Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:55, дипломная работа
В данной работе рассматриваются только основополагающие требования, которых должны придерживаться банки при осуществлении своей кредитной деятельности. Разработанная на основе данного документа кредитная политика банка должна быть полностью отражена во внутренних документах банка. Основным правилом, которым должны руководствоваться банки и другие кредитные учреждения, должно быть следующее: чтобы избежать возможных проблем, работу с заемщиком необходимо начинать со дня подачи заявки и осуществлять на всем протяжении действия кредита.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТАМИ В БАНКЕ. 5
1.1 Структура кредитного отдела и банка. 5
1.2 Виды и методы кредитной политики. 9
1.3 Виды кредитов. 11
1.4 Виды кредитных рисков. 15
1.5 Этапы прохождения кредита. 17
1.5.1 Рассмотрение заявки на получение кредита. 17
1.5.2 Оценка кредитоспособности заемщика. 23
1.5.3 Подготовка кредитного договора и его заключение. 25
1.5.4 Кредитный мониторинг. 29
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В ПРОЦЕССАХ УПРАВЛЕНИЯ. 31
2.1. Предмет и задачи системного анализа. 31
2.2. Задачи системного анализа в управлении кредитами банка. 32
ГЛАВА 3. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТАМИ. 34
3.1. Анализ кредитных задолженностей в 1995 и 1996 годах. 34
3.1.1. Анализ задолженностей по срокам. 37
3.1.2. Анализ задолженностей по отраслям. 39
3.1.3. По процентным ставкам. 40
3.2. Анализ новых выданных кредитов в 1996 году. 41
3.2.1. Анализ выданных кредитов по срокам. 41
3.2.2. Анализ выданных кредитов по отраслям. 42
3.2.3. Анализ выданных кредитов по процентным ставкам. 43
ГЛАВА 4. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТАМИ. 45
4.1. Цель создания информационной системы управления кредитами. 45
4.2. Информационная система управления кредитами. 45
4.2.1. Настройка системы. 45
4.2.2. Формирование и ведение нормативно-справочной информации. 46
4.2.3. Ведение картотеки. 48
4.2.3.1. Добавление записи. 51
4..2.3.2. Сохранение карточки. 51
4.2.4. Операции по кредитам. 51
4.2.4.1. Алгоритм начисления процентов. 52
4.2.4.2. Алгоритм погашения процентов по выданному кредиту. 56
4.2.4.3. Алгоритм погашение кредита. 58
4.2.4.4. Алгоритм расчета отчислений на резерв потенциальных потерь и убытков. 59
4.2.4.5. Алгоритм изменения процентной ставки. 60
4.2.4.6. Алгоритм изменения общей суммы кредита. 61
4.2.5. Отчеты. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 63
ПРИЛОЖЕНИЯ. 64
ГЛОССАРИЙ. 77
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ. 78
В разделе «Санкции в случае нарушения условий соглашения» перечисляется следующее:
Не все кредитные соглашения содержат все указанные разделы и пункты, но некоторые моменты - характеристика кредита, обязанности кредитора и заемщика, что понимается под нарушением договора - обязательно присутствуют в документе о кредитной сделке.
Соглашение подписывают представители банка и компании, а если нужно гарант. После этого комплект всех документов передается клиенту, а другой комплект с сопроводительными документами идет в кредитное досье банка. Потом в это досье подшиваются все отчеты компании, переписка, записи телефонных переговоров и т.д.
Контроль за ходом погашения ссуды и выплатой процентов по ней служит важным этапом всего процесса кредитования. Он заключается в периодическом анализе кредитного досье заемщика, пересмотре кредитного портфеля банка, оценке состояния ссуд и проведении аудиторских проверок.
Кредитный архив это база кредитного мониторинга. Там сосредотачивается вся необходимая документация - финансовые отчеты, переписка, аналитические обзоры кредитоспособности, залоговые документы и т.д.
Каждый банк имеет свою систему ведения кредитного досье. Обычно документы сгруппированы в следующие разделы:
Как уже говорилось, кредитный портфель служит главным источником риска при размещении активов. От структуры и качества портфеля банка в значительной степени зависит устойчивость банка, его репутация, его финансовый успех. Поэтому во всех банках ведется контроль за качеством ссуд, находящихся в портфеле, проводится независимая экспертиза и выявление случаев отклонения от принятых стандартов и целей кредитной политики банка. Кредитные работники и высшие служащие внимательно анализируют состав портфеля с целью выявления чрезмерной концентрации кредитов в определенных отраслях или у отдельных заемщиков, а также проблемных ссуд, требующих внимания со стороны банка.
