Прибыль предприятия: её сущность, значение и стимулирующая роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 13:11, курсовая работа

Описание

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью. А анализ финансовых результатов деятельности предприятия позволяет получить наибольшее число ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Содержание

Введение……………………………………………….……………………………..3

1 Прибыль предприятия: ее сущность, источники и стимулирующая роль в экономике……………..………………….…………………..…..……………….5

1.1 Экономическая сущность прибыли и особенности ее формирования в современных условиях. Факторы, влияющие на прибыль ……….…...………5

1.2 Виды прибыли и их состав…………………………………..……..………..9

1.3 Значение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия...14

1.4 Распределение и использование прибыли на предприятии…………...…16

1.5 Роль прибыли в условиях развития предпринимательства……...…….…20

Заключение……………………………………….……………………….…….26

Список использованной литературы……………………………...………..……..28

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

      1.4 Распределение и использование прибыли на предприятии 

    Механизм  воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность  находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. Характер их воздействия на производство зависит от того, на сколько конкретная система распределения, формы и методы ее организации соответствует объективным потребностям общества, уровню развития производительных сил, экономическим интересам государства, предприятий и каждого отдельного работника. При нарушении этого соответствия процесс повышения эффективности производства начинает сдерживаться.

    Распределение прибыли является составной неразрывной  частью общей системы распределительных  отношений и, пожалуй, на уровне с  распределением дохода физических лиц самой главной.

    Конкретные  формы и методы распределения  прибыли постоянно видоизменяются и развиваются с ростом общественного  производства и с изменением задач, стоящих перед экономикой. Каждый этап во взаимоотношениях между бюджетом и предприятие по поводу распределения прибыли порождает новые формы и методы этого распределения.

    По  сути, распределение прибыли следует  рассматривать в трех направлениях:

    Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно.

    Взаимоотношения предприятий и государства по поводу прибыли строится на основе налогообложения прибыли.

    Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними  документами предприятия, как правило, в учетной политике. Некоторые  аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия.

    Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов производственного назначения, проведение оздоровительных культурно – массовых мероприятий и т.п.

    Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет направления использования прибыли, если иное не предусмотрено Уставом. 
 
 

    Схемы распределения чистой прибыли 

      предприятия: ЧП = РФ + ФН + ФП, где 

        ЧП – чистая прибыль,

        РФ – резервный фонд,

      ФН  – фонд накопления,

      ФП  – фонд потребления; 

      товарищества: ЧП = РФ + ФН + ФП + ПР, где 

      ПР - прибыль, распределенная между учредителями. 

    Резервный фонд создается хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерных обществ, кооперативов, предприятий с иностранными инвестициями. Акционерные общества зачисляют в резервный фонд также эмиссионный доход, т.е. сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученную при их реализации по цене, превышающей их номинальную стоимость. Эта сумма не подлежит какому-либо использованию или распределению, кроме случаев реализации акций по цене ниже номинальной стоимости. Резервный фонд акционерного общества используется на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей. Его размер должен составлять не менее 15 % уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, не другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.

    Фонд  накопления и фонд потребления – это фонды специального назначения. Они образуются, если это предусмотрено учредительными документами.

    Фонд  накопления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта, аккумулирующий прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств и т.п. Фонд накопления показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение собственных его средств. Вместе с тем операции по приобретению и созданию нового имущества хозяйствующего субъекта не затрагивают фонд накопления. Фонд накопления может уменьшаться в случаях:

      - списания затрат, связанных с созданием нового имущества, но по установленному порядку не включаемых в первоначальную стоимость этого имущества (на подготовку кадров);

      -  распределения его между юридическими лицами – учредителями;

      - погашения убытка хозяйствующего субъекта, выявленного по результатам работы за год.

    Фонд  потребления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта, зарезервированный для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива. В фонд потребления перечисляются следующие выплаты в денежных и натуральных формах:

      - суммы, начисленные на оплату труда (ФОТ);

      - доходы (дивиденды, проценты) по акциям членов трудового коллектива и вкладам членов трудового коллектива в имущество хозяйствующего субъекта, начисленные к выплате работникам;

      - суммы предоставленных хозяйствующим субъектом трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь.

    К трудовым и социальным льготам относятся:

      - оплата дополнительно предоставленных по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам, в т.ч. женщинам, воспитывающим детей;

      - надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

      - оплата проездов членам семьи работника к месту использования отпуска и обратно;

      - стипендии студентам и учащимся, направленных хозяйствующим субъектом на обучение в высшие и средние специальные учебные заведения, выплаченные за счет средств хозяйствующего субъекта;

      - оплата путевок работникам и их детям не лечение, отдых, экскурсии и путешествия за счет средств хозяйствующего субъекта;

      - компенсации удорожания стоимости питания в столовых, буфетах, профилакториях;

      - расходы на погашение ссуд, выделенных работникам на улучшение жилищных условий, приобретение садовых домиков.

    С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели. 
 
 

      1.5 Роль прибыли в условиях развития предпринимательства 

    Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

    Многоаспектное  значение прибыли усиливается с  переходом экономики государства  на основы рыночного хозяйства. Предприятие  любой формы собственности вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

    Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской  деятельности» предусмотрено, что  предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность предприятий, направленную на получение прибыли. При этом предприятие как хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью.

    Ведущее значение прибыли в качестве финансового  показателя предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей  роли прибыли показывает, что в  отдельных хозяйствующих субъектах  преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива.

    В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.

    Стремление  любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращение, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда – дальнейший рост цен, инфляции, а, следовательно, эмиссии денег.

    Для реальной оценки уровня рентабельности предприятия можно воспользоваться методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. Комплексный анализ прибыли рекомендуется проводить в определенной последовательности. Прежде всего, валовую прибыль анализируют по ее составным элементам, главным из которых является прибыль от реализации товарной продукции. Анализируют изменение объема и структуры реализации, изменение уровня цен на реализованную продукцию, а также на определенное сырье, материалы, топливо, энергию и другие затраты. Кроме отмеченных методов факторного анализа прибыли, в том числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используется показатель рентабельности.

    Рентабельность  – это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие считается рентабельным, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

    Рентабельность  может исчисляться по-разному. Показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, применяется для обобщения оценки уровня прибыльности, доходности предприятия. Этот показатель исчисляется по формуле:

                    П

      Р = --------------- х 100,  где

              ОФ + НОС 

      Р - уровень рентабельности производства, %;

      П - валовая прибыль предприятия, руб.;

      ОФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

      НОС - среднегодовая стоимость нормируемых  оборотных средств, руб.

    Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринимательской деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемой  как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости  этой продукции.

    Применение  этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных  аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью отдельных видов  изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

    Прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой  оно реализуется, поэтому рентабельность продукции может быть исчислена  как отношение прибыли к стоимости  реализованной продукции по свободным  или регулируемым ценам.

    Эти показатели взаимосвязаны и характеризуют  изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. Поэтому  важно сформировать структуру продукции  в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

Информация о работе Прибыль предприятия: её сущность, значение и стимулирующая роль в экономике