Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 10:57, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение теоретических и методических основ анализа кредитоспособности заемщика и проведение оценки кредитоспособности на практическом примере.
В процессе написания работы решались следующие задачи:
1) характеристика понятий кредитоспособности; изучение принципов анализа кредитоспособности физических лиц;
2) раскрытие места анализа кредитоспособности в системе анализа финансового состояния;
3) постановка цели и задач анализа кредитоспособности заемщика;
4) построение системы нормативно-правового и информационного обеспечения анализа;
5) рассмотрение основных методических подходов к оценке кредитоспособности;
6) изучение методики анализа кредитоспособности заемщика - физического лица в ЗАО «Банк Русский Стандарт»;
7) проведение анализа кредитоспособности заемщика на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»; формирование рекомендаций по совершенствованию анализа кредитоспособности.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты оценки кредитоспособности заемщика
1.1 Кредитная политика как основной инструмент достижения стратегических целей коммерческого банка
1.2 Методики оценки кредитоспособности физических лиц
1.3 Сравнительная характеристика мирового и российского опыта в оценке кредитоспособности заемщиков
Глава 2. Анализ кредитоспособности физических лиц на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»
2.1 Общая характеристика развития Банка
2.2 Анализ ссудной задолженности Банка
2.3 Методика оценки финансового положения физического лица
Глава 3. Основные проблемы в потребительском кредитовании физических лиц
3.1 Основные принципы скоринговой системы и ее недостатки в принятии решений в ЗАО «Банк Русский Стандарт»
3.2 Деревья решений как вариант устранения недостатков скоринговой системы
3.3 Меры по решению проблем не возврата кредитов при применении скоринговой системы в ЗАО «Банк Русский Стандарт
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложение
Стратегией развития Банка
предусмотрены инвестиции в современные
информационные технологии, позволяющие
создавать оперативную среду
взаимодействия с клиентами, снижать
операционные издержки, добиваясь при
этом конкурентного преимущества. Основные
тенденции развития банковского
сектора за 5 последних завершенных
финансовых лет либо за каждый завершенный
финансовый год, а также основные
факторы, оказывающие влияние на
состояние банковского сектора.
За 5 последних завершенных
Уверенный рост экономики
и оживленный потребительский спрос
в Российской Федерации способствовали
повышению кредитоспособности российских
банков. Путем выпуска еврооблигаций,
привлечения стратегических зарубежных
инвесторов, значительно увеличилось
привлечение российскими
После десяти лет динамичного экономического роста Россия сталкивается с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Его воздействие на Россию имеет свою специфику. Это связано с накопленными деформациями структуры экономики, высокой зависимостью от экспорта природных ресурсов, слабой конкурентоспособностью несырьевых секторов экономики, неразвитостью ряда рыночных институтов, включая финансовые. Одним из приоритеных направлений в программе антикризисных мер Правительства РФ – является формирование мощной финансовой системы как надежной основы для развития национальной экономики.
Совместно с Банком России
реализуются меры по рефинансированию
банковской системы. Предусматривается
возможность выделения в 2009 году
495 млрд. рублей на поддержку банковской
системы, в том числе 280 млрд. рублей
– на капитализацию банков, 215 млрд.
рублей - фондирование за счет Фонда
национального благосостояния. При
этом предоставление государственной
поддержки будет увязано с
кредитованием реального
Объемы операций кредитования
Банка России значительно увеличились,
так, объем предоставленных
Таблица 3 – Динамика выданных кредитов
VALIGN=TOP> Сентябрь 1890794,0 6603,7 32953,1 155611,5 ИТОГО ЗА 2009 г. 16622944,0 240733,3 251466,6 1846667,9
В 1999 Банк Русский Стандарт вывел на банковский рынок России принципиально новую услугу - розничный кредит, заложив, таким образом, основу для развития нового сегмента банковской деятельности. Сегодня Банк — один из крупнейших национальных финансовых институтов общефедерального значения. Банк реализует кредитные программы для населения более чем в 1180 населенных пунктах страны.
