Рынок корпоративных облигаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:51, курсовая работа

Описание

Ценные бумаги – необходимый атрибут рыночного хозяйства. Ценность этих бумаг состоит в тех правах, которые она дает своему владельцу. Последний обменивает свой товар или свои деньги на ценные бумаги только в том случае, если он уверен, что эта бумага ничуть не хуже, а даже лучше (удобнее), чем сами деньги или товар.

Содержание

Введение 3
1 Корпоративные ценные бумаги 5
1.1 Виды корпоративных ценных бумаг 5
1.2 Облигации: виды, стоимость, инвестиционные свойства 10
2 Анализ современного состояния российского рынка корпоративных ценных бумаг 15
2.1 Становление рынка корпоративных облигаций: основные этапы 15
2.2 Текущее состояние рынка облигаций, его характерные особенности 21
3 Перспективы развития российского рынка корпоративных облигаций 28
Заключение 32
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая РЦБ.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

     В зависимости от количества участников сделки различают простой и переводной векселя. Простой вексель выписывается заемщиком (векселедателем) и содержит обязательства перед кредитором (векселедержателем), например, уплатить по наступлении срока определенную сумму держателю векселя.

     Переводной  вексель (тратта) представляет собой письменный приказ векселедателя (трассанта), который адресован плательщику (трассату), с предложением уплатить указанную в векселе сумму держателю векселя (ремитенту).

     Переход векселя от  одного лица к другому  осуществляется путем индоссамента. Индоссамент передаточная надпись на векселе, удостоверяющая переход прав по векселю к другому лицу и выполняющая гарантийные функции. Тратта превращается в долговую расписку только после акцепта ее трассатом.

     Векселя в зависимости от условий возникновения  долга и выполняемых функций  подразделяются на коммерческие (торговые), финансовые и обеспечительные.

     Товарораспорядительными ценными бумагами наряду с коносаментами являются двойные и простые складские свидетельства.

     Складское свидетельство — неэмиссионная ценная бумага, выпущенная складом в бумажной форме и подтверждающая факт нахождения товара на складе. Товарным наполнением складского свидетельства могут быть только товарно-материальные ценности — материальные объекты хозяйственного оборота, оценка которых может быть представлена как в количественном, так и в стоимостном выражении.

     В соответствии с Федеральным законом  «Об ипотеке (залоге недвижимости)» на российском фондовом рынке появились новые ценные бумаги — закладные.

     Закладная является именной ценной бумагой, удостоверяющей права ее законного владельца. Закладная выписывается залогодателем, передающим свое имущество в залог по обязательству залогодержателю. При этом сам залогодатель не обязательно является должником залогодержателя, он может быть гарантом исполнения должником своих обязательств перед залогодержателем.

     По  договору об ипотеке может быть заложено недвижимое имущество, права на которое зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Правила закона применяются также к залогу незавершенного строительством недвижимого имущества.

     Депозитные  и сберегательные сертификаты как  ценные бумаги имеют право выпускать  только кредитные организации Российской Федерации с соблюдением правил выпуска и оформления. Кредитная  организация, выпускающая сертификаты, должна утвердить условия выпуска и обращения своих сертификатов. При этом условия выпуска представляются для каждого типа сертификатов отдельно, т.е. и для сберегательных сертификатов, и для депозитных сертификатов.

     Сертификаты могут быть именными и на предъявителя. Именной сберегательный (депозитный) сертификат должен иметь место для оформления уступки требования (цессии), а также может иметь дополнительные листы — приложения к именному сертификату, на которых оформляются цессии.

     Для передачи другому лицу прав, удостоверенных сертификатом на предъявителя, достаточно вручения сертификата этому лицу.

     Сертификаты являются срочными ценными бумагами, и процентные ставки по ним устанавливаются уполномоченным органом кредитной организации. Проценты по первоначально установленной при выдаче сертификата ставке, причитающиеся владельцу по истечении срока обращения, выплачиваются кредитной организацией независимо от времени его покупки.

