Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:20, курсовая работа
Актуальность в условиях перехода к рынку приобретают пер¬спективы развития банковской системы, в том числе российских банков и других кредитных институтов. Разработка таких пер¬спектив возможна лишь на основе изучения функционирования российских, а также зарубежных банков.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Центральный банк и его регулирующие функции»
2010г.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Банковская система и её основные элементы
1.1. Двухуровневая банковская система и её структура…………………..9
1.2. Центральный банк и его функции ……………………………………..12
1.3. Организационная структура центрального банка……………………..21
Глава 2. Денежно - кредитная политика центрального банка
2.1. Регулирования денег в обращении……..………………………………28
2.2. Регулирование кредитных отношений…………………………………30
2.3. Контроль за деятельностью по коммерческим банкам………………..36
Глава 3. Центральный банк в развитых странах…………………………...42
Заключение……………………………………………………………………43
Литература…………………………………………………………………….44
Введение
Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку. В связи с этим большой интерес вызывают различные аспекты деятельности центральных банков, являющихся основными проводниками официальной денежно-кредитной политики. Изучение их опыта придает особую актуальность вопросам, рассматриваемым в данном учебном пособии, в котором на основе обобщения зарубежного опыта анализируются статус и формы организации центральных банков, их важнейшие, функции. В первой главе дан подробный анализ правового статуса и форм организации центральных банков, прослежена взаимосвязь между их независимостью от органов государственной власти и темпами инфляции, что весьма важно для решения главной задачи центрального банка каждой страны - обеспечения стабильности цен; приведена классификация выполняемых центральными банками функций; подробно проанализированы все основные функции центрального банка. Центральное место в курсовой занимает вторая глава, в которой рассмотрены важнейшая функция центрального банка - разработка и реализация денежно-кредитной политики, а также основные рыночные инструменты денежно-кредитного регулирования: изменение официальной учетной ставки, применение минимальных резервных требований, операции на открытом рынке, а также некоторые методы административного воздействия. Сущность и функции центральных банков
Центральные банки в их современном виде существуют сравнительно недавно. На ранних стадиях развития капитализма четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками отсутствовало. Коммерческие банки активно прибегали к выпуску банкнот для накопления капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банковской эмиссии в немногих крупных коммерческих банках. Итогом этого процесса явилось закрепление за одним банком монопольного права на выпуск банкнот. Вначале такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем - центральным, что соответствовало его главенствующему положению в кредитной системе.
Глава 1. Банковская система и её основные элементы
1.1 .Двухуровневая банковская система и ее структура
Актуальность в условиях перехода к рынку приобретают пер¬спективы развития банковской системы, в том числе российских банков и других кредитных институтов. Разработка таких пер¬спектив возможна лишь на основе изучения функционирования российских, а также зарубежных банков. В настоящее время в России на страницах экономической печати, в дискуссиях на на¬учных и практических конференциях широко обсуждаются воз¬можности построения двухуровневой банковской системы, а также реорганизации существующих кредитных организации. Идет процесс создания новых, реорганизации действующих бан¬ков, развивают свою деятельность банковские ассоциации, союзы. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что механическое изменение структуры банков без существенного преобразования сути их деятельности не сможет привести к реальному улучше¬нию их работы, а следовательно, и оказать положительное воз¬действие на экономику страны.
Исторический опыт свидетельствует, что та или иная структу¬ра банковской системы зависит от конкретных общественно-эко¬номических условий. На практике используются различные моде¬ли построения банковских систем при главенствующей роли центрального банка. Тем не менее можно выделить следующие особенности банковских систем:
1. уникальность систем, обусловленная национальными традиция¬ми, историческим опытом развития. Банковские системы разных стран, их организационная структура зависят от многих факторов (объективных и субъективных), к числ
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Банковская система и её основные элементы
1.1. Двухуровневая банковская система и её структура…………………..9
1.2. Центральный банк и его функции ……………………………………..12
1.3. Организационная структура центрального банка……………………..21
Глава 2. Денежно - кредитная политика центрального банка
2.1. Регулирования денег в обращении……..………………………………28
2.2. Регулирование кредитных отношений…………………………………30
2.3. Контроль за деятельностью по коммерческим банкам………………..36
Глава 3. Центральный банк в развитых странах…………………………...42
Заключение……………………………………………………………………43
Литература…………………………………………………………………….44
Решение об открытии каждого отдельного банка с участием иностранных мается Советом директоров ЦБ РФ. ЦБ устанавливает лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны. Ограничения на участие иностранного капитала преследуют цель создать наиболее благоприятные условия для становления отечественных коммерческих банков и защиты от экспансии зарубежных банков.
