Бегство капитала

Автор работы: Татьяна Смит, 08 Августа 2010 в 11:41, доклад

Описание

БЕГСТВО КАПИТАЛА - форма экспорта капитала. Бегство капитала обусловлено не только стремлением его прибыльного размещения, но и необходимостью его сохранения. Причинами бегства капитала являются: экономическая и политическая нестабильность в стране-экспортере капитала; высокие темпы роста инфляции; чрезмерно высокие налоги; стремление владельцев капитала, приобретенного преступным путем, «отмыть» его в зарубежных банках и иных структурах; наличие многочисленных бюрократических ограничений в развитии малого и среднего бизнеса; криминализация экономических отношений. Бегство капитала осуществляется в основном в денежной форме. Различают легальный перевод денежных средств из одной страны в другую и незаконный способ, связанный с нарушением валютного законодательства. Ограничение бегства капитала из России - одна из актуальных задач реформирования российской экономики.

Работа состоит из  1 файл

бегство капитала.doc

— 48.00 Кб (Скачать документ)

    Биндиченко  Т.Е.

    ФД-51

    «Бегство» капитала.

    БЕГСТВО КАПИТАЛА - форма экспорта капитала. Бегство капитала обусловлено не только стремлением его прибыльного  размещения, но и необходимостью его  сохранения. Причинами бегства капитала являются: экономическая и политическая нестабильность в стране-экспортере капитала; высокие темпы роста инфляции; чрезмерно высокие налоги; стремление владельцев капитала, приобретенного преступным путем, «отмыть» его в зарубежных банках и иных структурах; наличие многочисленных бюрократических ограничений в развитии малого и среднего бизнеса; криминализация экономических отношений. Бегство капитала осуществляется в основном в денежной форме. Различают легальный перевод денежных средств из одной страны в другую и незаконный способ, связанный с нарушением валютного законодательства. Ограничение бегства капитала из России - одна из актуальных задач реформирования российской экономики.

    В мировой практике физические и юридические  лица, осуществляя вывоз капитала, руководствуются одним из следующих мотивов:

    1. Организация производства товаров  и оказание услуг на месте  за рубежом; создание собственной  инфраструктуры современных внешнеэкономических  связей.

    2. Получение прибыли за счет  более высокой доходности финансовых  инструментов, меньших налогов или более благоприятной институциональной обстановки.

    3. Осуществление сбережений на  случай кризиса или преследования.

    Первые  два мотива представляют собой естественные модели экономического поведения. Вывоз  капитала в рамках этих мотивов не наносит ущерба национальной экономике и зависит от вовлеченности страны в мирохозяйственные отношения. В России на эти мотивы приходится всего 25-35% вывезенного капитала, а в форме "бегства" вывозится 65-75%.

    Особенностью первого мотива является то, вывозимый капитал изначально предназначен для функционирования за рубежом. Формами вывоза являются прямые и портфельные инвестиции (последние - в той мере, в какой приобретение акций связано с получением контроля над предприятием). Этот мотив, особенно в части, касающейся организации собственного производства за рубежом, нетипичен для современной российской экономики (активность в этой сфере проявляют в основном крупные корпорации, связанные с ТЭК, например, "Газпром"). В мировом масштабе число фирм с российским капиталом за рубежом невелико, а их воздействие на мировое хозяйство незначительно.

    Особенностью второго мотива является то, что вывозится тот капитал, который мог бы остаться в российской экономике при наличии соответствующих экономических и политических предпосылок. Этот мотив более типичен для современной российской ситуации. Единственным путем воздействия на объем средств, вывозимых в поисках более благоприятной институциональной обстановки или более выгодных финансовых инструментов, является изменение макроэкономической ситуации в стране. До тех пор пока этого не произойдет, вывоз капитала будет продолжаться. Вводимые ограничения могут уменьшить отток капитала, но не остановить его. Однако в альтернативных условиях: при улучшении хозяйственной обстановки, прекращении спада производства, снижении налогового бремени, ослаблении политической нестабильности и разумной государственной экономической политике, даже при ужесточении государственного контроля за вывозом, возможно не только снижение бегства капитала, но и рост прямых российских инвестиций за рубежом.