     Кредитная организация не может в одностороннем  порядке изменить (уменьшить или увеличить) обусловленную в сертификате ставку процентов.

     Несмотря  на многообразие ценных бумаг, при необходимости  привлечения значительных денежных ресурсов банки, финансовые институты, отдельные компании или их объединения  часто прибегают к выпуску и продаже облигаций.

 
    1. ОБЛИГАЦИИ: ВИДЫ, СТОИМОСТЬ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СВОЙСТВА
 

     Корпоративная облигация - это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности.

     Как и акции, облигации являются ценными  бумагами, но в отличие от акций, которые представляют собой собственный  капитал предприятий, облигации  являются выразителями заемного капитала, то есть для предприятия они являются "долговыми бумагами".

     В связи с этим права облигационеров отличны от прав акционеров: они  не имеют права голоса и не могут  участвовать в управлении компанией-эмитентом, но в то же время она обязана выплачивать проценты по облигациям (в отличие от дивиденда по акциям, где никаких подобных обязательств у корпорации нет), причем делать это до рассмотрения вопроса о дивидендах по акциям. Кроме того, при ликвидации компании облигационеры имеют преимущественные права по сравнению с акционерами.

     Существуют  различные виды облигаций, зависящие  от различия в условиях выпуска облигаций. Рассмотрим наиболее массовые виды, указанные  в таблице 1, составленной автором.

     Законодательством установлены ограничения на выпуск необеспеченных облигаций, а именно: объем их выпуска допускается в том случае, если не превышает размер уставного капитала и не ранее третьего года существования общества при условии положительных двух годовых балансов данного общества.

 
 

Таблица 1 –Виды облигаций

Вид Форма Характеристика
По  эмитенту Государственные Выпускаются государством или от его лица
Корпоративные Выпускаются коммерческими  организациями различных видов.
По  срочности Срочные Устанавливается условиями выпуска период времени, по окончании которого номинал облигации возвращается его последнему владельцу. Могут быть краткосрочные (до одного года), среднесрочные (до 25 лет), долгосрочные (от 25 до 30 лет).
Бессрочные Конкретный  срок выкупа не устанавливается, эмитент может погасить в любой момент облигации с предварительным уведомлением.
По  конвертируемости Конвертируемые Владелец имеет  право на определенных условиях обменять облигацию на определенное количество других ценных бумаг данной компании. 
Неконвертируемые Владелец не имеет права на конвертацию облигаций  в иные ценные бумаги.
По  доходности Купонные Доход выплачивается  в виде определенного процента к  номиналу облигаций и на протяжении всего срока ее  существования. Может быть фиксированная процентная ставка, плавающая и равномерновозрастающая.
Дисконтные Доход по облигации  определяется в виде разницы между  номиналом облигации и ценой  ее приобретения владельцем, которая  всегда меньше номинала.
По  обеспеченности Обеспеченные Выпускаются под  залог у третьего лица, которым обычно является банк. Предметом залога могут быть ценные бумаги, недвижимое имущество, ценное оборудование.
Необеспеченные Не имеют  какого-либо обеспечения, но на самом  деле они уже являются обеспеченными  без заранее определенным видом  имущества.
 
 

     Облигации могут иметь различные стоимости: нарицательную (номинальную), конверсионную, выкупную и рыночную.

     Стоимость ценной бумаги обычно отличается от ее цены, т.к. стоимость фиксирует определенное мнение профессионального оценщика, покупателя, продавца, потенциального инвестора или эмитента, посредника, а цена отражает условия состоявшейся сделки. Таким образом, стоимость ценной бумаги субъективно определена, установлена, а цена – объективно материализована, зафиксирована.

     Нарицательная стоимость – это сумма, которая предоставляется в заем и подлежит возврату по истечении срока облигационного займа. Напечатана на самой облигации и используется чаще всего в качестве базы для начисления процентов. Этот показатель имеет значение только в двух случаях: в момент выпуска облигации при установлении цены размещения, а также в моменты начисления процентов, если последние привязаны к номиналу. В период размещения облигационного займа цена облигации, как правило, совпадает с ее нарицательной стоимостью. Номинальную стоимость облигации устанавливает эмитент.

