Автор работы: Евгения Филимонова, 26 Октября 2010 в 14:01, курсовая работа
Риск - это ситуативная характеристика деятельности любого производителя, в том числе банка, отображающая неопределенность ее исхода и возможные неблагоприятные последствия в случае неуспеха. Риск выражается вероятностью получения таких нежелательных результатов, как потери прибыли и возникновение убытков вследствие неплатежей по выданным кредитам, сокращения ресурсной базы, осуществления выплат по забалансовым операциям и т. п. Но в то же время чем ниже уровень риска, тем ниже и вероятность получить высокую прибыль. Поэтому, с одной стороны, любой производитель старается свести к минимуму степень риска и из нескольких альтернативных решений всегда выбирает то, при котором уровень риска минимален; с другой стороны, необходимо выбирать оптимальное соотношение уровня риска и степени деловой активности, доходности.
Введение
1. Классификация банковских рисков
2. Внешние риски
2.1. Страновой риск
2.2. Валютный риск
2.3. Риск стихийных бедствий
3. Внутренние риски
3.1. Риски, связанные с видом банка
3.2. Риски, связанные с характером банковских операций
3.3. Риски, связанные со спецификой клиента банка
Заключение
Литература
Лизинг -- это метод финансирования развития новой техники и технологии, расширения продаж оборудования, который особенно актуален в период необходимости ускоренного внедрения отдельных элементов реального основного капитала, сокращения жизненного цикла товаров и пр.
Для снижения риска лизинговых сделок необходимо разработать ускоренные нормы амортизационных отчислений или использовать их досрочное начисление.
Клиринг -- это взаимная оплата между двумя банками, районами, экономическими единицами, государствами, при которой производится обмен товаров без перевода денег (валюты). Сущность клиринга выражается в следующем: за определенный календарный период, обычно один год, суммы взаимной торговли обращаются на конкретных банковских счетах различных торгующих стран на основании специального клирингового договора. Осуществляя клиринг, каждая сторона-экспортер получает сумму экспортируемого товара от своего банка. Банк, со своей стороны, не ждет перевода из банка-импортера, а дебетует клиринговый счет и высылает дебетовое авизо соответствующему банку, связанному с импортером.
Бартерные сделки -- это форма компенсации, когда товар оплачивается не деньгами, а товаром. Бартерные сделки могут быть межфирменными и межгосударственными.
Чаще всего межфирменные бартерные сделки осуществляются с помощью различных посредников.
Международные бартерные сделки, так же как и клиринг, связаны с прайс-листами, техническим кредитом, валютой для пересчета стоимости товаров, но они не связаны с определенным временным периодом, и продолжительность бартерных договоров зависит от количества и стоимости товаров, указанных в конкретных прайс-листах.
Для уменьшения риска по факторинговым
операциям следует анализировать платежеспособность
заемщиков, изучать характер их хозяйственных
связей и взаимоотношения с поставщиками,
структуру платежей, конкурентоспособность
продукции, количество случаев ее возврата
и т.д.
3.3. Риски, связанные со спецификой клиента банка
Виды клиентов банка в зависимости от принадлежности к различным отраслям (отраслевой риск)
Согласно теории рисков основным признаком принадлежности предприятия к той или иной отрасли является назначение выпускаемой продукции. Различают предприятия первичной сферы, к которой относятся сельскохозяйственные предприятия; предприятия вторичной сферы (промышленные), которые, со своей стороны, могут быть добывающими и перерабатывающими, и, наконец, предприятия третичной сферы, предоставляющие разного рода услуги (банки, страховые, аудиторские, консультационные компании и пр.) и осуществляющие свою деятельность в сфере сбыта (оптового или розничного).
Для снижения уровня отраслевого риска банку необходимо обслуживать клиентов, принадлежащих к различным отраслям народного хозяйства. Таким образом, снижается уровень риска сезонности, так как верхние и нижние точки сезонных колебаний (традиционные или неожиданные) различных клиентов не совпадают, риска инфляции, валютных рисков, рисков форс-мажорных обстоятельств.
Уровень риска банков в зависимости от размера клиента
В зависимости от размеров предприятия клиенты классифицируются в три группы -- мелкие, средние и крупные.
Мелкие и средние заемщики более гибкие, быстрее могут отреагировать на потребности рынка, клиента. Их структура более легкая, что дает им возможность быстрее менять направления своей деловой активности, получать высокую прибыль.
Но мелкие и средние предприятия обычно имеют небольшой собственный капитал, что приводит к банкротству в условиях жесткой конкуренции, каких-то непредвиденных изменений политического и экономического характера (риск форс-мажорных обстоятельств). Часто они имеют небольшое количество клиентов, контролируют не большие рыночные окна, ниши и/или сегменты. Поэтому количество банкротств выше для мелких и средних предприятий.
