Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 17:24, курсовая работа
Понятие банковского риска появилось в российской экономической литературе лишь в последние годы в связи с ориентацией на развитие рыночных отношений в нашем государстве.
Банковские риски входят в систему экономических рисков, а поэтому являются сложными уже по своей природе. Находясь в системе, они испытывают на себе влияние других экономических рисков, являясь одновременно специфическими, самостоятельными рисками.
Вопрос о риске в экономике очень важен, поскольку с ним тесно связан процесс принятия решений в условиях информационной неопределенности. Разобраться в том, что такое риск, очень важно. Практический опыт свидетельствует, что тот, кто умеет рисковать, – оказывается в большом выигрыше. Поэтому люди, обладающие способностью к риску, но подчиняющиеся при этом необходимым регламентациям, – важное достояние экономического сообщества, ценный ресурс устойчивого развития современной национальной экономики.
Введение
1. Основы теории риск-менеджмента в коммерческом банке
2. Классификация банковских рисков
3. Способы управления банковскими рисками
Заключение
Список использованной литературы
Большую роль в реализации стратегии играют границы рисковой политики банка. Они предполагают умение банка выбрать такие риски, которые, он может правильно оценить и которыми может эффективно управлять. Во всех случаях риски должны быть качественно определены (идентифицированы) и количественно измерены. Их анализ и оценка в значительной мере основаны на систематическом статистическом методе определения того, что какие-то существенные для банка события (главным образом уже известные ему, знакомые, но также, возможно, и какие-то прежде не наблюдавшиеся, но предполагаемые) в обозримой будущем произойдут. Обычно эта вероятность выражается в процентах. Соответствующая работа в банке может вестись, если выработаны критерии, позволяющие ранжировать альтернативные события в зависимости от степени риска. Исходным пунктом такой работы является накопление банком соответствующей статистики по всем операциям за как можно более длительный период и предварительный статистический анализ всей этой информации.
Здесь используются методы:
– статистический – предполагает анализ статистических рядов за возможно больший промежуток времени с целью определения приемлемой и недопустимой для данного банка зон риска. В основе метода, который может быть использован при оценке самых разных видов рисков банка, лежат сравнения вероятностей возникновения потерь с частотой их фактического возникновения;
– экспертных оценок – включает в себя сбор и обработку мнений экспертов, составление обобщающих рейтинговых оценок (коэффициентов) и их «привязку» к определенным зонам рисков;
– аналитический – означает углубленный анализ выявленных зон рисков (с привлечением ранее названных методов) с целью установить оптимальные уровни приемлемых рисков для каждого вида операций банка или для их совокупности.
Решив принять определенный риск, банк должен быть готов управлять этим риском, отслеживать его. При разработке рисковой политики банк должен придерживаться определенных принципов, касающихся различных ее направлений и этапов.
Управление риском можно представить в виде ряда процедур или этапов, следующих друг за другом:
1-й этап – выявление, распознавание рисков;
2-й этап – анализ, количественная оценка рисков;
3-й этап – способы уменьшения или предупреждения рисков;
4-й этап – контроль рисков.
Система управления риском реализуется через конкретные мероприятия, осуществляемые на уровне стратегического управления, уровне организационных подразделений или в рамках взаимодействия ряда подразделений для контроля риска при той или иной сложной операции. Основными элементами системы управления рисками являются:
– Установление лимитов. Установление лимитов относится к определению предельно допустимого уровня риска, который руководство банка готово принять в соответствии со своей стратегией. Эти лимиты устанавливаются во внутрибанковских положениях, инструкциях и методиках.
– Выявление и измерение риска.
– Контроль риска. Данная функция относится к деятельности рядовых банковских работников, руководителей различного уровня и учредителей. Для эффективного рискового контроля необходимы: правильная система распределения полномочий; проработанные должностные инструкции; совершенные каналы передачи информации.
– Мониторинг риска. Данный термин означает регулярную независимую систему оценки и контроля рисков с механизмом обратной связи. Мониторинг реализуется через информационные должностные отчеты, внутренний и внешний аудит и деятельность, подобную кредитному анализу.
Существуют многочисленные модели, позволяющие измерить риск на основе его возможного влияния на прибыль, чистый процентный доход или собственный капитал. Способы управления финансовыми рисками представлены в приложении 4.
Нормативной базой процесса формирования и реализации рисковой политики банка является Положение ЦБ РФ от 16 декабря 2003 года №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»
В рамках банковской рисковой политики можно выделить следующие способы управления рисками.
