Учет затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:26, дипломная работа

Описание

Учет затрат – важнейший инструмент управления предприятием. Необходимость учета затрат на производство растет по мере того, как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности.

Содержание

Введение.

I Сущность и экономическая характеристика себестоимости продукции.
1.1. Сущность, экономическая характеристика и классификация затрат.
1.2. Характеристика различных систем учета затрат.
1.3. Анализ безубыточности производства.
II Анализ себестоимости промышленной продукции
ОАО "Электромашина".
2.1. Краткая социально-экономическая характеристика ОАО"Электромашина".
2.2. Анализ общей суммы затрат на производство промышленной продукции.
2.3. Анализ затрат по статьям калькуляции.
2.4. Анализ себестоимости продукции.
2.4.1. Организация учета затрат себестоимости по переменным расходам.
2.4.2. Анализ себестоимости, исчисленной по переменным затратам.
2.5. Анализ затрат на 1 рубль выпущенной продукции.
2.6. Анализ эффективности использования производственных ресурсов.
III Резервы снижения себестоимости.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Дип.работа по затратам.doc

— 713.00 Кб (Скачать документ)

      Исходя  из показателя порога рентабельности найдем пороговое (критическое) значение объема производства в натуральном  выражении.

      Обычно  для этого используются формулы:

q = R      или   q =      C        ;  

       p                         p – v

где:

q – пороговое количество товаров;

R – порог рентабельности данного товара;

P – цена реализации;

С – постоянные затраты, необходимые для деятельности реализации;

V - переменные затраты на единицу товара. 

        Эти формулы можно использовать, когда производится один вид продукции, который своей выручкой от реализации покрывает все переменные затраты предприятия. Когда же выпускаются несколько видов продукции, расчет объема производства, обеспечивающего безубыточность определенного вида продукции, осуществляется по формуле, учитывающей роль этого товара в общей выручке от реализации и приходящуюся, таким образом, на него долго в постоянных затратах.

q =           C + Y1___________________                 ,где

     (p1 – v1) + (p2 – v2) + … + (pn – vn)

Y1 – удельный вес I-го вида продукции в общей выручке от реализации

(в долях  единицы);

Pi и Vi – соответственно цена I-го вида продукции и переменные затраты на единицу I-го вида продукции;

n - количество видов продукции. 

Таблица 2.14.

Определение критического объема производства

по  каждому виду продукции.

Вид Доля I-го Цена  за Перем. Выпуск  продукции Откло-
продукции вида  в единицу затраты крит. факт. нение
  общей изделия, на  единицу      
  выручке руб. изделия, руб.      
A 1 2 3 4 5 6
Эл\двигатели 0,809 19755 10981 1337 1455 118
Эл\чайники 0,061 72,7 51,7 42139 30000 -12139
Эл\кипятильники 0,063 15,8 12 240511 142000 -98511
Ротор 0,013 1404 710 272 326 54
Деревообработка 0,008 95 93 58028 2991 -55037
Предохр.устройства 0,005 124 49 967 1455 488
Тэны 0,014 28,5 30,3 112832 16350 -96482
СТО 0,003 4000 2183 24 30 6
Мех.обр-ка сплава 0,024 168,8 160,9 44051 5 -44046
 

      Как видно, пороговое значение объема производства было достигнуто только по четырем  из девяти видов продукции. Следовательно, выручка от реализации пяти видов продукции не покрывает постоянные расходы, приходящие на их долю.

      Ту  же ситуацию показывает расчет порога рентабельности по каждому виду продукции. 

Таблица 2.15.

Определение порога рентабельности по

каждому виду продукции.

Вид Выручка Перем. Рез-тат Пост. зат- Рез-тат Порог
продукции от затраты, после воз- раты  по от  реали- рента-
  реал-ции тыс.руб. мещения пе- виду  про- зации бельности
      рем. затрат дукции    
Эл\двигатели 28744=1 15978=0,556 12766=0,444 11736 1030 26432
Эл\чайники 2182=1 1551=0,711 631=0,289 885 -254 3062
Эл\кипятильники 2249=1 1704=0,758 545=0,242 914 -369 3777
Ротор 458=1 231=0,504 227=0,496 189 38 381
Деревообработка 284=1 278=0,979 6=0,021 116 -110 5523
Предохр.устройства 180=1 72=0,4 108=0,6 73 35 122
Тэны 466=1 495=1,06 -29 203 -232 3215
СТО 120=1 65=0,542 55=0,458 43 12 94
Мех.обр-ка сплава 844=1 805=0,954 39=0,046 348 -309 7565
Итого: 35527=1 21179=0,596 14348=0,404 14507 -159 35908
 

      Для того, чтобы определить порог рентабельности по каждому виду продукции, нужно знать сумму постоянных затрат на каждый вид продукции. Для этого общая сумма постоянных затрат распределяется на каждый вид продукции пропорционально их доли в общей выручке от реализации.

