Безналичные расчеты, их формы и проблемы совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание

В последние годы современная система безналичных расчетов, проделала значительный путь развития. По существу изменилась не только философия банковского дела, но и технология осуществления безналичных расчетов.

Целью данной работы является раскрытие понятия безналичных расчетов, их сущность и значение. Определить какие существуют формы безналичных расчетов и проблемы их совершенствования.

Содержание

Введение……………………………………….…....2
Понятие безналичных расчетов……………...…4
Формы безналичных расчетов………………..…9
Проблемы совершенствования безналичных
расчетов………………………………………..….20

Заключение……………………………………..…24
Список литературы……………………………..26

Работа состоит из  1 файл

Дениги курс.docx

— 50.54 Кб (Скачать документ)

      Покрытые  расчетные чеки — чеки, средства по которым предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете № 722 «Расчетные чеки», что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам.

      Непокрытые  расчетные чеки — чеки, платежи по которым гарантируются банком. В этом случае банк гарантирует чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков за счет средств банка. Сумма гарантий банка, в пределах которой могут быть оплачены чеки, учитывается в банке-гаранте на внебалансовом счете № 9925 «Гарантии, поручительства, выданные банком».

      В настоящее время согласно указаниям  ЦБР предусматривается использование в расчетах только покрытых расчетных чеков.

      Для получения расчетных чеков клиент обращается в обслуживающий его коммерческий банк с заявлением по установленной форме, где указываются количество чеков и сумма общей потребности в расчетах чеками. На основании этих данных определяется лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне каждого чека. Заявление на выдачу чеков подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверяется печатью.

     Одновременно  с заявлением клиент представляет в  банк платежное поручение на перечисление заявленной денежной суммы с его расчетного счета на счет № 722 «Расчетные чеки» и только после депонирования этих средств имеет право на получение чеков.

      Кроме того, работник банка должен под  расписку проинформировать клиента  о правилах пользования чеками и  предупредить об ответственности за утраченные или похищенные чеки. Убыток, произошедший в результате утраты или похищения чеков, несет сам чекодатель, если не будет доказано, что чек был оплачен по неосторожности или умыслу самого банка.

      Вместе  с чеками банк обязан выдать клиенту  идентификационную карточку (чековая карточка). Она выдается в одном экземпляре независимо от количества чеков, и идентифицирует чекодателя по каждому выданному им чеку.

      Лицевая сторона чековой карточки должна содержать следующие данные:

      * наименование банка плательщика  и его реквизиты; 

      * название «чековая карточка»  и ее номер; 

      * наименование чекодателя;

      * образец подписи чекодателя;

      * номер лицевого счета чекодателя.

На оборотной  стороне чековой карточки перечисляются условия, при которых банк гарантирует платеж по чекам:

      * чек выписан на сумму, не  превышающую лимит по нему;

      * подпись чекодателя в чеке  и чековой карточке идентична;

      * номера счета чекодателя в  чеке и карточке одинаковы;

      * чек должен быть предъявлен  в банк в течение 10 дней со дня его выписки;

      * чек должен быть оплачен в  полной сумме, на которую он выписан, без какой-либо комиссии.

      Перечисленные условия подписываются ответственным работником банка и удостоверяются печатью последнего.

      Если  клиент использовал все расчетные  чеки, чековая карточка должна быть возвращена в банк и подлежит уничтожению. Карточка может быть оставлена предприятию в том случае, если предприятие заявило новую потребность в чеках, лимит одного чека при этом не изменился.

      Документооборот при расчетах чеками сводится в целом  к следующему. Чекодатель при приобретении товаров, работ, услуг выписывает расчетный  чек, проставляя в нем следующие данные:

      * сумму платежа (цифрами и прописью);

      * наименование получателя платежа;  место выписки чека;

      * дату совершения платежа (при  этом месяц указывается прописью).

Выписанный  чек заверяется подписью чекодателя непосредственно в момент совершения оплаты (вручения чека получателю платежа).

      Убыток, произошедший в результате неправильной проверки чека, несет само предприятие, принявшее чек: в оплату (поставщик). Представитель последнего расписывается на обороте чека и проставляет оттиск штампа. Далее поставщик как чекодержатель может предъявлять этот чек в свой банк для получения платежа. Срок предъявления чека в банк — 10 календарных дней (не считая дня выписки).

      Чекодержатель сдает чеки в банк при реестре  в 4 экземплярах, который должен содержать полную информацию о чеках: номера чеков, счетов чекодателя и чекодержателя, а также обслуживающих их банков, сумму чеков. Реестр заверяется подписями двух первых лиц чекодержателя и печатью.

      Главные территориальные управления ЦБР  возлагают проведение операций по расчетам чеками внутри города на какой-либо один РКЦ. В этом РКЦ каждому коммерческому банку открывается отдельный счет на балансовом счете № 821.

      При расчетах чеками списание средств РКЦ  с банка плательщика может  производиться только при наличии у данного банка на счете № 821 достаточной суммы средств. Дебетовое сальдо по счетам РКЦ для проведения расчетов по чекам не допускается. 

     Расчеты аккредитивами

      Аккредитив  — это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов.

      Аккредитивная форма расчетов используется только в иногороднем обороте. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.

Аккредитивы могут открываться двух видов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные). 

