Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 13:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических положений о понятии андеррайтинга, о его видах и формах, тенденциях и проблемах развития в России и за рубежом.
Такая цель предопределила постановку следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы андеррайтинга на рынке ценных бумаг, систематизировать исследования по классификации его видов
- проанализировать опыт развитых фондовых рынков и современное состояние андеррайтинга в России
- обозначить перспективы и проблемы развития андеррайтинга на российском рынке ценных бумаг
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы андеррайтинга на рынке ценных бумаг 5
1.1. Понятие и функции андеррайтинга 5
1.2. Виды андеррайтинга 7
Глава 2. Особенности андеррайтинга на рынке ценных бумаг 11
2.1. Международная практика андеррайтинга 11
2.2. Андеррайтинг в России 16
Глава 3. Тенденции и проблемы развития андеррайтинга в России 23
3.1. Перспективы развития российского андеррайтинга 23
3.2. Проблемы развития андеррайтинга в России 26
Заключение 29
Список использованных источников 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 33
Несколько иной характер договора имеет андеррайтинг «на базе лучших традиций». В этом случае по условиям соглашения с эмитентом андеррайтер обязуется приложить максимум усилий для размещения ценных бумаг. По выкупу нераспространенных частей эмиссии он несет финансовую ответственность. Тем самым все финансовые риски полностью ложатся на эмитента. Андеррайтер берет комиссионные за то количество бумаг, которое он реализовал, а нереализованная часть эмиссии возвращается эмитенту. Таким образом, у эмитентов возрастает риск неполного размещения ценных бумаг.
При андеррайтинге «стэнд-бай» андеррайтер обязуется выкупить для последующего размещения часть невыкупленной эмиссии прежними акционерами или теми, кто приобрел у них это право.
Согласно андеррайтингу на принципах «все или ничего» андеррайтер обязуется полностью разместить эмиссию. Действие договора прекращается, если андеррайтеру не удается выполнить свои обязательства. Таким образом, этот вид весьма положителен для эмитента и одновременно является критическим и форс-мажорным для андеррайтера.
Эмитент может заключить договор на комплекс услуг по размещению ценных бумаг с авансированием или без авансирования. При всех прочих условиях андеррайтер в лице инвестиционного фонда или компании может выдать аванс за взятые им для размещения ценные бумаги, а может и не включать в условия договора эти обязательства, т.е. обходиться без авансирования.
Суть конкурентного андеррайтинга заключается в подготовке эмиссии и ее выкупе на основе конкуренции разных андеррайтеров. Договор с эмитентом заключает тот андеррайтер, который предложит лучшие ценовые и иные условия по сравнению с конкурентами5.
Неконкурентный андеррайтинг предполагает выбор эмитентом андеррайтера на основе устойчивых бизнес-отношений и корпоративных деловых контактов. Этот вид наиболее популярен среди отечественных компаний, обычно заключается с хорошо известным эмитенту банком, который позволяет получать скидки на проведение андеррайтинга. Недостаток – в качестве монополиста банк диктует свои условия.
Из
вышеперечисленных видов
Основной
документ, регламентирующий отношения
между эмитентом и
В процессе андеррайтинга между партнерами складываются особенные отношения, которые подразумевают кроме соблюдения всех условий договора, еще и непременное выполнение некоторых этических правил. Обслуживающий выпуск банк имеет доступ к закрытой для других, то есть инсайдерской информации о развитии стоимости курса ценной бумаги, о позиции на рынке, финансовое состояние эмитента, и т.д. Поэтому существует несколько обязательных для исполнения условий:
1)
Интересы клиента должны
2)
Инвестиционный банк не вправе
манипулировать ценами на
3)
Подготовка выпуска и
4)
Инвестиционный банк и его
сотрудники не имеют права
использовать служебную
На фондовых рынках стран ЕС действуют жесткие правила и требования, поддерживаемые органами государственного регулирования, профессиональными участниками, что минимизирует финансовые риски и коррупции. На таких рынках регулирующие органы, при широких надзорных полномочиях, имеют право выносить решения об аннулировании сделки, требовать от кампании возврата средств инвесторам, налагать денежные санкции в крупных размерах. Андеррайтер обязан иметь определенный объем собственных финансовых средств.
Опыт
стран ЕС показывает, что рынок
ценных бумаг как масштабный источник
инвестиций имеет существенные налоговые
льготы. Андеррайтер прямо
Исторически
так сложилось, что Кипр стал первой
страной, в которой российские брокеры
начали открывать свои представительства.