Программы контроля над кредитным портфелем зависят от типа банка, его специализации, принятых там методов оценки кредитоспособности. Например, банк, выдавший много кредитов предприятиям в отраслях, переживающих спад производства, может проводить систематическую проверку дел своих заемщиков каждые 2 -3 месяца. Часто применяется дифференцированный подход: наиболее надежные кредиты подвергаются проверке один раз в год, тогда как проблемные ссуды требуют постоянного анализа и контроля.
Еще один вариант: постоянный контроль за крупными ссудами и периодический - по ссудам ниже определенной величины. Проверка ссуды может состоять в повторном анализе финансовых отчетов, посещении предприятия заемщика, проверке документации, обеспечения и т.д. при контрольной вновь рассматривается вопрос о соответствии данной ссуды целям и установкам кредитной политике банка, анализируется кредитоспособность и финансовое состояние заемщика, рентабельность операций и т.д.
Многие банки в ходе очередной контрольной проверки присваивают ссудам рейтинг, представляющий итоговую оценку кредита по ряду параметров.
Классификация ссуд по рейтингу позволяет банку контролировать состав кредитного портфеля. Допустим, что по результатам последней проверки “критические ссуды” составляют 5% всего портфеля, тогда как ранее они составляли не более 1.5% . Необходимо выяснить причины ухудшения портфеля и принять меры к исправлению положения . если рост критических ссуд связан с заемщиками в определенной отрасли хозяйства или с определенным видом кредита, следует сократить выдачу этих ссуд. На основе проверки может быть дана оценка работы отдельных кредитных инспекторов и подразделений банка.
Глава 2
Системные исследования - это совокупность научных и технических проблем, которые при всей их специфике и разнообразии сходны в понимании исследуемых объектов как системы. Цель системного исследования - получение новой меры для объекта, с точки зрения целого, выявление целостности объекта. Содержание системного исследования заключается в решении двух проблем:
Системное исследование реализуется посредством системного подхода и системного анализа. Системный подход есть общий метод исследования объекта как целого, то есть как совокупности элементов, находящихся во взаимодействии. Системный анализ выступает как комплекс специальных процедур, приемов и методов, обеспечивающих реализацию системного подхода.
Системный анализ известен, главным образом, как методология решения проблемы. При этом проблему можно представлять как замену существующей системы новой, усовершенствованной, или как процесс создания новой системы, или как процесс совершенствования определенной области деятельности.
Системный анализ трактуется и как методология управления. Согласно этой трактовке системный анализ - это вполне конкретное теоретико-прикладное направление исследований, основанное на системной методологии и характеризующееся определенными принципами, методами и областью применения.
Системный анализ предназначен для решения в первую очередь слабоструктуризованных проблем, то есть проблем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен только частично, задач, возникающих, как правило, в ситуациях, характеризуемых наличием фактора неопределенности и содержащих неформализуемые элементы. Объект системного в прикладном аспекте - различные конкретные проблемы, возникающие при создании и функционировании системы. Результатом которого является рекомендации по созданию новых или усовершенствованных систем.
В отличие от многих наук, главной целью которых является открытие и формулирование объективных законов и закономерностей, присущих предмету изучения, системный анализ в основном направлен на выработку конкретных рекомендаций, в том числе и на основе использования теоретических достижений различных наук в прикладных целях.
Банки определенного региона, в нашем случае, находящиеся в Кыргызской Республике, в совокупности образуют банковский сектор или банковскую систему. Банк - это элемент системы, а банковский сектор системный объект или просто система. И как у всех систем у банковской есть те же свойства:
Целостность - все банки контролируются Главным банком и осуществляют свою деятельность на основе одних и тех же законов и нормативных актах, вырабатываемых контролирующим учреждением. Таким образом данные законы и акты объединяют банки наделяя ее качеством целого, распространяясь не только на конкретный элемент системы, а на весь системный объект.
Относительная обособленность банковской системы заключается в том, что основная их деятельность связана друг с другом. Законы и нормативные акты обособляют банковский сектор в отдельную подсистему экономики, наделяя ее определенными функциями и задачами.