     Конверсионная стоимость - расчетный показатель, характеризующий  стоимость облигации, в условиях эмиссии которой предусмотрена  возможность конвертации ее при  определенных условиях в обыкновенные акции фирмы – эмитента.

     Выкупная  цена (стоимость), цена досрочного погашения, отзывная цена - это цена, по которой  производится выкуп облигации эмитентом  по истечении срока облигационного займа или до этого момента, если такая возможность предусмотрена  условиями займа. Эта цена совпадает с нарицательной стоимостью, как правило, в том случае, если заем не предполагает досрочного его погашения. Поэтому, с позиции оценки, разделяют два вида займов: без права и с правом досрочного погашения. В первом случае облигации погашаются по истечении периода, на который они были выпущены. Во втором случае возможен отзыв облигаций с рынка (досрочное погашение). Как правило, инициатива такого отзыва принадлежит эмитенту.

     Рыночная (курсовая) цена (стоимость) облигации  определяется конъюнктурой рынка. Определяется уровнем ссудного процента, кредитным рейтингом эмитента, сроком до погашения, наличием отложенного или выкупного фонда и уровнем риска вложений.

     Приобретая  корпоративные облигации, инвестор должен оценить их инвестиционные качества и взвесить риск и доходность по этим ценным бумагам. Корпоративные облигации привлекательны тем, что имеют средний риск, гарантированную доходность, высокую ликвидность, надежность и безопасность за счет формирования страхового и выкупного фондов при эмиссии облигаций. В отличие от акций имеют конечный срок погашения.

     Владельцы облигаций имеют преимущество перед  акционерами, т.к.  корпоративная  облигация обладает старшинством перед  акцией в выплате процентов. Например, если предприятие заработало прибыль, размер которой достаточен только для погашения обязательств по облигациям, акционеры не получат никаких дивидендов. Эмитент обязан гасить купоны и номинал облигации в установленные сроки, иначе он может быть объявлен неплатежеспособным, что повлечет за собой его ликвидацию. При ликвидации предприятия его имущество в первую очередь идет на погашение обязательств перед владельцами облигаций; и только оставшаяся часть распределяется между акционерами. Выпуск облигаций обеспечен  гарантиями крупных компаний банков.

       Это происходит потому, что эмитенты  облигаций являются заемщиками, должниками перед держателями  облигаций, поэтому невыполнение  эмитентом взятых перед держателями  долговых обязательств влечет  за собой законные процедуры  взыскания задолженности, вплоть до банкротства. 

     Безусловно, что для вкладчика ставящего  на первое место надежность своих  инвестиций  облигации, как ценная бумага с фиксированным и гарантированным  доходом, выглядит наиболее привлекательной.

 

     Для эмитента в экономическом смысле облигации выгоднее: эмитент с инвестором связан напрямую, за счет чего – более низкий процент, который платит эмитент облигаций.

     Выпуск  облигаций содержит ряд привлекательных  черт для компании-эмитента: посредством  их размещения хозяйственная организация может мобилизовать дополнительные ресурсы без угрозы вмешательства их держателей-кредиторов в управление финансово-хозяйственной деятельностью заемщика. Следовательно, выпуск облигаций открывает для предприятий прямой источник привлечения инвестиций, в то же время не затрагивает отношения собственности.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ  РОССИЙСКОГО РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ  ЦЕННЫХ БУМАГ

 
     
    1.  СТАНОВЛЕНИЕ  РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ:  ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
 

     В дореволюционной России хорошо развитый фондовый рынок после 1917 года оказался разрушенным, были ликвидированы фондовые биржи, исчезли из обращения ценные бумаги, потерян круг профессионалов, работавших на этом рынке. 

Информация о работе Рынок корпоративных облигаций