Страхование рисков, связанных с кредитами, выдаваемыми банками, стало первым шагом в развитии страхования банковских рисков. В процессе сотрудничества банков и страховых компаний выработался целый комплекс страховых услуг, обеспечивающих реальную защиту одновременно кредитных ресурсов банка и имущественных интересов заемщика. Основные составляющие этого комплекса – страхование жизни заемщика и страхование имущества, являющегося предметом договора залога / ипотеки, заключенного в связи с кредитом. Кроме того, он может быть дополнен страхованием риска потери работы заемщиком, страхованием возможных судебных издержек, связанных с обращением в банк взыскания на заложенное имущество или на доходы заемщика, а при страховании рисков, связанных с ипотечными кредитами, – и страхованием ответственности риэлтера.
Банки представляют собой организации системного риска. Среди многообразных рисков, присущих банковской деятельности, особое место занимает кредитный риск, поскольку кредитные вложения являются преобладающей формой размещения собственных и привлеченных средств банка, а также наиболее доходной частью активов банка. Одним из способов сохранения банковских активов, стабильной работы банковской системы в целом является реальная оценка банками своего кредитного риска и формирование под него специального резерва на возможные потери. Система формирования резерва на возможные потери по ссудам применяется в отечественной банковской практике с 01.01.95 г., и, как показала действительность, она оправдывает себя на деле, способствуя снижению рисковости кредитных вложений, повышению ликвидности банков и их устойчивости и надежности.
Оценка кредитных рисков для формирования в обязательном порядке резерва проводится банками как по рублевым кредитам, так и по валютным, включая МБК, вексельные кредиты, а также задолженность, приравненную к ссудной (по векселям третьих лиц, приобретенным банком; по суммам, не взысканным по банковским гарантиям; по операциям, совершаемым в соответствии с договором финансирования под уступку денежного требования (факторинг).
Инструкция ЦБ РФ №62а от 30.06.97 г. (в ред. от 01.08.2004 г.) предусматривает, что классификация выданных ссуд и оценка кредитных рисков должны производиться банками на комплексной основе.
В соответствии с качеством обеспечения, ссуды подразделяются на полностью обеспеченные, недостаточно обеспеченные и необеспеченные.
К полностью обеспеченным ссудам относятся ссуды, имеющие обеспечение в виде ликвидного залога с рыночной стоимостью, достаточной для возмещения ссудной задолженности, всех процентов, а также возможных издержек по реализации залоговых прав, юридически правильно оформленных; либо выданные под гарантии Банка России, центрального банка стран из группы развитых, а также векселя, авалированные этими банками; либо предоставленные под поручительства Правительства РФ, субъектов РФ, правительств развитых стран. Недостаточно обеспеченными считаются ссуды, по которым залоговое покрытие является недостаточным, а также ссуды, выданные под гарантии коммерческих банков группы развитых стран, а также векселя, авалированные этими банками.[8] Необеспеченные ссуды – это бланковые ссуды или ссуды, не отвечающие требованиям по качеству обеспечения двум ранее названным категориям ссуд.
В табл. 1 приводится информация о нормах резервирования под возможные потери по ссудам различных категорий. В дополнение к резервам для покрытия конкретных проблемных ссуд Банк России требует создания статистических резервов в размере 1% от ссуд стандартной категории.
Таблица 1. Классификация ссуд по категориям риска в соответствии с требованиями Банка РоссииКатегория риска Вид ссуды Норматив резервирования
Стандартные Все ссуды, кроме нестандартных, сомнительных и безнадежных 1%
Нестандартные
– Ссуды, просроченные на 1–30 дней;
– Ссуды, однократно переоформленные без изменения условий договора;
– Ссуды с недостаточным обеспечением, погашение которых задерживается на 1–5 дней; 20%
Сомнительные
– Ссуды, погашение которых задерживается на 30–180 дней;
– Двукратно переоформленные ссуды на первоначальных условиях;
– Ссуды с недостаточным обеспечением, погашение которых задерживается на 6–30 дней;
– Ссуды, однократно пролонгированные с изменением условий договора;
– Необеспеченные ссуды, погашение которых задерживается на 1–5 дней. 50%
Безнадежные
– Ссуды, погашение которых задерживается более чем на 180 дней;
– Ссуды с недостаточным обеспечением, погашение которых задерживается более чем на 30 дней. 100%
Формирование резерва на возможные потери но ссудам производится в момент выдачи кредитов. Ежемесячно, в последний рабочий день банком осуществляется его корректировка в зависимости от остатка ссудной задолженности, от изменения оценочных параметров качества ссуды: обеспечения, изменения условий первоначального кредитного договора, финансового состояния заемщика, длительности просроченных платежей по ссуде и процентам.