Наличие связей со средой - банки не могут обойтись без связей с внешней средой. Организации, предприятия, государственные учреждения являясь частью экономики также являются неотъемлемыми объектами внешних связей банков, отсутствие которых ставит смысл существования банковской системы под вопрос: Нужна ли банковская система без данных связей?
Наличие элементов и связей между ними - в банковской системе практически не существуют элементов, не имеющих тесных, а главное необходимых связей с другими элементами.
А также главное свойство банковской системы подчиненность всей организации системы одной цели - финансовое посредничество между организациями и предприятиями и перераспределение свободных финансовых средств тем предприятиям и отраслям где они требуются.
Элементы банковского сектора - банки, - так же могут быть рассмотрены, как системы особого класса. Банк как система имеет такие же свойства, как и банковский сектор, и являясь ее подсистемой он выполняет задачи и функции направленные на достижение задач и функций банковской системы.
Банк, как система, является достаточно сложной системой, со многими элементами, имеющих ситуации, характеризуемых наличием фактора неопределенности. Такими факторами являются банковские риски: риск ликвидности, процентный риск, финансовый риск, валютный риск, а также кредитный риск.
Кредитный риск - это риск невозврата клиентом банку заимствованных средств. А так как кредитование является одной из прибыльных операций банков, то уменьшить этот риск не упустив возможности получения дохода, можно лишь постоянно контролируя кредитный портфель банка. Контролирование кредитного портфеля банка не означает выдачу заведомо невозвратного кредита, процесс наблюдения за ним, и взыскание кредитов с должников. А оно предполагает: оценку кредита до выдачи; равномерное распределение кредитов по отраслям, с экономической точки зрения эффективных, с целью уменьшения отраслевого риска; постоянный контроль за кредитом, с целью поддержки качества кредита; контроль за превышением объема кредитного портфеля над суммой обязательств банка.
Системный анализ на основе логико-аналитических приемов предполагает целенаправленное изучение работы банковской системы в целом, и банка в отдельности, их функционально органических структур вместе со всей совокупностью внешних и внутренних связей с целью выявления недостатков и «узких мест» этих систем и подготовке рекомендаций по улучшению функционирования и прогнозированию их развития в условиях информационной неопределенности.
Глава 3
Работа банковской системы любого государства определяется, прежде всего, конечными результатами, представленными в сравнении.
За 1995 год кредитная задолженность всех коммерческих банков к началу года составляла 1882,0 млн. сомов, в середине рассматриваемого периода она достигла наибольшего уровня в октябре месяце увеличившись на 14,25 %. К концу года кредитная задолженность начала снижаться составив 1964,6 млн. сомов, а к началу года увеличившись на 4,34 %. При этом увеличение задолженности в основном было по причине просроченных кредитов составивших к 1 июля по всей банковской системе 893,3 млн. сом, что в 1,45 раза больше , чем в начале года (615,2 млн. сом) и составило 47% от всей ссудной задолженности. При этом учитывался тот факт, что большая часть ранее выданных централизованных кредитов в апреле 1994 года была переоформлена в среднесрочные и поэтому не входил в баланс банков как просроченные. Если учесть их долю, то просроченные кредиты составят подавляющую часть кредитного портфеля. Так, к концу года, просроченная задолженность возросла в целом на 38,8 %.
Ситуация в банковской системе к началу 1996 года стала резко меняться. В результате закрытия Кыргызэлбанка суммарная кредитная задолженность банковского сектора уменьшилась на 400 млн. сом. А в результате закрытия еще 3 банков в мае 1996 года, суммарная кредитная задолженность снизилась на 1 млрд. сомов. Такое резкое уменьшение ссудной задолженности произошло в результате прекращения деятельности банков ГКПБ «Ориент», ГМКБ «Хен-Фен» и в частности АК «Агропромбанка», ссудная задолженность которого составляло почти 52 % от общей суммы задолженности банковской системы. Общая же сумма недействующих кредитов ликвидированных в республике банков около 1,5 млрд. сом. По этому болезненному вопросу Экономический советник НБКР Л.Н. Цыплакова сказала, что «прощение этих долгов, было бы, мягко говоря, не правильным и с экономической и политической точки зрения - любой ссудозаемщик должен четко усвоить , что кредит придется возвращать независимо от того ликвидируется банк или нет...».
Информация о работе Банковская система Кыргызской республики