Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:23, контрольная работа
Целью моей работы является анализ сущности центрального и коммерческих банков.
В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, функции и задачи центрального и коммерческих банков;
- изучить основные виды кредитных учреждений;
- изучить правовой статус Центрального банка РФ;
- рассмотреть организационную структуру коммерческих банков;
Введение………………………………………………………………………………………….2
I. Центральные банки………………………………………………………………………….4
1. Общая характеристика центральных банков…………………………………………….….4
2.Цели, задачи и функции центральных банков…………………………………………….…6
3.Центральный банк Российской Федерации……………………………………………….…9
4. Функции центрального банка Российской Федерации……………………………………10
II. Коммерческие банки………………………………………………………………………13
1.Сущность и функции коммерческих банков………………………………………………..13
2. Виды коммерческих банков………………………………………………………………....14
3. Принципы деятельности коммерческих банков…………………………………………...15
4. Организационная структура коммерческих банков…………………………………….…17
5. Роль коммерческих банков в кредитной системе………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………………….………..20
Список литературы………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Центральные банки…………………………………………………………………
1. Общая характеристика центральных банков…………………………………………….….4
2.Цели, задачи и функции центральных банков…………………………………………….…6
3.Центральный банк Российской Федерации……………………………………………….…9
4. Функции центрального
банка Российской Федерации…………
II. Коммерческие банки…………………………………………………………………
1.Сущность и функции коммерческих банков………………………………………………..13
2. Виды коммерческих банков………………………………………………………………
3. Принципы деятельности коммерческих банков…………………………………………...15
4. Организационная структура
коммерческих банков……………………………
5. Роль коммерческих
банков в кредитной системе…………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Банки - одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.
На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое разграничение между центральными и коммерческими банками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем - центральным банком, что соответствовало его главенствующему положению, центральный банк служит осью, центром кредитной системы.
Потребность в центральных банках возникла в связи с развитием товарно-денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму около трехсот лет назад. В XX в. понимание значения роли центрального банка для всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим.
Основой развития и надежного, устойчивого функционирования банковской системы является формирования гибкого механизма денежно - кредитного регулирования экономики, позволяющего государству эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.
Наделенный государством эмиссионным правом Центральный банк является проводником общегосударственной политики стабилизации экономики, товарно-денежной сбалансированности.
Центральный банк – одно из основных учреждений развитой и нормально функционирующей рыночной экономики. Экономический механизм, который образуется вследствие целенаправленной деятельности Центрального банка - один из наиболее действенных для поддержания эффективности денежно-кредитного регулирования.
Роль Центрального банка РФ в рыночной экономике трудно недооценить. Развитие экономики любого современного государства сегодня невозможно без высокого уровня развития банковской системы, основанного, прежде всего, на правовых отношениях, при этом необходимо учитывать, что ее главным звеном этой системы в нашей стране является Банк России.
Целью моей работы является анализ сущности центрального и коммерческих банков.
В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, функции и задачи центрального и коммерческих банков;
- изучить основные виды
- изучить правовой статус
- рассмотреть организационную структуру коммерческих банков;
- определить роль коммерческих банков в кредитной системе.
Главным
звеном банковской системы
Центральные
банки возникли как
Создание
центрального эмиссионного
Во
всех развитых странах
Наряду
с законом о центральном банке
взаимодействия между
Центральные
банки развитых стран
К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.
Среди
множества объективных
• участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;
• процедура назначения (выбора) руководства банка;
• степень отражения в
• права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
• правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.
Что касается первого фактора оценки, то состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики существенно не влияет на его независимость.
В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и, главным образом, отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости последнего от органов государственного управления.
Третий фактор определяет, с одной стороны, рамки свободы деятельности центрального банка; с другой - его законодательно установленные полномочия. В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.
В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Тем не менее, это несущественно для определения степени независимости центрального банка. Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.
От четвертого фактора (наличия установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка, а со стороны центрального банка - обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования) прежде всего зависит политическая независимость центрального банка.
Наиболее низкой степенью независимости от вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику обладают центральные банки Франции и Италии. В этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем передано правительству. Центральный банк выступает в роли консультанта и призван руководствоваться решениями правительства. Со времен второй мировой войны руководство Банком Франции находится под влиянием министерства финансов.[6, c.70]
В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать его, отменять его решения. [6, c.71]
Несколько на более высокой ступени независимости находятся центральные банки Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства.
Центральные банки Германии и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка. [4, c.250]
Пятый фактор независимости центрального банка выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов.
Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.
Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть: [5, c.228]
• эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
• банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;
• банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные резервы;
• главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);
• органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.
В ряде стран эти задачи центральных банков закреплены законодательством. Так, монополия на эмиссию национальной денежной единицы дает возможность центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов. В Германии же, например, несмотря на то, что в Законе о Немецком федеральном банке не приводится механизм установления верхней границы роста денежной массы, определяются инструменты регулирования уже обращающихся денег. [5, c.228]
В качестве банка банков центральный банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом центральный банк вправе по закону ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. [2, c.76] Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей (в том числе казначейских); залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями.
Важную роль в функционировании банковской системы страны играет характер осуществления надзора центральным банком. Однако в Великобритании на протяжении десятилетий вплоть до 1979 г. контроль за деятельностью второго уровня банковской системы со стороны Банка Англии не был закреплен законодательно и являлся достаточно либеральным. Немецкий федеральный банк способствует проведению надзора специальным федеральным органом банковского контроля. Поскольку последний не располагает необходимой структурой агентств, то он опирается на филиальную сеть центрального банка. Английский национальный банк в отличие от Немецкого федерального банка данную функцию выполняет лишь в ограниченном объеме (банковский контроль передан министерству финансов). [17, c.168]