи управляемой системой, финансовый менеджмент в значительной мере подвержен государственному регулированию через налоги, цены, заработную плату и т. п. и является объектом управления, испытывающим воздействие потока управленческих решений. Субъекты управления включают органы государственного управления, финансовые и налоговые органы, банки, органы страхования и др. Главный субъект управления– собственник.
Необходимыми условиями функционирования финансового менеджмента являются:
– предпринимательская деятельность;
– самофинансирование;
– рыночное ценообразование;
– рынок труда;
– рынок капитала;
–государственное регулирование деятельности предприятий, основанное на системе рыночного законодательства.
Решающее
значение для определения
Главное требование, предъявляемое предпринимателем к финансовому менеджеру, – это выработка базовой финансовой концепции. Она заключается в определении стратегии финансового развития, обеспечивающей достижение поставленных целей, эффективное управление денежным оборотом предприятия, формирование фондов денежных средств в заданных пропорциях, использование финансовых ресурсов по целевому назначению.
Финансовыми
источниками формирования
– денежные
и материальные взносы
– доходы от всех видов деятельности;
– дивиденды и проценты, полученные по ценным бумагам;
– кредиты банков, заемные и привлеченные средства других кредиторов;
– капитальные вложения, дотации и субсидии из бюджетных и внебюджетных фондов;
– безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования;
– доходы от валютных курсовых разниц;
– доход
от долгосрочных финансовых
2.Информационная система финансового менеджмента
Для принятия финансовых и инвестиционных решений руководству предприятия необходима внутренняя и внешняя информация. К внутренним источникам информации относят:
данные бухучета и отчетности;
налогового учета и отчетности;
управленческого учета и отчетности;
операционных и финансовых бюджетов и отчетов об их исполнении;
оперативного финансового учета и отчетности (платежный баланс и отчет о его использовании, журналы расчетов с поставщиками и покупателями и др.);
статистической отчетности;
нормы и нормативы, разработанные предприятием (норма расхода и запаса сырья и материалов, нормативы оборотных средств и пр.);
Данные информационные источники рассматриваются за ряд периодов – месяц, квартал, год. На основе полученных данных строят динамические ряды финансовых показателей (коэффициентов) и делают выводы о финансовой устойчивости, платежеспособности, деловой активности и инвестиционной привлекательности предприятия для кредиторов, инвесторов и иных контрагентов.
Внешняя финансовая информация включает:
сведения государственных
положения, приказы, обзоры, и др. сведения ЦБ РФ;
сообщения Федеральной службы по финансовым рынкам РФ;
данные с фондовых и валютных бирж о торгах финансовыми инструментами и валютой;
обзоры Минэкономразвития РФ о макроэкономической ситуации в стране;
договоры (контракты), заключенные
с поставщиками материальных ресурсов
и потребителями продукции
функциональные пакеты прикладных
программ, используемых для построения
системы финансового и
иную информацию.
Использование всей поступающей внутренней
и внешней информации на предприятии
позволяет создать комплексную
систему информационного
3.Функции и механизм финансового менеджмента
Финансовый менеджмент
1) функции финансового
менеджмента как управляющей
системы (состав этих функций
в целом характерен для любого
вида менеджмента, хотя и
2) функции финансового
менеджмента как специальной
области управления
В группе функций финансового менеджмента как управляющей системы основными из них являются:
1. Разработка финансовой стратегии предприятия.
2. Создание организационных
структур, обеспечивающих принятие
и реализацию управленческих
решений по всем аспектам
3. Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений.
4. Осуществление анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия.
5. Осуществление планирования
финансовой деятельности
6. Разработка действенной
системы стимулирования
7. Осуществление эффективного
контроля за реализацией
В группе функций финансового менеджмента как специальной области управления предприятием основными из них является:
1. Управление активами.
2. Управление капиталом.
3. Управление инвестициями.
4. Управление денежными потоками..
5. Управление финансовыми рисками и предотвращение банкротства.
Процесс управления финансовой
деятельностью предприятия
1. Государственное нормативно-
2. Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности предприятия. Этот механизм формируется прежде всего в сфере финансового рынка в разрезе от дельных его видов и сегментов. Спрос и предложение на финансовом рынке формируют уровень цен (ставки процента) и котировок по отдельным финансовым инструментам, определяют доступность кредитных ресурсов в национальной и иностранной валютах, выявляют среднюю норму доходности капитала, определяют систему ликвидности отдельных фондовых и денежных инструментов, используемых предприятием в процессе своей финансовой деятельности. По мере углубления рыночных отношений роль рыночного механизма регулирования финансовой деятельности предприятий будет возрастать.
3. Внутренний механизм
регулирования отдельных
4. Система конкретных
методов и приемов
Эффективный механизм
финансового менеджмента
4. Методы, приемы и модели, используемые в финансовом менеджменте.
Приемы и методы, находящиеся в арсенале финансового менеджера, с определенной долей условности можно разделить на три большие группы: общеэкономические, прогнозно-аналитические и специальные. К первой группе относятся кредитование, ссудо-заемные операции, система кассовых и расчетных операций, система страхования, система расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, система амортизационных отчислений, система налогообложения и др. Общая логика подобных методов, их основные параметры, возможность или обязательность исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления экономикой, а вариабельность в их применении достаточно ограниченна. Во вторую группу входят финансовое планирование, налоговое планирование, методы прогнозирования, факторный анализ, моделирование и др. Большинство из этих методов импровизационные по своей природе. Промежуточное положение между этими двумя группами по степени централизованной регулируемости и обязательности применения занимают специальные методы управления финансами, многие из которых еще только начинают получать распространение в России; это дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и т.п. В основе многих из этих методов лежат производные финансовые инструменты.
В финансовом менеджменте широко используются различные виды моделей. В широком смысле модель представляет собой любой образ, мысленный или условный аналог какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заместителя» или «представителя». Известны различные классификации моделей в экономике; в частности, весьма распространены дескриптивные, нормативные и предикативные модели, жестко детерминированные и стохастические модели, балансовые модели и др. В финансовом менеджменте различные виды моделей применяются для описания имущественного и финансового положения предприятия, характеристики стратегии финансирования деятельности предприятия в целом или отдельных ее видов, управления конкретными видами активов и обязательств, прогнозирования основных финансовых показателей, факторного анализа и др
5.Взаимосвясь между показателями: рентабельность активов, оборачиваемость активов и рентабельность продаж(модель Дюпона).
Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Как правило, к этой группе относятся различные показатели оборачиваемости. Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств, т. е. скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота средств при прочих равных условиях отражает повышение производственно-технического потенциала фирмы. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам, либо как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции. Наиболее часто используемыми показателями в контексте финансового менеджмента являются коэффициенты рентабельности всех активов предприятия, рентабельности реализации, рентабельности собственного капитала. Коэффициент рентабельности всех активов предприятия (рентабельность активов) рассчитывается делением чистой прибыли на среднегодовую стоимость активов предприятия. Он показывает, сколько денежных единиц потребовалось фирме для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника привлечения этих средств. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности предприятия. Уровень конкурентоспособности определяется посредством сравнения рентабельности всех активов анализируемого предприятия со среднеотраслевым коэффициентом.
Информация о работе Понятие и сущность финансового менеджмента