По способу формирования
акционерные (открытого и закрытого типа) и паевые. Возможность создания банков, принадлежащих одному лицу (юридическому или физическому) исключается действующим законодательством, согласно которому уставный капитал банка формируется из средств не менее трех участников.
Если на начальном этапе
Паевые коммерческие банки
У банков, функционирующих как акционерное общество, уставный капитал разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, размещаемых среди юридических и физических лиц. Акционеры не вправе требовать от банка возврата этого вклада, что повышает устойчивость и надежность банка и создает для банка прочные основы для управления его ликвидностью. Акционерные банки бывают закрытого и открытого типов. Акции закрытых банков могут переходить из рук в руки только с согласия инвестиций филиалов банков-нерезидентов. Акции банков открытого типа могут переходить из рук в руки без согласия других акционеров и распространятся в порядке открытой подписки. Подписка на ценные бумаги считается открытой, если список покупателей ценных бумаг не утверждается заранее учредителями или руководящими органами банка-эмитента, и в результате эти бумаги может приобрести любое лицо. Открытая подписка требует от банка широкой информации о своей деятельности. Организационное устройство коммерческих банков соответствует общепринятой схеме управления акционерного общества. Высшим органом коммерческого банка является общее собрание акционеров, которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют представители всех акционеров банка на основании доверенности. Общее собрание правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если в заседании принимает участие не менее трех четвертей акционеров банка.
Общее руководство
Состав совета, порядок и сроки выборов его членов определяет общие
направления деятельности банка, рассматривает проекты кредитных и других планов банка, утверждает планы доходов и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка и другие вопросы, связанные с деятельностью банка, его взаимоотношениями с клиентами и перспективами развития. Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит правление. Оно несет ответственность перед общим собранием акционеров и советом банка. Правление состоит из председателя правления (президента), его заместителей(вице-президентов) и других членов. Заседания правления банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосом. При равенстве голосов, голос председателя является решающим. Решения правления проводятся в жизнь приказом председателя правления банка. При правлении банка обычно создаются кредитный комитет и ревизионная комиссия.
В функции кредитного комитета входят:
структуры привлекаемых средств и их размещения;
ведением трастовых операций.
Ревизионная комиссия избирается общим собранием участников и
подотчетна совету банка. В состав ревизионной комиссии не могут быть избраны члены совета и правления коммерческого банка. Правление банка предоставляет в распоряжение ревизионной комиссии все необходимые для проведения ревизии материалы. Результаты проведенных проверок комиссия направляет правлению банка.
В
целях обеспечения гласности
доступности информации об их финансовом положении их годовые балансы, утвержденные общим собранием акционеров, а также отчет о прибылях и убытках должны публиковаться в печати (после подтверждения достоверности представленных в них сведений аудиторской организацией). В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания предприятий и организаций - клиентов банка, территориально удаленных от места расположения коммерческого банка, он может организовывать филиалы и представительства. При этом вопрос об открытии филиала или представительства коммерческого банка должен быть согласован с ГУ ЦБ РФ по месту открытия филиала или представительства.
Филиалами банка считаются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом и совершает делегированные ему головным банком операции в пределах, предусмотренных лицензией ЦБ РФ. Он заключает договоры и ведет иную хозяйственную деятельность от имени коммерческого банка, его создавшего.
Представительство является
Работа
в пределах реально имеющихся
коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится к срокам тех и других. Так если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в
общем объеме его ресурсов.
Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений. Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадает с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег , размещенных в банке.
Вторая важнейшая функция коммерческих банков - Стимулирование накоплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий служит формирование фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банках. Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся у кредитора средств, он должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений.