      Покрытый  аккредитив (депонированный) соответствует предварительному представлению в распоряжение банка-корреспондента покрытия в сумме аккредитива на срок действия обязательств. В этом случае депонирование средств возможно также за счет ссуды покупателя в своем банке. Отметим, что не предусмотрено выставление аккредитива частично за счет собственных средств и частично за счет банковской ссуды.

      Непокрытый  аккредитив (гарантированными), когда платежи поставщику гарантируют банки. С предприятиями-плательщиками, своевременно выполняющими обязательства перед банками и поставщиками, могут заключаться договоры на открытие гарантированных аккредитивов. Банк-эмитент в таком случае предоставляет исполняющему банку право списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщика со своего корреспондентского счета.

      Следует сказать, что применение аккредитивов и в России может оказаться  вполне перспективным делом. По крайней  мере, оно выглядит эффективнее по сравнению с предварительной  оплатой, которая превратилась по существу в преобладающую форму гарантии платежа. В то же время необходимо учитывать сложность и высокую  стоимость аккредитивной формы  расчетов.  
 

     Расчеты пластиковыми картами

      Развитие  электронной техники позволило  широко использовать безналичные расчеты  в форме пластиковых карточек, содержащих зашифрованную информацию, позволяющую их владельцам осуществлять платежи и получать наличные деньги. Это значительно облегчает взаиморасчеты  и освобождает человека от необходимости  носить с собой крупные суммы  денег. До недавнего времени в  России большими денежными средствами обладали только юридические лица, и банки были не заинтересованы в  работе с частными вкладчиками. Но времена  меняются, теперь деньги есть у многих, и банки резко переориентировали  направление своей деятельности.

      Самыми  простыми в изготовлении и использовании  являются пластиковые карточки, а  как разновидность их – магнитная  карта. Это наиболее распространенные кредитные карточки. Банк гарантирует  открытие кредита владельцу карточки. Держатель карточки ежемесячно получает сообщение из компании, выдавшей кату. Там подводятся итоги расходов предыдущего  месяца. Оплата долга должны быть произведена  до конца месяца, в котором получено сообщение. С владельцев ежегодно взимается  взнос за карточку, некоторые виды карт являются бесплатными. Некоторые  магнитные карты используются как  «дебитные карты». Они применяются  по типу кредитных. Разница в том, что во время покупки плата  взимается непосредственно со счета  владельца в его банке.

      Сейчас  процесс развития в нашей стране пластиковых денег идет все более  стремительными темпами. Но есть и проблемы. Во-первых, рядовому потребителю чисто  психологически приятнее иметь туго набитый бумажник, а не пластиковую  карточку. Во-вторых, - и это очень  важно – предоставить гарантии своей  будущей платежеспособности клиентам достаточно сложно. Именно поэтому  большинство карточек в России работает как дебитные и по ним нельзя получить в кредит.

      С учетом всего сказанного можно предположить, что пластиковые карточки являются самой перспективной формой безналичных  расчетов. 
 
 

Проблемы  совершенствования  безналичных расчетов

      В настоящее время наиболее сложной  стала проблема налаживания расчетно-платежной  системы  и проблема неплатежей в  экономике. Неплатежи являются одной  из причин увеличения дефицита бюджета.

      За  последние годы, однако, темпы роста  неплатежей снизились. Если в 1997 г. суммарная  просроченная задолженность росла  достаточно высокими темпами (6,6% в месяц  при среднемесячном темпе инфляции 1,65%), то в 1999г. темп прироста составил 3,1% (что меньше среднемесячного темпа  инфляции). Стабилизация темпов роста  неплатежей обусловлена прежде всего  резко увеличившейся долей бартерных  операций.  В январе-феврале 2000 г. произошло дальнейшее снижение темпов роста неплатежей (до 1% в среднем  за месяц), прежде всего под воздействием частичного восстановления платежно-расчетной  системы и относительно меньшего «денежного голода». Экономика вошла  в своего рода «равновесный», но нездоровый режим функционирования. В данных условиях совершенствование безналичных расчетов, разработка их норм и способов – одна из главных задач российской экономики.

      Остановимся подробнее на следующих проблемах: задержки расчетов банками, предприятиями, РКЦ; скорость совершения платежей; очередность  платежей; проблемы вексельного обращения.

      Задержки  расчетов банками  и РКЦ. С введением расчетов банков через корсчета появляется много проблем: сбои и задержки расчетов в РКЦ, связанные в основном с большим потоком бумажных носителей с финансово-денежной информацией; нарушения в расчетах по вине самих КБ.

      Представив  в банк платежное поручение о  перечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третий экземпляр с распиской в приеме поручения и штампом банка. Затем  предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной  суммы. Но если банк ведет расчеты  через РКЦ, такие бухгалтерские  проводки – лишь предпосылки межбанковских  платежей, которые совершаются РКЦ  и начинаются в тот момент, когда  там производится списание средств  с корсчета банка. В документообороте иногда происходят заминки. Известно, что некоторые банки задерживают  платежные поручения на стадии передачи их в РКЦ и в течение какого-то времени используют средства, предназначенные  для перевода, в качестве кредитного ресурса. И наоборот, поступившим  через РКЦ на счет предприятия  средствам банк может задержать  бухгалтерскую проводку по их зачислению на расчетный счет предприятия. Такие  факты не единичны. Владельцы счетов далеко не во всех случаях используют свое право требовать от банка  уплату 0,7% несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день просрочки.

Информация о работе Безналичные расчеты, их формы и проблемы совершенствования