Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:18, контрольная работа
Цель данной работы - создание более полного представления о ЦБ и его роле в банковской системе РФ.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Отличительные черты Центрального банка (ЦБ) в сравнении с другими кредитными организациями……….4
2. Статус, задачи, функции и принципы организации и деятельности ЦБ РФ (Банка России)…………9
3. Денежно-кредитная политика БР………………………………………………….16
4. БР - орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций……………………………………………………………………...……20
Заключение……………………………………………………………………………28
Используемая литература……………………………………………………………31
Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).
Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций (банковских групп).
Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:
отношение ее активов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
отношение ее ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легкореализуемых активов) и суммарных активов.
Нормативы достаточности собственных средств (капитала) определяются как отношение размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска.
Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций (банковских групп) по валютному, процентному и иным финансовым рискам.
Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков в соответствии с федеральными законами.
Нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц определяются как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). Размер норматива использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц не может превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).
Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам), определяется в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).
Указанный норматив не может превышать 50 процентов.
Банк России устанавливает методики определения собственных средств (капитала) кредитной организации, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого норматива с учетом международных стандартов и консультаций с кредитными организациями, банковскими ассоциациями и союзами.
Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам кредитных организаций.
О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Банк России официально объявляет не позднее чем за один месяц до их введения в действие.
В целях определения размера собственных средств (капитала) кредитной организации Банк России проводит оценку ее активов и пассивов на основании методик оценки, устанавливаемых нормативными актами Банка России. Кредитная организация обязана отразить в своей бухгалтерской и иной отчетности размер собственных средств (капитала), определенный Банком России.
Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.
При осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки.
Проведение Банком России повторной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала) за уже проверенный период разрешается по следующим основаниям:
если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;
по мотивированному решению Совета директоров.
Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.
В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России. Порядок деятельности уполномоченного представителя Банка России устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного представителя Банка России прекращается.
Заключение
Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.
Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.
Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком Р.Ф., являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.
Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.
Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности. При проведении кредитно-денежной политики наиболее важными активами федеральных резервных банков выступают ценные бумаги и ссуды коммерческим банкам.
Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную цепь причинно-следственных связей: политические решения воздействуют на резервы коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; изменение денежного предложения меняет процентную ставку; изменение процентной ставка воздействует на инвестиции, и уровень цен.
Преимущества кредитно-денежной политики состоят в ее гибкости и политической приемлемости. Руководящие кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой — они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно.. При определенных условиях может возникнуть альтернатива — использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и тем самым для уничтожения дисбаланса торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.
На сегодняшний день направления денежно-кредитной политики России зависят от цен на нефть а при высоких ценах на нефть (которые мы и имеем на сегодняшний день) Россия не только не выиграет, а столкнется с весьма трудно разрешимыми проблемами. ЦБ не сможет скупить всю дополнительную валюту, которая поступит в страну, не превысив при этом допустимый уровень увеличения денежной массы. Изымать средства путем увеличения предложения облигаций чревато ростом процентной ставки, что в свою очередь приведет к еще большему притоку средств в страну. А рассчитывать на стерилизационные возможности бюджета не приходится, поскольку власти при поступлении дополнительных средств, как правило, увеличивают госрасходы. А значит - либо высокая инфляция, либо существенное укрепления рубля, причем цифры по укреплению рубля называются до 14%, далее может последовать кризисная ситуация.
Однако явных свидетельств того, что банковская система справляется или готова ответить на эти мощные вызовы реальной экономики, пока нет.
Что нужно, для того чтобы лучше вписаться в международную систему расчетов, в международные финансовые потоки? Банковская система России должна совершенствоваться. Совершенствование в первую очередь необходимо по линии банковского надзора, по повышению достоверности банковской отчетности через применение жестких штрафных и иных санкций к кредитным организациям, прибегающим к намеренному искажению своей отчетности.
Когда речь идет о выделении надзорных функций из круга полномочий Центрального банка Российской Федерации, то, возможно, это окажется целесообразным в будущем, но на сегодня это только ослабляет, а не усиливает возможности, которые имеются у государства по контролю над банковской системой.
Второе, с моей точки зрения, важное направление - это сближение системы российского банковского учета с международными стандартами банковской отчетности.
В настоящее время имеющиеся различия просто фантастические и порождают непрозрачность банковской отчетности и недоверие к ней. На официальном сайте центрального банка РФ могут быть публикованы взаимоисключающие данные, что ставит под сомнение достоверность банковской отчетности.
К сожалению, и доля кредитов реальному сектору в обшей структуре активов банков снизилась, и этот показатель, исчисленный как процент от ВВП, также снизился и составляет около 12 %. Если сравнить этот уровень с показателями других стран, даже европейских стран с переходной экономикой (около 100%), то окажется, что мы находимся в самом начале пути к эффективному финансовому посредничеству, только обретаем банковскую систему, которая должна ответить на финансовые потребности растущей экономики, уже достаточно острые и требующие активности финансовых посредников.
Используемая литература
1. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (в ред. от 22.09.2009 № 118-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 39. – Ст. 4532.
2. Банки и банковское дело: учебник / А. И. Балабанов, [и др.]. - 2-е изд . - СПб. [и др.]: Питер, 2007. - 448 с. - (Учебник для вузов).
3. Банковское право: учебник для ВУЗов / Н. Д. Эриашвили. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 591 с. - (Золотой фонд российских учебников).
4. Буданов Д. О правосубъектности Банка России в сфере организации наличного денежного обращения / Д. Буданов // Право и экономика. - 2008. - №7. С. 67-71.
5. Банковское право: учебное пособие для вузов / отв. ред. А. А. Травкин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 459 с. - (Institutiones).
6. Банковское дело. Учебник для ВУЗов / Коробова Г.Г., ред. - М.: Экономистъ, 2005.
7. Банковское дело. Учебник для ВУЗов / Жуков Е.Ф., Эриашвили Н.Д., ред. - М.: ЮНИТИ, 2006.
8. Банковское дело. Учебник для ВУЗов / Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П., ред. - 5-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2006.
9. Кузнецова Е. И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие для ВУЗов / Е. И. Кузнецова, ред. Н. Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 527 с.
10. http://www.cbr.ru
31
[1] О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (в ред. от 22.09.2009 № 118-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 39. – Ст. 4532.
[2] Там же.
[3] О банках и банковской деятельности: федеральный закон Российской Федерации от 2 дек. 1990 г. № 395-1 (в ред. от 28.04.2009 № 73-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. - № 16, ч. 1. - Ст. 2153.
[4] О валютном регулировании и валютном контроле: федеральный закон Российской Федерации от 10 дек. 2003 г. № 173-ФЗ (в ред. от 22.07.2008 № 150-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 30. – Ст. 3606.
[5] О Счетной палате Российской Федерации: федеральный закон от 11.01.1995 N 4-ФЗ (ред. от 05.04.2010) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - №3. - Ст. 167.
[6] О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (в ред. от 22.09.2009 № 118-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 39. – Ст. 4532.
Информация о работе Центральный банк РФ, его задачи и функции