Третья функция банков - посредничество
в платежах между отдельными
самостоятельными субъектами. В
связи с формированием
Выступая в качестве финансового брокера, банки выполняют
посреднические функции при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения. Как инвестиционный консультант банк оказывает консультационные услуги своим клиентам по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Если банк берет на себя роль инвестиционной компании, то он занимается организацией выпуска ценных бумаг и выдачей гарантий по их размещению в пользу третьего лица; куплей-продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе путем котировки ценных бумаг, т.е. объявляя на определенные ценные бумаги "цены продавца" и "цены покупателя", по которым он обязуется их продавать и покупать. Когда банк размещает свои ресурсы в ценные бумаги от своего имени и все риски, связанные с таким размещением, все доходы и убытки от изменения рыночной оценки приобретенных ценных бумаг относятся за счет акционеров банка, то он выступает в качестве инвестиционного фонда. Необходимым условием выполнения роли инвестиционного фонда является наличие в штате банка специалистов по работе с ценными бумагами, имеющих квалификационный аттестат Министерства финансов РФ, дающий право на совершение операций с привлечением средств граждан.(4. с 135; 5. с 200; 6. с 178; 10 с 37)
Глава 3.Центральный банк в развитых странах
Деятельность
коммерческих банков регулируется действующим
законодательством и нормативными документами
НБУ.В процессе аудиторского контроля
деятельности коммерческих банков, проверяют
соблюдение нормативно-правовых актов,
направленных на обеспечение стабильности
банковской системы, защиту интересов
вкладчиков с помощью мер по уменьшению
в деятельности банков. В банковской деятельности
делят на внешние и внутренние.
К внешним относятся: ликвидность — неспособность
банка обеспечить полную и своевременную
оплату своих обязательств перед клиентами;
валютные — убытки от неблагоприятного
изменения валютного курса в условиях
наличия открытой валютной позиции; учетной
ставки — убытки от изменения процентной
ставки, установленной по кредитам НБУ,
в условиях фиксированной процентной
ставки за предоставленные кредиты;
и ценных бумаг — убытки от изменения
курса ценных бумаг, находящихся в портфеле
банка. В процессе аудита необходимо тщательно
исследовать снижение а ликвидности, так
как валютный незначителен в связи с ограниченными
возможностями осуществления коммерческими
банками валютных отношений за свои средства.
Сравнительно небольшим является операций
с ценными бумагами в связи с неразвитым
финансовым рынком в Украине, а низкая
степень а учетной ставки обусловлена
тем, что НБУ устанавливает ее значительно
ниже темпов инфляции.
К внутренним относятся коммерческие
и банка, связанные с человеческим фактором
— квалификацией персонала и деловыми
качествами руководителя, исполнительной
дисциплиной/качеством аудиторской службы
и др. Сюда относят также операционно-технические
и, отражающие трудоспособность системы,
обеспечивающей внутреннюю работу банка,
системы безопасности, бухгалтерского
учета, материально-технических средств,
вычислительной и организационной техники,
системы электронной связи и др. На снижение
внутренних ов направлены процедуры регистрации
банков, лицензирования, аудиторских проверок,
инспектирования деятельности коммерческих
банков сотрудниками НБУ. Функцию контроля
осуществляет Департамент по банковскому
надзору за деятельностью коммерческих
банков НБУ. В составе Департамента имеются
Управление методологии и координации
банковского надзора и аудита и Управление
инспектирования. Операции по надзору
за деятельностью коммерческих банков
осуществляют также региональные отделения
НБУ. За деятельностью коммерческих банков
НБУ осуществляет общий, интенсивный,
высокой степенинадзор.
Общий надзор применяется по отношению
к банкам, стабильно работающим, финансово
стойким, придерживающимся экономических
нормативов, законодательства нормативных
актов НБУ, имеющим хорошую деловую репутацию.
Интенсивный надзор распространяется
на банки, которые периодические нарушают
экономические нормативы, а также допускают
в своей деятельности незначительные
нарушения и не характеризуются финансовой
стабильностью. Надзор высокой степени
осуществляется по отношению к банкам,
систематически нарушающим экономические
нормативы и допускающим другие серьезные
нарушения законодательства, нормативных
актов НБУ, имеющим неудовлетворительное
финансовое положение. Аудитор проверяет,
насколько эффективно влияет система
надзора НБУ на деятельность банка, т.е.