Банк Русский Стандарт — лидирующий частный банк на рынке кредитования населения. Сегодня количество клиентов Банка превышает 22 млн. человек, общий объем предоставленных населению займов превышает 30 млрд. долларов. Банк Русский Стандарт выпустил для своих клиентов более 25,8 млн. кредитных карт, а в 2005 году приступил к эксклюзивному выпуску и обслуживанию на территории России кредитных карт American Express. Банк Русский Стандарт входит в число крупнейших российских банков по всем ключевым финансовым показателям деятельности. Банк занимает высокие позиции в рейтингах «1000 крупнейших банковских институтов мира» и «300 крупнейших банков Европы», формируемых авторитетным британским журналом The Banker.
«Современный банковский бизнес должен строиться на ответственности: деловой, социальной, клиентской. Стратегия Банка строится на данном принципе, и предполагает сохранение лидирующих рыночных позиций, повышение лояльности клиентов, как самого главного актива нашей деятельности. Комплексный подход к управлению рисками, решение системных проблем банковской инфраструктуры, обучение квалифицированного персонала, развитие перспективных банковских продуктов позволит Банку оставаться ведущей финансовой организацией в России».
Стратегия развития Банка
Русский Стандарт на 2009 год предполагает
удержание рыночной доли в ключевых
продуктовых категориях розничного
сектора, а также диверсификацию
бизнеса Банка за счет развития продуктового
ряда. Банк Русский Стандарт рассматривает
в качестве приоритета развитие рынка
розничных услуг для населения.
В 2009-2010 годах Банк Русский Стандарт
продолжит работу по совершенствованию
клиентских сервисов, улучшению качества
и конкурентоспособности
Основным видом деятельности банка является кредитование физических лиц, в сегментах «потребительское кредитование» (кредиты, выдаваемые в местах продаж), «кредитование с помощью кредитных карт», а также депозитные услуги для населения.
Рассмотрим место Банка в каждом из этих сегментов и укажем на имеющихся в них конкурентах.
Доля рынка Банка Русский Стандарт на 1 июля 2009 года.
1. Рынок кредитования в местах продаж.
Банк Русский Стандарт является ключевым игроком на рынке потребительского кредитования. Основные конкуренты в этом секторе– ХКФ Банк, Альфа-банк.
2. Рынок кредитных карт.
Банк Русский Стандарт является лидером на рынке кредитования с помощью кредитных карт. Конкуренты Банка в этом сегменте - ХКФ Банк, ВТБ 24.
3. Рынок депозитов
Банк Русский Стандарт
активно наращивает рыночную долю в
сегменте сберегательных инструментов.
Основные лидеры в этом секторе –
Сбербанк, ВТБ24, Банк Москвы. Перечень
факторов конкурентоспособности
-Широкий спектр услуг
и новых банковских продуктов
в секторе кредитования
- Значительная сеть
- Постоянное совершенствование
клиентского сервиса,
- Развитая сеть розничного
бизнеса в сегменте
- Простота и удобство получения кредита:
- принятие кредитного решения за 15 минут,
- оптимальный набор документов для получения кредита.
- Возможность бесплатного погашения через сеть приемных банкоматов.
· Круглосуточный телефонный информационно-справочный центр.
· Безупречная кредитная история перед кредиторами, позволяют рассчитывать на дальнейшее развитие международного сотрудничества с финансовыми институтами для привлечения ресурсов с невысокой стоимостью.
-Отсутствие ежемесячных
комиссий по всем видам
Имеющиеся у Банка Русский Стандарт конкурентные преимущества позволяют сохранить лидерство во всех значимых для него сегментах рынка банковских услуг.
Укрепить позицию лидера
в секторе кредитования физических
лиц Банк сумел за счет интенсивного
развития региональной сети. Стабильность
бизнеса Банка в настоящее
время и в среднесрочной
Экономический кризис в мире
оказал существенное влияние на ситуацию
в банковском секторе России в 2008
году. Банковская система России столкнулась
с оттоком ликвидности и
В 2008 году стало очевидно,
что благоприятное развитие экономики
в 2006 - 2007 годах, сопровождавшееся увеличением
инвестиций в розничную торговлю,
ускорением темпов формирования региональной
сети крупнейших российских банков и
расширением экспансии
Конец 2008 года – начало 2009 года обозначили новые тенденции развития рынка розничного кредитования. Рост стоимости кредитных ресурсов, увеличение рисков, нестабильная финансовая ситуация в целом обусловили новый подход банков к кредитованию. На первое место вышел не объем выдач и рост портфеля, а качество займов и возможность клиента обслуживать кредит.
