Денежная единица Европейского валютного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание

Основная цель работы заключается в изучении понятия и типов денежных систем.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- Определяется понятие денежной системы и ее элементы;

- Раскрываются типы денежных систем;

- Дается понятие Европейскому Валютному Союзу

Содержание

Введение……………………………………………………………….2

Глава 1. Денежная система и ее элементы………………………….4

1.1. Понятие денежной системы……………………………………..4

1.2. Элементы денежной системы …………………………………...5

Глава 2. Европейский валютный союз…………………………….10

2.1. ЕВС: история развития и этапы……………………………...10

Глава 3. Денежная единица Европейского валютного союза…...26

3.1. Евро и его характеристики…………………………………….26

3.2. Европейская система центральных банков и Европейский центральный банк…………………………………………………...31

Заключение…………………………………………………………..33

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

ЧИСТОВИК.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

       Основными элементами современной денежной системы  являются:

       - национальная денежная единица,  т. е. принятая в данной стране  за единицу мера денег, в которой выражаются все цены товаров и услуг.

       - масштаб цен - весовое количество  денежного металла, принятое в  стране в качестве денежной  единицы, или покупательная способность  этой денежной единицы;

       - система эмиссии денег - законодательно установленный порядок выпуска денег в обращение, а также сами учреждения, выпускающие деньги;

       - законодательно установленные формы  денег - специфическая система  кредитных и бумажных денег,  разменных монет, которые являются  законными платежными средствами в наличном обороте данной страны;

       - валютный паритет, обеспечивающий  соотношение национальной валюты  с валютами других стран;

       - институты денежной системы - государственные и негосударственные  учреждения, которые регулируют  денежное обращение на законодательной основе.

       Денежная  единица – это установленный законом денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица делится на более мелкие кратные части. В большинстве стран установлена десятичная система деления: 1:10:100.

       Масштаб цен – средство выражения стоимости в денежных единицах, техническая функция денег. Официальный масштаб цен утратил экономический смысл с прекращением размена кредитных денег на золото. В результате Ямайской валютной реформы 1976-1978 гг. официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц отменены. В настоящее время масштаб цен складывается стихийно и служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены.

       Виды  денег, являющиеся законным платежным  средством,- это в основном кредитные банковские билеты, а также бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета. Банковские билеты (банкноты) – вид денежных знаков, законное платежное средство, выпускаемое в обращение центральными банками. Казначейские билеты - бумажные деньги, выпускаемые непосредственно государством – для покрытия бюджетного дефицита. В отличие от банковских билетов казначейские билеты никогда не обеспечивались драгоценными металлами и не подлежали размену на золото или серебро. После отмены золотого стандарта разница между казначейскими билетами и банкнотами практически стерлась. Разменная монета - слиток металла, имеющий установленное законом весовое содержание и форму.

       Эмиссионная система в промышленно развитых странах означает выпуск банковских билетов центральными банками, а казначейских билетов и монет – казначействами в соответствии с законодательно установленным эмиссионным правом. Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков, в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг.

       Денежное  регулирование представляет собой комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития. 