каким образом руководство реагирует
на замечания, принимает ли меры по ликвидации
нарушений и профилактике в дальнейшей
деятельности, насколько эти недостатки
сказываются на финансовом положении
банка.
В соответствии с законодательством о
банках и банковской деятельности с целью
защиты интересов клиентов НБУ устанавливает
обязательные для всех коммерческих банков
следующие экономические нормативы:
минимальный размер уставного фонда;
платежеспособность банка;
показатели ликвидности банка;
максимальный размер а на одного заемщика;
максимальный размер больших кредитных
ов инвестиционной деятельности;,
обязательные резервы, размещаемые в НБУ.
Минимальный размер уставного фонда и
коэффициент достаточности HI капитала
вычисляют как отношение общего объема
капитала банка к сумме активов с учетом
их. При установлении минимально допустимого
размера уставного фонда исходят из того,
что предварительно сформированный, как
правило, на акционерной основе собственный
капитал банка должен гарантировать его
финансовую надежность. Размер фонда должен
быть достаточным для выполнения обязательств
банка перед клиентами, покрытия возможных
убытков от его деятельности, а также для
создания материально-технической базы
для деятельности банка, расширения банковского
бизнеса за счет капитализации части прибыли.
НБУ утверждено Положение об экономических
нормативах регулирования деятельности
коммерческих банков, которым определена
методика их расчета и контроля за соблюдением
в банковской системе Украины.
Размер уставного фонда коммерческого
банка в Украине дифференцирован по такому
назначению: регистрацией устава и получения
лицензии на проведение банковских операций
в сумме, эквивалентной 3 млн. ЭКЮ;
получения лицензии на выполнение валютных
операций и права на открытие филиалов
в сумме, эквивалентной 6 млн. ЭКЮ.
Платежеспособность Н2 банка — это достаточность
собственных средств банка для защиты
интересов вкладчиков и других кредиторов
банка.
Для определения платежеспособности банка
применяются такие соотношения: собственных
и привлеченных средств банка;
собственных средств и активов с учетом
коэффициентов по степени а.
Соотношение собственных средств СС и
привлеченных ПС определяет достаточность
капитала, исходя из общего объема деятельности
независимо от размера разных. Этот показатель
рассчитывают по алгоритму
Собственные средства банка состоят из
основного и дополнительного капитала.
В основной капитал банка включают фактически
выплаченный уставный фонд и другие фонды,
создаваемые банком за счет прибыли, остающейся
в его распоряжении после уплаты налогов
и обязательных платежей (резервный, основные
средства, валютные резервы и др.), а также
средств для компенсации потерь от обесценивания
уставных фондов банков. В случае, если
в уставном фонде банка имеются вклады
в иностранной валюте, в основной капитал
их включают пересчете в национальную
валюту на отчетную дату. Дополнительный
капитал состоит из финансирования капитальных
вложений самого банка, резервов для покрытия
кредитных и валютных и ценных бумаг, а
также резервов, созданных за счет переоценки
фиксированных активов банка и нераспределенной
прибыли. При определении платежеспособности
дополнительный капитал включают в собственные
средства банка в сумме, не превышающей
собственный капитал, а в случаях, когда
дополнительный капитал имеет отрицательную
величину, то основной капитал уменьшают
на эту сумму. Кроме того, собственные
средства для определения платежеспособности
банка уменьшают на сумму вкладов в уставные
фонды других акционерных обществ, предприятий
и на средства, перечисленные банками
организациям для участия в их хозяйственной
деятельности.
Привлеченные средства банка состоят
из средств на расчетных текущих счетах
субъектов хозяйствования, на счетах банков-корреспондентов,
вкладов и депозитов субъектов хозяйствования
и населения, кредитов других банков, а
также средств, полученных от других кредитов.
Соотношение собственных средств и активов
банка определяет достаточность капитала
банка для проведения активных операций
с учетом, характерных для разнообразных
видов банковской деятельности.
Показатель платежеспособности банка
рассчитывают по алгоритму
При этом активы банка подытоживают с
учетом коэффициентов их, т.е. потенциальной
ликвидности, утвержденных НБУ ( 12.2).