    Ведущим для большей части вывозимого российского капитала является третий мотив. Его отличительной особенностью является то, что капитал ни в какой мере не используется для расширения бизнеса, а доход с него не возвращается в Россию (за исключением так называемого "летучего" капитала, т. е. капитала, предназначенного для совершения краткосрочных сделок, который в любой момент может быть выведен обратно за рубеж). Накопления средств "на черный день" за границей осуществляется в форме открытия накопительных счетов, покупки недвижимости, реже - предметов старины и т. п.

    Не  существует четкой взаимосвязи между  целью вывоза капитала и конкретным каналом, по которому он осуществляется. Перед каждым лицом, вывозящим капитал, имеется широкий набор инструментов - от полностью легальных до криминальных.

    Легальным каналом экспорта капитала из России является вывоз на основе разрешения Центрального Банка РФ. Для получения  соответствующего разрешения необходимо предоставить в ЦБ РФ пакет документов, которые анализируются в течение месяца, затем, если не все документы были представлены, запрашиваются пропущенные документы и осуществляется дополнительная проверка. Таким образом, получение разрешения является длительной процедурой. Более того, ЦБ РФ может отказать в выдаче разрешения при соблюдении всех формальных требований при выявлении экспертами ЦБ противоречий с принципами национальной экономической политики.

    Большинство каналов вывоза капитала связано  с внелегальными операциями, т. е. операциями с незначительными и (или) труднодоказуемыми нарушениями российского законодательства. Основными видами нарушений законодательства в РФ, ведущими к незаконному вывозу капитала, являются следующие:

    - сокрытие, полный или частичный неперевод, несвоевременный перевод экспортной валютной выручки на счета российских банков;

    - перевод иностранной валюты со счетов резидентов в российских банках на счета нерезидентов в иностранных банках в качестве взносов в уставные фонды без разрешения ЦБ;

    - портфельные инвестиции российских предприятий и организаций в ценные бумаги иностранных компаний без разрешения ЦБ;

    - фиктивные контракты на импорт, уплата, якобы, больших штрафов, фиктивные кредитные соглашения, завышенные проценты и т.п.;

    - превышение обусловленного законом срока оплаты иностранными фирмами российских поставок (вплоть до непоступления средств на счета резидентов);

    - превышение срока поступления товаров по импортным контрактам со 100-процентной предоплатой (вплоть до непоступления товаров).

    Отдельным механизмом вывоза является использование  финансовых инструментов (облигаций, ГКО-ОФЗ, векселей и др.). Этот способ требует  специальных знаний и навыков, однако позволяет минимизировать налоги, обходить нормативы ЦБ РФ и успешно решать другие задачи, смежные с областью вывоза капитала. Особого внимания заслуживает игра на разнице котировок акций. Так как по основной массе российских ценных бумаг отсутствуют даже индикативные котировки, невозможно доказать, по рыночной цене приобретена акция, или нет. Бумаги могут быть куплены нерезидентом по минимальной котировке, а проданы по максимальной. Разница представляет собой форму вывоза капитала за рубеж. Постоянно разрабатываются новые способы вывоза вслед за принятием нормативных актов, которые его ограничивают. Однако очевидно, что на сегодняшний день основной предпосылкой, позволяющей вывозить ежегодно миллиарды долларов, является несовершенство законодательства, оставляющее простор для нелегальных каналов.

    В РФ на сегодняшний день установлен режим вывоза, схожий с существовавшим в Японии и некоторых странах Европы. При этом нормативная база для вывоза капитала устарела, носит в основном разрешительный характер и затрагивает незначительный объем операций. Законодательство РФ в данной области не отвечает таким важным задачам, как стимулирование прямых инвестиций с целью создания собственного производства или инфраструктуры за рубежом и ограничения "бегства" капитала.

    Первоочередной  задачей является принятие единого  Закона о вывозе капитала из России, в котором были бы сведены воедино различные элементы сложившегося порядка государственного регулирования вывоза, касающиеся порядка выдачи лицензий и разрешений, валютного регулирования и контроля за российским капиталом за рубежом. Необходимо устранить ряд противоречий между гражданским и валютным законодательством: свобода договора и свобода выбора контрагента, предусмотренная гражданским правом, может быть несколько ограничена, однако ограничения должны носить императивный характер. Кроме того, необходимо устранить "пропасть" в области валютных операций между резидентами, ограниченными Законом "О валютном регулировании и валютном контроле", инструкциями и распоряжениями ЦБ РФ, и нерезидентами, чья деятельность по ввозу, вывозу, пересылке валютных ценностей практически ничем не ограничена.