Общие тенденции развития рынка потребительского кредитования в 2009 году.
Негативные:
- Значительное сокращение объемов кредитования.
- Рост объемов просроченной задолженности по кредитам.
- Применение более серьезных процедур оценки заемщиков.
- Сокращение присутствия Банков в торговых точках для снижения доли высокорисковых кредитов в структуре портфеля.
- Увеличение процентных ставок, комиссий.
Позитивные:
- Реализация мер
- Рост конкуренции на рынке депозитов, наращивание Банками депозитного портфеля.
Возможные факторы, которые могут негативно повлиять на основную деятельность кредитной организации - эмитента, и возможные действия кредитной организации - эмитента по уменьшению такого влияния
Вектор развития финансового сектора, в частности, рынка кредитования населения, целиком и полностью зависит от макроэкономической ситуации в стране. Возможное ухудшение ситуации в экономике страны, выраженное снижением доходов населения и потребления может оказать негативное влияние на развитие финансовых институтов, развивающих кредитные услуги для населения.
Возможные факторы, которые могут негативно повлиять на основную деятельность кредитной организации - эмитента связаны с общеэкономическими рисками.
В Банке существует система управления рисками, она является важнейшей частью процесса принятия решений, постоянно модернизируется в соответствии с изменяющимися экономическими условиями, требованиями со стороны ЦБ РФ, ФСФР и других регулирующих органов, а также рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору.
2.2 Анализ ссудной задолженности Банка
Ссудная задолженность банка образуется за счет активных банковских операций, а именно за счет кредитования юридических и физических лиц. В приложении 3 была проанализирована динамика выданных кредитов в период 2006-2008 гг. Данные диаграммы рисунка 1 позволяют сделать вывод об увеличении сумм выданных кредитов и как следствие увеличении ссудной задолженности кредитного учреждения.
Структура выданных кредитов
представлена в приложении 4. Анализ
таблицы позволяет сделать
Рисунок 1 – Динамика выданных кредитов за период 01.01.2007 – 01.10.2009
Быстрое увеличение доли операций по кредитованию населения в активах банка связано с тем, что для кредитования реального сектора и финансовых учреждений на более-менее значимые сроки и суммы требуются значительные объемы «длинных денег», проблему нехватки которых невозможно решить без привлечения новых источников финансирования активов. Определенную роль в стимуляции роста объемов кредитования должно сыграть и то, что за прошедший год разрыв между средневзвешенными ставками по срочным рублевым депозитам и выданным кредитам сокращался, причем в первую очередь за счет снижения последних. Это способно понизить стимулы населения к накоплению и увеличить их интерес к получению кредитов. Новые ставки вполне способны укрепить пошатнувшиеся позиции монополиста в сфере целевого кредитования и оттянуть часть заемщиков у других банков. [44]
Рисунок 2 – Структура выданных кредитов за период 01.01.2007 – 01.10.2009
Сумма просроченной задолженности перед банками со стороны физических лиц также увеличивается. От общего объема выданных кредитов это уже 2%. Тем не менее, финансисты пока достаточно спокойно реагируют на эти данные. Пока уровень не возвратов кредитов физическими лицами далек от критического. Критическим считается уровень 5%.
Половина объема просроченной задолженности приходится на экспресс-кредиты (в том числе на «быстрые кредиты», выдаваемые по пластиковым картам). [53]
Для того чтобы снизить убытки коммерческие банки создают резервы. Проанализируем изменение данного показателя в динамике.
Таблица 4 – Динамика изменения суммы резервов и их доли в общей сумме кредитов
Показатель |
на 1 января 2007 |
на 1 января 2008 |
на 1 января 2009 |
на 1 октября 2009 |
Кредиты и авансы клиентам |
616234 |
688350,96 |
1338098,88 |
1774000 |
Резерв под обесценение кредитного портфеля |
16770 |
33335 |
45505 |
65982 |
В % к сумме выданных кредитов |
2,721 |
4,843 |
3,401 |
3,719 |
Информация о работе Анализ кредитоспособности физических лиц на примере ЗАО "Банк Русский Стандарт"