Значение показателя платежеспособности
коммерческого банка не должно быть меньше
8 %. Ликвидность— .это способность банка
обеспечить своевременное выполнение
денежных обязательств. Ликвидность банка
определяется сбалансированностью между
сроками и суммами погашения активов и
сроками и суммами выполнения обязательств
банка.
Коммерческие банки обязаны придерживаться
нормативов ликвидности: мгновенной НЗ,
общей Н4, соотношения высоколиквидных
активов к рабочим активам Ра банка Н5.
Норматив мгновенной ликвидности НЗ рассчитывается
как отношение суммы средств на корреспондентском
счете и в кассе к расчетным
и текущим обязательствам по алгоритму.
Нормативное значение показателя НЗ должно
быть не ниже 20 %.
Норматив общей ликвидности Н4 рассчитывается
как отношение общих активов к общим обязательствам
банка по следующему алгоритму:
Нормативное значение показателя Н4 должно
быть не меньше 100 %.
Норматив отношения высоколиквидных активов
к рабочим активама банка Н5 характеризует
удельный вес высоколиквидных активов
в рабочих активах и рассчитывается
по алгоритму. Нормативное значение Н5
должно быть не меньше 20 % . Коэффициенты
коммерческих банков, которые подытоживают
при определении платежеспособности.
Высоколиквидные активы состоят из средств:
в кассе и приравненных к ним средств;
на корреспондентском счете в НБУ; на депозитных
счетах в банках; денежной наличности
в процессе инкассации; на счетах в иностранных
банках.
Общие активы — сумма активных остатков
баланса банка.
Контроль за соблюдением показателей
достаточности капитала и ликвидности
осуществляется коммерческими банками,
областными управлениями НБУ и департаментом
банковского надзора НБУ на основании
ежедневных балансов банков. Показатели
достаточности капитала и ежедневной
ликвидности являются оценочными показателями
деятельности банка и вычисляются с целью
оптимального расчета регулирования их
активных и пассивных операций для поддержания
необходимого уровня ликвидности. Систематическое
нарушение банком (в течение 5 рабочих
дней в месяц) этих показателей (или хотя
бы одного из них) может быть основанием
для более подробного изучения деятельности
банка и определения особого режима банковского
надзора.
Показатели текущей, краткосрочной и общей
ликвидности рассчитывают по алгоритму:
где ОБ — обязательства банка;
ЛА — активы банка.
К обязательствам банка при расчете показателей
текущей, краткосрочной и общей ликвидности
относятся средства на расчетных, текущих,
депозитных счетах и в кредиторской задолженности,
а также суммы гарантий и поручительств,
предоставленных банком. К активам при
расчете ликвидности относятся наличность
и приравненные к ней средства, средства
на корреспондентском счете банка и в
обязательных резервах, средства, вложенные
в ценные бумаги, дебиторская задолженность
и кредиты. Текущая ликвидность определяется
соотношением обязательств банка до востребования
и со сроком выполнения в течение месяца
и активов с соответствующим сроком погашения.
Краткосрочная ликвидность определяется
соотношением обязательств банка до востребования
и со сроком выполнения в течение трех
месяцев и активов со сроком погашения,
наступающим не позднее тех месяцев от
даты, на которую производится расчет
показателя. Общая ликвидность определяется
соотношением всех обязательств банка
и его активов. Национальным банком Украины
для коммерческих банков устанавливаются
такие нормативы : максимальный размер
а на одного заемщика Н7, «больших» кредитных
Н8, норматив инвестирования Н9. Максимальный
размер а Н7 на одного заемщика рассчитывается
по алгоритму
где 3с — совокупная задолженность по
займам, межбанковским кредитам и зачисленным
векселям одного заемщика и вся сумма
внебалансовых обязательств, выданных
относительно этого заемщика. Нормативное
значение показателя Н7 не должно превышать
25 %. Размер а на одного заемщика, превышающий
25 % собственных средств банка, считают
«большим» кредитом. Норматив «больших»
кредитных устанавливается как соотношение
совокупного размера «больших» кредитных
и собственных средств (капитала) коммерческого
банка (%) и рассчитывается по алгоритму,
где Ск — совокупный размер «больших»
кредитов, предоставленных коммерческим
банком с учетом 1ОО % внебалансовых обязательств
банка. Решение о предоставлении «большого»
кредита должно быть оформлено соответствующим
заключением кредитного комитета коммерческого
банка, утвержденным его правлением. Максимальное
значение показателя Н8 не должно превышать
восьмикратного размера собственных средств
банка. Если сумма всех «больших» кредитов
превышает восьмикратный размер собственных
средств не более чем на 50 % , то требования
к платежеспособности удваиваются (16 %),
если же превышает больше чем на 50 %, то
требования утраиваются, т.е. значение
показателя платежеспособности банка
должно быть не менее 24 %.