Крупные предприятия, наоборот, более инертны. Они не реагируют быстро на изменения в потребностях рынка и конкретного потребителя. Они не часто меняют направление своей деловой активности, но они имеют весомый собственный капитал и могут “пережить” некоторые неблагоприятные экономические ситуации. Иными словами, они почти всегда обеспечивают среднюю прибыль и рентабельность. Такие предприятия имеют возможность создавать дочерние фирмы, филиалы, расширять свой рынок, превратить его в международный.
Взаимосвязь между уровнем риска банков и принадлежностью клиентов к различным видам собственности
По принадлежности к различным видам собственности
производители могут быть разделены на
следующие группы -- государственные, частные,
кооперативные, акционерные. Последние
два вида могут быть совместными (транснациональными)
и мононациональными. В зависимости от
этого различные виды рисков приобретают
большую или меньшую значимость в процессе
их деятельности. Задачей банка является
подбирать портфель своих клиентов таким
образом, чтобы самому иметь оптимальное
соотношение между активными и пассивными
операциями, сохранять уровень своей ликвидности
и рентабельности на необходимом для бесперебойной
деятельности уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Риск отображает неопределенность исхода деятельности банка и возможные неблагоприятные последствия в случае неуспеха. Риску подвержены практически все виды банковских операций. С развитием теории рисков развивались методология и методика их анализа, разрабатывались способы управления уровнем риска деятельности банков и банковских учреждений. К ним можно отнести:
* предварительную оценку возможных потерь с помощью прогнозных методов анализа имеющейся статической и динамической достоверной информации о деятельности самих банков, их клиентов, контрагентов, их поставщиков и посредников, конкурентов и различных групп контактных аудиторий. Для этой цели коммерческим банкам необходимо создать отделы, занимающиеся анализом уровня рисков и вырабатывающие меры по управлению ими в системе маркетинга;
* динамику процентных ставок, которые при увеличении степени риска увеличиваются, и наоборот, т.е. ставки по свободно обращающимся инструментам ниже ставок по инструментам с ограниченной обратимостью; ставки по пассивным операциям и операциям на межбанковском рынке обычно ниже ставок по активным операциям и кредитным операциям с клиентурой; чем стабильнее заемщик, тем ниже процентные ставки; долгосрочные меняются более плавно (с учетом временного сглаживания), чем краткосрочные; ставки по кредитам с обеспечением и краткосрочным операциям ниже, чем ставки без обеспечения и по краткосрочным операциям;
* страхование кредита как гарантию на случай неблагоприятных обстоятельств;
* хеджирование (страхование риска);
* отказ от предложений заемщика при слишком большом риске;
* расчет условий кредита, применяемый в основном в случаях не больших займов и личного кредитования;
* диверсификацию риска, представляющую собой его рассредоточение. Она может проявляться в различных видах:
а) предоставление кредитов более мелкими суммами большему количеству клиентов при сохранении общего объема кредитования;
б) предоставление кредитов на консорциональной основе, когда для выдачи большой суммы кредита объединяются несколько банков, образуя консорциум;
в) привлечение депозитных вкладов, ценных бумаг более мелкими суммами от большего числа вкладчиков;
г) получение достаточного обеспечения по выданным кредитам. Важными условиями реализации последнего требования являются наличие залогового права; умение правильно анализировать и оценивать платежеспособность заемщиков; правильная ориентация по оперативному взысканию долга; применение системы нормативов по активным и пассивным операциям. Они устанавливаются центральным банком и обязательны для выполнения.
Регулирование банковского риска базируется не на оценке финансового положения заемщика, а на установлении определенного соотношения между суммами выданных кредитов и собственных средств самого банка, т. е. предполагается создание резервного потенциала у банков для покрытия возможных убытков в случае разорения клиентов.
Количественные характеристики нормативов
обусловлены состоянием экономики, уровнем
централизации банковской системы и др.
Литература
1. Банковское дело. Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: БиБНКЦ, 1992.
2. Банковское дело. - М.: ИНФРА-М, 2002.
3. Севрук В.Т. Банковские риски. - М.: «Дело Лтд», 1995.
4. Спицин И.О., Спицин Я.О. Маркетинг в банке. - Тернополь: АО «Тарнекс», К.: ЦММС «Писпайп», 1993.
5. Соколов Ю.А., Амосова Н.А. Система страхования банковских рисков. - М.: ООО «Изд-во Элит», 2003.
6. Совместные предприятия в практике международных и экономических отношений. - М.: Внешторгиздат, 1990.
7. Уткин Э.А. Банковский маркетинг. - М.: Инфра-М, 1995.
Информация о работе Банковские риски в общей системе предпринимательского риска