Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:41, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – изучить структуру банковской системы на
уровне теории и на примере белорусской банковской системы. Проанализировать
перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
-рассмотреть структуру банковской системы на уровне теории;
-познакомиться с главными составляющими банковской системы;
-познакомиться с операциями, проводимыми банками;
-рассмотреть структуру белорусской банковской системы;
-рассказать о проблемах и перспективах развития системы.
Введение
1. Концептуальные основы банковской системы.
1.1.Сущность и понятие банковской системы.
1.2.Главные составляющие банковской системы.
1.3.Операции проводимые банками.
2. Характеристика банковской системы Республики Беларусь.
2.1.Банковская система РБ на современном этапе.
2.2.Проблемы и перспективы развития банковской системы РБ.
2.3.Операции проводимые банками РБ.
Заключение
Список литературы
находящемся на хранении в банке. Наше законодательство базируется на узком
понятии банковской тайны (объем сведений о клиенте, которые банк должен
сохранять в тайне, определен достаточно четко). Законодательство и судебная
практика некоторых
того, что правовой режим банковской тайны распространяется на любую информацию,
которая стала известна банку в связи с осуществляемой им деятельностью. Следует
отметить, что принятие БК привнесло
целых ряд прогрессивных
банковской тайны:
во-первых, конкретизирован состав сведений, входящих в банковскую тайну, при
этом он существенно расширился по сравнению со ст.22 ранее действовавшего
Закона "О банках и банковской деятельности". Так, в состав банковской тайны
теперь включены сведения об имуществе, находящемся на хранении в банке. Кроме
того, банки сами могут включать в него иные сведения, однако, не вступая при
этом в противоречие с законодательством;
во-вторых, несмотря на свой специфический статус, наряду с иными банками на
Нацбанк возложено соблюдение режима банковской тайны. Безусловно, это
является позитивным моментом, так как объем информации, получаемой им от
банков в виде отчетности весьма значителен, и если Нацбанк разгласит данную
информацию, правовой режим банковской тайны в иных банках теряет всякий
смысл;
в-третьих, банки-корреспонденты в своем праве на защиту их банковской тайны
приравнены к иным клиентам банков. Из этого можно сделать вывод, что банк
обязан хранить банковскую тайну и по клиентам банка-корреспондента, если
данная информация является частью банковской тайны по сделкам последнего.
Согласно ст.122 БК сведения, составляющие банковскую тайну юрлиц и
индивидуальных
представителям при наличии у них соответствующих полномочий, аудиторским
организациям (аудиторам), осуществляющим их аудит, а также в случаях,
предусмотренных законодательными актами Беларуси: судам (судьям) по находящимся
в их производстве уголовным и гражданским делам; прокурору; с санкции прокурора
-- органам дознания и
производстве уголовным делам; органам Комитета госконтроля; налоговым и
таможенным органам; Нацбанку. Кроме того, банки обязаны представлять Главному
государственному казначейству Минфина данные о состоянии счетов республиканских
органов государственного управления, а также организаций, использующих средства
республиканского и местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и
внебюджетных фондов.
Некоторым государственным органам и должностным лицам предоставлено право
получения информации по счетам юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей (например, судебные исполнители, ГКФР) иными
законодательными актами. В результате возникает коллизия норм, из которой
можно сделать ряд выводов:
1) БК содержит правовые нормы, имеющие специальный предмет правового
регулирования, -- объем и содержание института банковской тайны.
2) Исходя из данного подхода,
информация по банковской
должна предоставляться только тем органам, которые указаны в ст.122 кодекса.
Так, судебные исполнителя утратили свое право на получение подобной
информации, а органы ГКФР сохранили. Это обусловлено тем, что налоговые
органы имеют право на получение информации. А из п.4 Указа Президента от
11.02.98г. N 71 "Об образовании
расследований Республики Беларусь" вытекает, что он действует в
соответствии с Законом "О
государственной налоговой
Беларусь".