Норматив инвестирования характеризует
использование собственных средств банков
для приобретения долей (акций, ценных
бумаг) акционерных обществ, предприятий
и негосударственных торговых обязательств.
Норматив инвестирования устанавливается
в форме процентного соотношения между
размером инвестируемых средств и общей
суммой собственных средств коммерческого
банка и рассчитывается по алгоритму,
где Син — средства коммерческого банка,
инвестируемые на приобретение долей
(акций, ценных бумаг) акционерных обществ,
предприятий, негосударственных долговых
обязательств.
Максимально допустимое значение Н9 не
должно превышать 25 % размера собственных
средств банка. Общая сумма обязательств
любого заемщика (физического или юридического
лица, в том числе банка) перед банком в
результате предоставления последним
одного или нескольких кредитов не должна
превышать 25 % собственных средств банка.
Заемщики, имеющие общих учредителей,
акционеров (участников), общая доля которых
в уставном фонде банка превышает 35 %, включаются
в расчет как один заемщик. Коммерческие
банки и их филиалы должны обеспечить
выполнение экономических нормативов
как ежедневно, так и на отчетную дату.
Контроль за соблюдением коммерческими
банками экономических нормативов осуществляют
подразделения банковского надзора региональных
управлений НБУ и департамент банковского
надзора НБУ.
Коммерческие банки представляют по установленным
НБУ формам, срокам и периодичности баланс,
расшифровки отдельных счетов баланса
и расчеты экономических нормативов. Контроль
за фактическим состоянием показателей
ежедневной ликвидности осуществляется
подразделениями банковского надзора
НБУ ежедневно на основании ежедневных
балансов банков и их учреждений. Если
счет банка находится в ОПЕРУ Национального
банка Украины, то все перечисленные выше
отчеты представляются непосредственно
в Департамент банковского надзора.
Региональные управления ежемесячно в
течение трех рабочих дней после получения
необходимых данных проверяют соблюдение
коммерческими банками нормативов. Не
позднее 20-го числа отправляют управлению
экономического анализа деятельности
банков и контроля экономических нормативов
документы с заключением регионального
управления о соблюдении экономических
нормативов по каждому банку отдельно.
Если корреспондентский счет банка находится
в ОПЕРУ Национального банка Украины,
то за соблюдением экономических, нормативов
наблюдают сотрудники Департамента банковского
надзора. Заключения по контролю за соблюдением
коммерческими банками экономических
нормативов должны отображать: оценку
соблюдения банком экономических нормативов;
своевременность предоставления банком
документов для проверки; меры, принятые
региональным управлением НБУ в связи
с нарушением банком экономических нормативов.
Коммерческие банки не позднее 10-го числа
каждого месяца должны представлять непосредственно
в Департамент банковского надзора НБУ
по электронной почте данные о финансовом
состоянии банка. Ответственность за достоверность
таких данных возлагается на коммерческий
банк. В случае нарушения экономических
нормативов к банкам применяются санкции,
предусмотренные Законом Украины «О банках
и банковской деятельности» в порядке,
предусмотренном в Положении о применении
Национальным банком Украины санкций
за нарушение банковского законодательства,
утвержденном НБУ. При проведении аудиторского
контроля деятельности коммерческих банков
и, подтверждении достоверности баланса
и финансовой отчетности аудиторы используют
изложенную методику исчисления экономических
нормативов регулирования деятельности
коммерческих банков. Выявленные отклонения
фактических показателей деятельности
банка от экономических нормативов, утвержденных
НБУ, отражаются в заключении аудитора,
где указываются причины отклонений и
меры, принимаемые руководством банка
по соблюдению экономических нормативов,
обеспечению платежеспособности и ликвидности
банка и предупреждению его банкротства. (11.
с 125; 15.)