Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:07, курсовая работа
Целью данного курсового исследования является анализ становления системы, функций и роли коммерческих банков, изучение показателей их развития и анализ операций коммерческих банков. Для достижения поставленной цели решаются задачи:
Рассматривается понятие и виды коммерческих банков;
Раскрываются принципы деятельности и функции коммерческого банка;
Анализируется процесс становления отечественной банковской системы;
Анализируется роль банков в современной экономике России.
Современная банковская система - это сфера многообразных услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и т.д.).
Общей целью деятельности банковской системы является создание условий для максимально бескризисного и безопасного функционирования денежного рынка. Превращение группы разрозненных банков в банковскую систему стало возможно благодаря появлению центрального банка как особого системообразующего фактора, как органа управления этой системой. Поэтому на первых этапах своего развития банковская система "держалась" исключительно за счет вертикальных системообразующих связей. В дальнейшем произошло усложнение этой системы, появление различных элементов на первом и втором уровнях банковской системы, выполняющих различные функции. В результате наряду с вертикальными системообразующими связями появились интеграционные процессы на основе возникшего у элементов банковской системы интереса в его сохранении и упрочении.
Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные учреждения, инструменты и методы обслуживания клиентуры.
Рынок банковских услуг также не стоит на месте. Развитие информационных технологий, законодательной базы приводит к развитию различных продуктов и услуг, часть из которых представляют собой модернизацию уже существующих продуктов или услуг, а часть являются совершенно новыми для данного рынка.
История развития кредитных отношений и основного их звена - банка - насчитывает не одну сотню лет. Все это время они совершенствовались и приспосабливались под существовавшие экономические и политические структуры. Банковские институты также прошли свой эволюционный путь - от меняльных контор, обеспечивающих путешественника и торговца необходимой валютой, до современных гигантов, предоставляющих своим клиентам сотни услуг и действующих во всех отраслях экономики. В этот процесс вмешивалось государство, формируя банковскую систему, экономически и социально приемлемую для общества. Функцию формирования обычно выполнял Центральный Банк, создающий нормативную базу для деятельности коммерческих банков.
Таким образом, в зависимости от целей, стоящих перед организациями, включенными в банковскую систему, их подразделяют на коммерческие, основной целью деятельности которых является получение прибыли, и некоммерческие организации, например центральный банк, не имеющий цели получения прибыли.
Итак, в целом структура банковской системы может быть представлена в виде двух уровней:
1. Центральный банк.
2. Банковский сектор:
• универсальные коммерческие банки;
• специализированные коммерческие банки, в том числе:
сберегательные банки, ипотечные банки, инвестиционные банки, внешнеторговые банки, банкирские дома.
• небанковские организации, определяющие инфраструктуру банковской системы, включающие инкассаторские и расчетные учреждения.
Опыт развития
Российского государства