Режим банковской тайны по счетам физических лиц является более жестким.
Во-первых, перечень органов, имеющих право получать информацию по счетам и
вкладам в три раза меньше, чем в отношении юридических лиц (органы дознания и
следственные органы, суды, нотариальные конторы, консульские учреждения).
Во-вторых, даже эти инстанции вправе получать информацию не всегда, а лишь в
некоторых случаях, указанных в ст.122 БК.
Еще более строгим является режим банковской тайны по счетам и вкладам
физических лиц в иностранной валюте. С принятием Декрета N 4 налоговые органы
вообще утратили возможность получения подобной информации. Другие органы,
обладавшие правом получать информацию по валютным счетам физических лиц, при
принятии Декрета также его лишились. Такой же жесткий подход в защите
банковской тайны физических лиц сохранен в ст.122 БК.
Проблема проведения четких границ между интересами общества (борьба с
"отмыванием денег") и интересами юридических и физических лиц (банковская
тайна) является общемировой проблемой. Закон "О предотвращении легализации
доходов, добытых незаконным путем" от
19.07.2000г. существенно
Во-первых, в силу ч.4 ст.6 Закона органы предварительного расследования
получили возможность получать информацию по счетам и вкладам граждан по
любым, находящимся в их производстве делам (до принятия Закона только по
уголовным делам, по которым грозит конфискация имущества). А суды, органы
прокуратуры, органы финрасследований и другие уполномоченные органы и вообще
без производства по делу.
Во-вторых, данным Законом банки обязали самостоятельно предоставлять
специальные формуляры, содержащие информацию о многих операциях (о
большинстве их) по счетам юридических и физических лиц. Причем не только
подозрительных, но и тех, которые субъекты хозяйствования проводят в процессе
их нормальной хозяйственной деятельности (например, международный перевод
денежных средств субъектом права, за исключением физического лица, не
являющегося индивидуальным предпринимателем, в течение шести месяцев с
момента его государственной регистрации и т.п.).
В-третьих, Законом утвержден перечень государственных органов, осуществляющих
контроль за порядком проведения финансовых операций, которые ранее не были
наделены правом получения информации. С принятием Закона специальные
формуляры от банков по подозрительным операциям должны направляться только в
налоговые органы и Комитет госконтроля. Однако иные, указанные в ст.8 Закона
"органы, осуществляющие контроль
за порядком проведения
получают право проводить докум
инвентаризации) с целью установления правильности проведения и регистрации
операций, а также полноты и достоверности представляемой информации.
Следовательно, данные госорганы приобрели возможность получать сведения в
пределах своей компетенции.
После принятия БК право этих органов на проведение проверок для получения
информации вызывает большие сомнения. В силу ст.10 Закона от
10.01.2000г. "О нормативных правовых актах" кодексы имеют большую юридическую
силу по отношению к другим законам.
По валютным счетам и вкладам физических лиц ситуация еще проще. Нормы
Декрета N 4 устанавливают режим банковской тайны, идентичный Банковскому
кодексу. При противоречиях с Декретом в силу Конституции он будет иметь более
высокую юридическую силу. А поэтому можно утверждать, что указанные в Законе о
легализации, но не содержащиеся в БК органы, не могут проводить подобные
проверки. Противники данной точки зрения могут возразить, что информацию данные
органы будут черпать не из запросов, а путем получения от банков специальных
формуляров и проведения проверок. Но, на наш взгляд, изложенная выше позиция
вполне обоснованна, так как не имеет значения способ получения информации
(путем запроса, направления
специального формуляра или
главное, допустимость БК и Декретом N 4 получения информации тем или иным
органом в определенном случае. Впрочем, данное мнение может не совпадать с
позицией государственных
в пользу нового Закона может лишить банки многих вкладчиков.
