Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:26, дипломная работа
Учет затрат – важнейший инструмент управления предприятием. Необходимость учета затрат на производство растет по мере того, как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности.
Введение.
I Сущность и экономическая характеристика себестоимости продукции.
1.1. Сущность, экономическая характеристика и классификация затрат.
1.2. Характеристика различных систем учета затрат.
1.3. Анализ безубыточности производства.
II Анализ себестоимости промышленной продукции
ОАО "Электромашина".
2.1. Краткая социально-экономическая характеристика ОАО"Электромашина".
2.2. Анализ общей суммы затрат на производство промышленной продукции.
2.3. Анализ затрат по статьям калькуляции.
2.4. Анализ себестоимости продукции.
2.4.1. Организация учета затрат себестоимости по переменным расходам.
2.4.2. Анализ себестоимости, исчисленной по переменным затратам.
2.5. Анализ затрат на 1 рубль выпущенной продукции.
2.6. Анализ эффективности использования производственных ресурсов.
III Резервы снижения себестоимости.
Заключение.
Список использованной литературы.
Исходя из показателя порога рентабельности найдем пороговое (критическое) значение объема производства в натуральном выражении.
Обычно для этого используются формулы:
q = R или q = C ;
p p – v
где:
q – пороговое количество товаров;
R – порог рентабельности данного товара;
P – цена реализации;
С – постоянные затраты, необходимые для деятельности реализации;
V
- переменные затраты на единицу товара.
Эти формулы можно
q =
C + Y1___________________
(p1 – v1) + (p2 – v2) + … + (pn – vn)
Y1 – удельный вес I-го вида продукции в общей выручке от реализации
(в долях единицы);
Pi и Vi – соответственно цена I-го вида продукции и переменные затраты на единицу I-го вида продукции;
n
- количество видов продукции.
Таблица 2.14.
Определение критического объема производства
по каждому виду продукции.
|
Как видно, пороговое значение объема производства было достигнуто только по четырем из девяти видов продукции. Следовательно, выручка от реализации пяти видов продукции не покрывает постоянные расходы, приходящие на их долю.
Ту
же ситуацию показывает расчет порога
рентабельности по каждому виду продукции.
Таблица 2.15.
Определение порога рентабельности по
каждому виду продукции.
|
Для того, чтобы определить порог рентабельности по каждому виду продукции, нужно знать сумму постоянных затрат на каждый вид продукции. Для этого общая сумма постоянных затрат распределяется на каждый вид продукции пропорционально их доли в общей выручке от реализации.
Например, на долю электродвигателей приходится постоянных затрат в сумме 11736 тыс.руб. = (14507 * 0,809). Порог рентабельности этого вида составляет 26432 тыс.руб. = (11736 : 0,444).
Сопоставляя значения порога рентабельности и выручки каждого вида продукции, заметим, что пять видов продукции не достигли своего порога рентабельности. Положительный результат от реализации доли электродвигателя. Реализации предохранительных устройств не хватило на покрытие убытков от реализации других видов продукции, поэтому общий результат-убыток.
Деление затрат на постоянные и переменные позволяет рассматривать различные варианты их сочетания и определить, как они влияют на результат от реализации.
Изменяя величину выручки от реализации, а следовательно, величину переменных затрат, сталкивающие с явлением, которое называется эффектом производственного (операционного) рычага. Суть его в том, что любое изменение выручки от реализации порождает еще более сильное изменение прибыли.
Рассмотрим пример:
Если предприятие будет стремиться довести выручку от реализации до порогового значения и изменит ее, допустим на 1,1%, то величина выручки составит:
35527 + 391 = 35918 тыс.руб.
одновременно на 1,1% увеличатся переменные затраты:
21179 + 233 = 21412 тыс.руб.
постоянные затраты останутся неизменны.
Суммарные затраты равны 35919 тыс.руб.
Результат от реализации равен – 1 тыс.руб., то есть убыток.
Таким образом, при увеличении выручки на 1,1% мы снизили убыток на 99%.
Решая задачу максимизации прибыли, можно манипулировать увеличением или уменьшением не только переменных, но и постоянных затрат, и в зависимости от этого вычислять, на сколько процентов изменится результат от реализации.
Например, если с одновременным увеличением выручки на 1,1% снизить постоянные расходы хотя бы на 1%, то получим следующую ситуацию:
Постоянные расходы составили 14362 тыс.руб.
Суммарные затраты равны 35774 тыс. руб.
Результат от реализации – прибыль в размере 144 тыс.руб.
Таким образом, при увеличении переменных затрат на 1,1% и снижении постоянных на 1%, результат от реализации увеличился на 145%.
Доля определения силы воздействия производственного рычага применяют отношение результата от реализации после возмещения переменных затрат к прибыли.
В нашем примере сила воздействия производственного рычага равна (35527 – 21179) : (-159) = 90,2.
Это означает, что при увеличении выручки от реализации, допустим на 1,1%, результат от реализации возрастает на 99%, что и было видно из вышеприведенных расчетов.
Сила воздействия производственного рычага всегда рассчитывается доля определенного размера выручки от реализации. Изменяется выручка от реализации- изменяется и сила воздействия производственного рычага (табл.2.11.).
Эффект производственного рычага поддается контролю на основе учета зависимости силы воздействия рычага от удельного веса постоянных затрат в суммарных затратах: чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек (при постоянной выручке от реализации), тем сильнее действует производственный рычаг, и наоборот (табл.2.12.).
Когда снижается выручка от реализации, сила воздействия производственного рычага возрастает как при повышении, так и при понижении удельного веса постоянных затрат в общей их сумме. Каждый процент снижения выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли, причем сила производственного рычага возрастает быстрее, чем увеличиваются постоянные затраты.
При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности уже пройден, сила воздействия производственного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается).
Все это полезно для выработки деталей коммерческой политики предприятия. При пессимистических прогнозах динамики выручки от реализации нельзя раздувать постоянные затраты, так как потеря прибыли от каждого процента потери выручки может оказаться многократно большей из-за сильного эффекта производственного рычага. При снижении доходов предприятия постоянные затраты уменьшить трудно. Это означает, что высокий удельный вес постоянных затрат в общей их сумме свидетельствует об слаблении гибкости предприятия. В случае необходимости круто диверсифицироваться, предприятию будет сложно и в организационном, и особенно в финансовом смысле.