Центральный банк РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:33, курсовая работа

Описание

Целями данной работы является рассмотрение задач и функций Центрального банка Российской Федерации, определение его правового и экономического статуса, исследование и анализ основных методов и инструментов проведения денежно-кредитной политики Банка России, а также анализ его действий по борьбе с кризисными явлениями в стране.
Для достижения вышеуказанных целей были поставлены и решены следующие задачи:
- определение правового статуса Центрального банка Российской Федерации, его целей, задач и функций;
- рассмотрение организационной структуры и органов управления банком;
- изучение и анализ вопросов, связанных с механизмами функционирования и взаимосвязи Банка России с денежно-кредитной системой страны;

Работа состоит из  1 файл

Центральный банк.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

     Повышенное  внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с  тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.

     Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, —  это фиктивная капитализация банков.

     С целью противодействия использованию  банками разного рода схем для  искусственного завышения или занижения  значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

     В связи с расширением круга  кредитных организаций, предоставляющих  населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

     С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.

     В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

     В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

     В настоящее время в системе  страхования вкладов участвует  подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.

     В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

     В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора  на среднесрочную перспективу (2005—2008  гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

     Основными задачами развития банковского сектора  являются:

- усиление  защиты интересов вкладчиков  и других кредиторов банков;

- повышение  эффективности осуществляемой банковским  сектором деятельности по аккумулированию  денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;

- повышение  конкурентоспособности российских  кредитных организаций;

- предотвращение  использования кредитных организаций  для осуществления недобросовестной  коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);

- развитие  конкурентной среды и обеспечение  транспарентности в деятельности  кредитных организаций;

- укрепление  доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

     Реформирование  банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.  
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Правовой статус Центрального банка Российской Федерации

     Статьей 75 Конституции Российской Федерации  установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.

     В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

     Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию  нормативных актов, обязательных для  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключением в Банк России.

     Банк  России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество  Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

     Государство не отвечает по обязательствам Банка  России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства  или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

В своей  деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. 
 
 
 
 

     2. Функции и структура  Центрального банка  Российской Федерации

    2.1.Организационная структура Центрального банка Российской

    Федерации

     Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка  России определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и  нормами международного права, а  также действующими международными стандартами. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

     Подотчетность Банка России проявляется в:

— процедуре  назначения (выбора) руководства Банка  — Председателя и членов Совета директоров;

— процедуре  отчетности и проведении парламентских  слушаний о деятельности Банка с  участием его представителей;

— правилах, оговаривающих степень невмешательства  Думы в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий.

     Независимость Банка России проявляется прежде всего в том, что он не входит в  структуру федеральных органов  государственной власти и выступает  как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации  денежного обращения.

Центральный банк России, являясь государственным  с точки зрения собственности  на капитал, обладает юридической самостоятельностью в вопросах тактики и стратегии  проведения денежно-кредитной политики, направленной на поддержание стабильности обращения денег и сбалансированности платежного баланса.

     Вопросы независимости Центрального банка  имеют принципиальное значение в  связи с необходимостью разграничения  государственных финансов и банковских ресурсов. Правительству, как правило, не хватает государственных финансов, что подтверждается наличием дефицита Федерального бюджета.

     В результате образуется внутренний и  внешний государственный долг. Как  Центральный банк должен участвовать  в его покрытии, в каких размерах должна проводиться эмиссия под  прямое кредитование Правительства, какой тип денежной реформы — девальвация или же деноминация — может помочь Правительству в решении его задач, определяется Центральным банком. В этом и проявляется принцип независимости Центрального банка. ,

Информация о работе Центральный банк РФ