    При принятии соответствующих нормативных  актов будут сведены к минимуму "пограничные" способы вывоза, осуществляемые без формальных нарушений, но оказывающие отрицательное влияние  на национальную экономику и противоречащие общим принципам валютного регулирования.

    Необходимо  принятие и осуществление на практике национальной концепции экспорта российского  капитала за рубеж. Основной ее идеей  должно стать ограничение "бегства" капитала. Эта задача может решаться несколькими путями:

    1. Введение четкого и жесткого  регулирования вывоза капитала  за счет принятия комплекса  нормативных актов, заполняющих  правовой вакуум в некоторых  аспектах внешнеэкономической деятельности.

    2. Ограничения на некоторые формы  вывоза, в первую очередь, на накопительные счета за рубежом и портфельные инвестиции.

    3. Создание благоприятной макроэкономической  обстановки в стране, побуждающей  к инвестированию в рамках  РФ. Основой этого должна стать  политика расширения совокупного  спроса, повышения доходов населения как основа инвестиций в реальный сектор.

    Вторая  задача - учет российского капитала за рубежом как в виде прямых и  портфельных инвестиций, так и  на счетах в банках и в форме  вложений в недвижимость и пр.

    Третья  задача - поддержка российских прямых инвестиций за рубежом, которые должны способствовать улучшению платежного баланса страны и повышению ее рейтинга на мировой арене. Такая поддержка может заключаться в упрощенной форме выдачи лицензий, налоговых льготах, страховании российских прямых инвестиций за границей, а также в заключении двух- и многосторонних соглашений о поддержке прямых инвестиций.

    Ясно, что отдельными или даже комплексными мерами по ужесточению государственного регулирования вывоза капитала нельзя добиться коренного перелома в рассматриваемой области. Он может произойти только в том случае, если осуществится реальное обновление экономической стратегии, переориентация на привлечение прямых инвестиций в страну за счет создания благоприятного инвестиционного климата прежде всего для национальных инвестиций. И только тогда, когда это произойдет, вступит в действие известные закономерности: "деньги приходят туда, где без них уже могли бы обойтись" и "чем больше вложишь сам, тем больше приток из-за рубежа".

    Правительство России пытается ограничить, взять под контроль процесс утечки капитала за рубеж, превратить его в канализируемый, контролируемый вывоз капитала.

    Контроль за движением валютных средств - это, в первую очередь, контроль над банковскими учреждениями, осуществляющими операции по их переводу. Такое движение за пределы России может осуществляться в двух формах: наличной и безналичной. Первая форма - это компетенция таможенных органов, вторая - преимущественно Центробанка России. Важно также, чтобы средства российских предприятий и организаций находились на счетах именно российских банков. Если они уйдут на счета зарубежных банков (а именно это сейчас и происходит), то окажутся вне досягаемости российских контролирующих органов.

    Следует иметь в виду, что любая система контроля и регулирования должна быть комплексной и внедряться целиком, чтобы не образовать новых прорех и дыр для утечки капитала. 
В рамках создания комплексной системы по предотвращению или значительному сокращению "бегства капитала" предлагаются следующие меры. Прежде всего, усиление государственного регулирования российских зарубежных инвестиций, направление их в наиболее прибыльные, благоприятные в инвестиционном отношении страны, зоны, регионы. Например, в страны СНГ, свободные экономические зоны, Азиатско-Тихоокеанский регион. Целесообразность инвестиций российских фирм за рубежом должна определяться общегосударственными интересами. Приоритет должен отдаваться развитию внутреннего российского производства.

    Ограничение процесса "бегства капитала" может осуществляться путем применения следующих конкретных мер:

    1) единого таможенно-валютного контроля за репатриацией выручки от экспорта и импорта товаров и услуг; особого контроля за бартерными операциями;

    2) лицензирования вывоза капитала;

    3) инвентаризации российских инвестиций за рубежом, выяснения действительного числа предприятий и объемов капитальных вложений.

    Значение административных мер нельзя преувеличивать, так как побудительным мотивом деятельности предприятий за рубежом является экономический интерес, и именно он определяет направление и характер движения капитала. Стратегической мерой по сокращению "бегства капитала" за рубеж должно стать создание такого инвестиционного климата в России, который стал бы привлекательным как для внутренних российских капиталов, так и для зарубежных инвестиций, ищущих прибыльного применения.

Информация о работе Бегство капитала