Использование созданного резерва на возможные потери по ссудам производится при списании основного долга с баланса в случае его безнадежности и / или нереальности ко взысканию. Оно осуществляется по решению Совета директоров или Наблюдательного Совета банка. Принятое решение о списании ссудной задолженности с баланса кредитной организации за счет резерва на возможные потери по ссудам в обязательном порядке по всем крупным ссудам, льготным ссудам, ссудам инсайдерам, всем необеспеченным ссудам должно подтверждаться процессуальным документом (определением, постановлением) судебных, нотариальных органов, свидетельствующем о том, что на момент принятия решения погашение (частичное погашение) задолженности за счет средств должника невозможно.
Признанные безнадежными и / или нереальными для взыскания ссуды, не отнесенные к категории крупных, льготных, необеспеченных, кредитов инсайдерам, могут списываться за счет резерва на возможные потери по ссудам без обязательного подтверждения процессуальными документами.
В том случае, если величина созданного резерва недостаточна для покрытия всей задолженности, нереальной для взыскания и подлежащей списанию с баланса, то разница между суммой ссудной задолженности, подлежащей списанию, и резервом, созданным по указанной ссуде, относится на убытки банка.
Действующая система покрытия (финансирования) кредитных рисков и их оценки не является устоявшейся и требует постоянного совершенствования по мере развития системы кредитования, методов оценки финансового состояния заемщиков и качества выдаваемых ссуд.
Методы управления валютными рисками (приложение 6.)
Банковский валютный риск проявляется при открытой валютной позиции (ОВП), которая является его выражением. Следовательно, эффективное управление валютным риском может быть обеспечено только на основе эффективного управления ОВП. По экономическому содержанию в ОВП банка выделяют наличную и срочную составляющие, которые отражают группировку активов и пассивов (требований и обязательств) в иностранных валютах в ОВП по срокам до их исполнения. При определении величины ОВП по конкретной валюте необходимо принимать в расчет все активы (требования) и пассивы (обязательства) банка / филиала, выраженные в этой валюте.
Существуют два метода регулирования ОВП:
– хеджирование;
– лимитирование.
Хеджирование – это метод регулирования ОВП, основанный на создании компенсирующей позиции, при котором происходит частичная или полная компенсация одного валютного риска (прибыли или убытков) другим соответствующим риском. Инструментами хеджирования открытых валютных позиций банка являются:
– Структурная балансировка заключается в стремлении поддерживать такую структуру активов и пассивов, которая позволит перекрыть убытки от изменения валютного курса прибылью, получаемой от этого же изменения по другим позициям баланса. Иначе говоря, подобная тактика сводится к стремлению иметь максимально возможное количество «закрытых» позиций, минимизируя таким образом валютные риски. Одним из простейших и в то же время наиболее распространенных способов балансировки является приведение в соответствие валютных потоков, отражающих доходы и расходы. Иными словами, каждый раз, заключая контракт, предусматривающий получение или выплату иностранной валюты, банк должен стремиться остановить свой выбор на той валюте, которая поможет ему закрыть полностью или частично уже имеющиеся «открытые» валютные позиции.
– Заключение встречных (балансирующих) срочных и наличных сделок по покупке-продаже валюты. Этот вид хеджирования является наиболее распространенным. Это обусловлено тем, что конверсионные операции являются наиболее важным видом банковских операций, оказывающим влияние на ОВП банка. Если у банка сложилась короткая ОВП, то это означает, что в данной валюте пассивы больше активов и, следовательно, необходимо заключить встречную сделку по покупке валюты. Если же у банка сложилась длинная ОВП, то это означает, что в данной валюте пассивы меньше активов, а следовательно, необходимо заключить встречную сделку по продаже валюты.
По экономическому содержанию в ОВП выделяют наличную и срочную составляющие, характеризующие соответственно уровень наличного и срочного валютного риска, которому подвергается банк в процессе своей деятельности (см. схему). Каждая из перечисленных составляющих ОВП в процессе регулирования ОВП имеет различную способность к изменению общей (итоговой или чистой) величины ОВП.
– Заключение сделок типа «своп». В процессе своей деятельности банки используют и такие инструменты хеджирования, которые позволяют при проведении операций, например покупки валюты, не изменить сложившуюся величину ОВП. В первую очередь это относится к сделкам типа «своп». Классическая валютная сделка «своп» представляет собой валютные операции, сочетающие куплю или продажу валюты на условиях наличной сделки «слот» с одновременной продажей или куплей той же валюты на срок по курсу «форвард», корректирующиеся с учетом премии или дисконта в зависимости от движения валютного курса. Сделки «своп» осуществляются по договоренности двух банков обычно на срок до 6 месяцев. Основное преимущество таких сделок состоит в том, что они не создают ОВП и временно обеспечивают банк необходимой валютой без риска, связанного с изменением ее курса (на основе покрытия контрсделкой).
Информация о работе Банковские риски и методы управления ими