Причины очевидны – оффшорный
статус Кипра давал большие
Почти 95% от всего объема торгов на кипрской бирже приходится на компании финансового сектора, при этом порядка 70% от оборота приходится лишь на две компании. Поэтому очевидно, что «прописываясь» на Кипре, брокеры интересуются, прежде всего, не инвестициями в небольшие кипрские компании, а теми преимуществами, которые дает лицензия Кипрской комиссии по ценным бумагам и биржам (CySEC).
В 2004 году Кипр стал полноправным членом ЕС, вследствие чего правила ведения бизнеса в республике были приведены в соответствие с требованиями европейских регуляторов. И хотя ставка налога на прибыль корпораций остается самой низкой по сравнению с другими странами – членами ЕС (10%), а операции с ценными бумагами не облагаются налогом, кипрские регуляторы предъявляют очень жесткие требования к компаниям. В зависимости от того, какими видами деятельности они планируют заниматься, требования к размеру собственного капитала варьируются от 80 000 евро (если компания не занимается хранением активов клиента) до 1 000 000 евро. Компании обязаны иметь прозрачную структуру и раскрывать своих конечных бенефициаров – физических лиц. При этом собственники компании должны быть представлены в менеджменте организации и нести непосредственную ответственность за ее деятельность, а сотрудники - выдержать квалификационные экзамены. Это же относится и к руководителям компании, они также должны иметь опыт управленческой деятельности, соответствующее образование, владеть иностранными языками.
Какие
площадки выбрать, зависит от приоритетов
самих инвесторов. Согласно данным
Международной Федерации
Рис. 1. Динамика капитализации бирж за 10 лет
Действующие в США законы о ценных бумагах и фондовых биржах начинали формироваться в 30-х г.г. XX века в ответ на финансовый кризис 1929 г. Тогда были приняты: Закон 1933 г. “О ценных бумагах”, также известен как Закон о доверии ценным бумагам (Truth in securities law), Закон 1934 г. - Закон о торговле ценными бумагами (Securities Exchange Act), Закон 1940 г. “Об инвестиционных консультантах”, Закон 1940 г. “Об инвестиционных компаниях”. Все эти законы носят общий характер, и их основное назначение - установление базовых принципов и целей государственного регулирования фондового рынка. Комиссия по ценным бумагам и биржам разрабатывает поправки к существующим законам, вносит предложения о принятии новых правил для поддержания стабильности фондовых рынков и защиты инвесторов - в соответствии с изменяющимися условиями, с развитием рынков ценных бумаг, появлению технических новшеств, новых продуктов и услуг9.
Важную роль в регулировании экономических отношений играют саморегулируемые организации такие как National Association of Securities Dealers (NASD), Securities Industry Association, Put and Call Brokers and Dealers Association10 и другие в США.
В
международной практике рынок, закон
и саморегулирование
В большинстве стран эмитенты при IPO могут свободно выбирать между тремя основными видами размещений – по фиксированной цене, путем формирования книги заявок (bookbuilding) и через аукцион. Общим для всех типов размещений является единая цена размещения (clearing price).
Обычно на рынке преобладает какой-либо один способ размещения. К примеру bookbuilding является основным методом размещения при IPO в США и Европе, аукционы – в Австралии, Индии и Израиле.
На развитых рынках основная доля средств при размещении IPO поступает со стороны институциональных инвесторов, в первую очередь, паевых фондов, а также пенсионных и страховых фондов. Именно среди них в основном проводят road-show эмитенты и андеррайтеры (своего рода рекламную компанию, в ходе которой представители инвестиционных банков и эмитента совершают поездки по стране, рекламируя бумаги новой эмиссии на встречах с инвесторами в крупных финансовых центрах).
Предложение ценных бумаг американским инвесторам жестко контролируется Комиссией по ценным бумагам и биржам (The United States Securities and Exchange Commission (SEC)). В соответствии с правилами SEC любая ценная бумага, предлагаемая на публичную продажу, должна быть зарегистрирована ею до совершения самой продажи. Порядок регистрации с годами менялся. Но по-прежнему эмитент обязан предоставить в SEC информацию, касающуюся его баланса, счета прибылей, компенсации, выплачиваемой должностным лицам и директорам, а также другую финансовую информацию, включая указание потенциально убыточных или рисковых событий, которые могут повлиять на финансовое положение компании.
Комплекс мер, осуществляемый инвестиционным банком для проверки и подготовки материалов о правовых аспектах финансово-хозяйственной деятельности эмитента, называется due diligence. Эта процедура представляет собой тщательное исследование деятельности компании и бизнеса с целью удостоверения в том, что раскрываемые сведения не содержат никаких неточностей, двусмысленного толкования, искажений или упущений. Продолжительность Due Diligence занимает от нескольких недель до года в зависимости от структуры и размера бизнеса11.
В
американской практике, как только
регистрационные документы
Информация о работе Андеррайтинг: зарубежный опыт и российская практика