      Например, на долю электродвигателей приходится постоянных затрат в сумме 11736 тыс.руб. = (14507 * 0,809). Порог рентабельности этого вида составляет 26432 тыс.руб. = (11736 : 0,444).

      Сопоставляя значения порога рентабельности и выручки  каждого вида продукции, заметим, что  пять видов продукции не достигли своего порога рентабельности. Положительный результат от реализации доли электродвигателя. Реализации предохранительных устройств не хватило на покрытие убытков от реализации других видов продукции, поэтому общий результат-убыток.

      Деление затрат на постоянные и переменные позволяет рассматривать различные варианты их сочетания и определить, как они влияют на результат от реализации.

      Изменяя величину выручки от реализации, а  следовательно, величину переменных затрат, сталкивающие с явлением, которое  называется эффектом производственного (операционного) рычага. Суть его в том, что любое изменение выручки от реализации порождает еще более сильное изменение прибыли.

      Рассмотрим  пример:

Если  предприятие будет стремиться довести  выручку от реализации до порогового значения и изменит ее, допустим на 1,1%, то величина выручки составит:

35527 + 391 = 35918 тыс.руб.

одновременно  на 1,1% увеличатся переменные затраты:

21179 + 233 = 21412 тыс.руб.

постоянные  затраты останутся неизменны.

      Суммарные затраты равны 35919 тыс.руб.

      Результат от реализации равен – 1 тыс.руб., то есть убыток.

      Таким образом, при увеличении выручки  на 1,1% мы снизили убыток на 99%.

      Решая задачу максимизации прибыли, можно  манипулировать увеличением или  уменьшением не только переменных, но и постоянных затрат, и в зависимости от этого вычислять, на сколько процентов изменится результат от реализации.

      Например, если с одновременным увеличением выручки на 1,1% снизить постоянные расходы хотя бы на 1%, то получим следующую ситуацию:

      Постоянные  расходы составили 14362 тыс.руб.

      Суммарные затраты равны 35774 тыс. руб.

      Результат от реализации – прибыль в размере 144 тыс.руб.

      Таким образом, при увеличении переменных затрат на 1,1% и снижении постоянных на 1%, результат от реализации увеличился на 145%.

      Доля определения силы воздействия производственного рычага применяют отношение результата от реализации после возмещения переменных затрат к прибыли.

      В нашем примере сила воздействия  производственного рычага равна (35527 – 21179) : (-159) = 90,2.

      Это означает, что при увеличении выручки от реализации, допустим на 1,1%, результат от реализации возрастает на 99%, что и было видно из вышеприведенных расчетов.

      Сила  воздействия производственного  рычага всегда рассчитывается доля определенного  размера выручки от реализации. Изменяется выручка от реализации- изменяется и сила воздействия производственного рычага (табл.2.11.).

      Эффект  производственного рычага поддается  контролю на основе учета зависимости  силы воздействия рычага от удельного  веса постоянных затрат в суммарных затратах: чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек (при постоянной выручке от реализации), тем сильнее действует производственный рычаг, и наоборот (табл.2.12.).

      Когда снижается выручка от реализации, сила воздействия производственного рычага возрастает как при повышении, так и при понижении удельного веса постоянных затрат в общей их сумме. Каждый процент снижения выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли, причем сила производственного рычага возрастает быстрее, чем увеличиваются постоянные затраты.

      При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности уже пройден, сила воздействия производственного  рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается).

      Все это полезно для выработки  деталей коммерческой политики предприятия. При пессимистических прогнозах  динамики выручки от реализации нельзя раздувать постоянные затраты, так  как потеря прибыли от каждого процента потери выручки может оказаться многократно большей из-за сильного эффекта производственного рычага. При снижении доходов предприятия постоянные затраты уменьшить трудно. Это означает, что высокий удельный вес постоянных затрат в общей их сумме свидетельствует об слаблении гибкости предприятия. В случае необходимости круто диверсифицироваться, предприятию будет сложно и в организационном, и особенно в финансовом смысле.

Информация о работе Учет затрат