Таким образом, привлечение денежных средств, инвестиций в банковскую систему, а
тем самым и в экономику не только из-за границы, но и из внутренних источников
вряд ли возможно без жестких гарантий соблюдения банковской тайны. Этого не
стоит забывать, принимая меры, стимулирующие инвестиции лишь налоговыми
льготами или иными гарантиями.
Ежегодно в банковской среде выявляется около 3 тыс. хищений. Чаще всего
преступники используют схему так называемых ''инструментов первокласных
банков'', находят свои жертвы из числа инвесторов или тех, кто нуждаеться в
кредитах. Проводяться мошеннеческие операции с ценными бумагами путем
изготовления копий векселей либо их хищение из депозитариев, используют также
необеспеченные вексели. Основные методы противодействия финансовому
мошенничеству: своевременное предание
гласности установленных
мошенничества, оповещение руководителей и специалистов банков о наиболее
опасных схемах мошенничества и главное, качественная работа службы безопасности
банка.
Ведение кредитно-денежного бизнеса невозможно без надежной защиты банковской
информации. По экспертным данным, потери от противоправных действий лиц,
занимающихся хищением информации, составляют в среднем 30% всего ущерба,
который наноситься банкам. Многие преступления начинаються с утечки информации.
Даже личная безопасность банкиров тесно связана с со степенью надежности защиты
банковской информации.Поэтому каждой кредитной организации необходимо иметь и
периодически обновлять
и информационной безопасности.
Внедрение в банковскую практику достижений высоких тежнологий дало толчок к
развитию нового вида преступных действий: ''взлом'' и проникновение в
компьютерные и
преступлений:
q Высокая степень латентности (выявляется 1 из 10)
q Крупный ущерб
q Носят организованный характер
q Нередко совершаются с участием персонала банка.
По прогнозам, в начале XXI в. хакеры смогут проникать в каждый четвертый
банк, если не принимать адекватной защиты информации.
В связи с этим рекомендуется:
ü Регулярно проводить оценку всей имеющейся информации и выделять из
нее конфиденциальную в целях дополнительной ее защиты
ü Распределять функции между сотрудниками так, чтобы ни одна операция
не могла быть выполнена одним человеком целиком.
ü Обеспечивать строгий режим пропуска и порядка в служебных помещениях,
особенно в местах ограниченного доступа
ü Иметь нормативно-правовые документы по вопросам защиты информации
ü Создать базу данных, в которой фиксировались бы все попытки
несанкционированного доступа к конфиденциальной информации.
[4]
1. Операции банка по привлечению средств в депозиты.
1. Пассивные операции банков.
Коммерческие банки выполняют различные операции по обслуживанию своих
клиентов. Все операции коммерческих банков обычно делят на три группы:
1. пассивные операции - это операции,
посредством которых банки
свои ресурсы для проведения кредитных и других активных операций. К ним
относятся: привлечение на расчетные и текущие счета юридических и физических
лиц, открытие срочных счетов граждан, предприятий, организаций, выпуск
ценных бумаг, займы, полученные из других банков и т.д.
2. активные операции - операции, посредством которых банки размещают
имеющиеся в их распоряжении ресурсы. К ним относятся: краткосрочное и
долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и
научной деятельности предприятий и организаций, предоставление
потребительских кредитов населению, приобретение ценных бумаг, лизинг,
факторинг, инновационное финансирование и кредитование, долевое участие
средствами банка в
предоставляемые другим банкам.
3. активно-пассивные операции банков - комиссионные, посреднические
операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату -
комиссию. Различают комиссионно-
осуществлением внутренних и международных расчетов, а также торгово-
комиссионные или продажа банкам по поручению клиентов ценных бумаг,
инвалюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций и
облигаций, бухгалтерское и
Для коммерческих банков вклады - главный вид пассивов, а, следовательно, и
важный ресурс для проведения активных кредитных операций. За счет заемных
средств, например, формируется почти
93 общей суммы активов
банков США. От характера, депозитов зависят виды ссудных операций, а
соответственно, и размеры доходов банков.