       Глава 2. Европейский валютный союз

       2.1. Европейский валютный  союз: история развития

       Формирование  и развитие Европейского союза –  это интеграция западноевропейских стран в политическом, экономическом, культурном аспектах. Этот процесс  продолжается и сегодня: Евросоюз постоянно расширяется – недавно к 15 членам сообщества добавились еще 10 государств, также не исключено, что расширение ЕС будет иметь место и в дальнейшем. Растет и валютный союз европейских государств. И хотя не все члены ЕС перешли в настоящий момент на евро, многие из этих стран собираются присоединиться к валютному союзу в ближайшее десятилетие. 
Основной целью образования Европейского союза стало создание единого рынка для более чем 370 миллионов европейцев, обеспечивающего свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала. Среди целей создания Европейского валютного союза можно выделить такие как облегчение взаиморасчетов между странами участницами, стабилизация валютных курсов, а также появление единой крепкой и устойчивой европейской валюты, которая бы смогла на равных конкурировать с долларом на мировых рынках. 
С точки зрения экономического развития Европейского валютного союза, на текущий момент можно выделить 7 этапов интеграции входящих в него государств: 
1 этап – 1947-1957 годы – начало европейской экономической интеграции, учреждение Европейского платежного союза.  
2 этап – 1957-1974 годы – создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС), план «Венера».  
3 этап – 1974-1985 годы – ввод первой европейской расчетной единицы – ЕРЕ (European unit of account - EUA), решение о создании Европейской валютной системы, появление европейской валютной единицы «экю» (European currency unit - ECU). 
4 этап – 1985-1992 годы – разработка и утверждение меморандума «О создании европейского валютного пространства и Европейского центрального банка». 
5 этап – 1992-1999 годы – подписание Маастрихтского договора, определение целей и путей создания Экономического и валютного союза в Западной Европе, создание Европейского валютного института, разработка и реализация плана введения евро. 6 этап – 1999-2001 годы – введение евро в безналичный оборот . 
7 этап – с 2002 года по настоящее время – введение евро в наличный оборот, разработка и реализация плана присоединения к валютному союзу новых стран. 
Идея создания единой валюты на Европейском континенте появилась давно. Однако с особой остротой этот вопрос возник после второй мировой войны, которая нанесла серьезный удар по международной валютной системе. В середине ХХ века впервые в современной истории Европа оказалась без мировой валюты: послевоенная Бреттон-Вудская модель международной валютной системы базировалась на долларе США, который еще в 30-е гг. вытеснил с лидирующих позиций британский фунт стерлингов. Поэтому в 1950 г. был создан Европейский платежный союз, в который вошли ФРГ, Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Швейцария, Австрия, Италия, Греция, Португалия и Турция (впоследствии он был преобразован в Европейское валютное соглашение). 
В апреле 1951 г. был подписан Парижский договор о создании Европейского объединения по углю и стали, положивший начало европейской экономической интеграции. В то же время, первые реальный предпосылки полноценного валютного сотрудничества появились с подписанием 25 марта 1957 г. Римского договора об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Европейское сообщество появилось с 1 января 1958 г. и включало сначала шесть стран — ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом. С 1973 г. в ЕЭС вошли Великобритания, Ирландия, Дания, с 1981 г. — Греция; с 1986 г. — Португалия и Испания, затем Австрия, Швеция, Финляндия. Экономическое объединение Европы всей логикой своего развития вело к необходимости наличия единых денежных знаков, и уже в 1962 г. Комиссия ЕЭС выдвинула для этих стран идею единой валюты. 
В декабре 1969 г. на Европейском совете в Гааге впервые цель создания Европейского валютного союза была переведена в практическую плоскость. В октябре 1970 г. появился так называемый «план Вернера», в котором была сформулирована концепция перехода к валютному союзу через необратимой взаимной конвертируемости национальных валют, полную либерализацию движения капиталов, установление неизменных валютных курсов и замену национальных валют единой европейской валютой к 1980 г. Однако «плану Вернера» не суждено было сбыться. 
В апреле 1975 г. была введена европейская расчетная единица – ЕРЕ (European unit of account - EUA), курс которой зависел уже не от доллара, а от рыночной стоимости составляющих ее европейских валют. Эта единица использовалась в межгосударственных расчетах и бюджете ЕЭС, в операциях Европейского инвестиционного банка. 
В 1977 г. идея валютного союза была вновь реанимирована канцлером ФРГ Г. Шмидтом и президентом Франции В. Жискар д’Эстеном и поддержана тогдашним председателем Комиссии ЕС Р. Дженкинсом. На сессии Европейского совета 5-6 декабря 1978 г. в Брюсселе было принято решение о создании Европейской валютной системы. В итоге 13 марта 1979г. появилась европейская валютная единица – «экю» (European currency unit - ECU) и основанная на ней Европейская валютная система (ЕВС). Важной особенностью ЕВС было то, что она включала в свой состав все страны ЕЭС.  
В феврале 1988 г. министр иностранных дел ФРГ Г.-Д. Геншер представил меморандум «О создании европейского валютного пространства и Европейского центрального банка», который был поддержан тогдашнем председателем Комиссии ЕС Ж. Делором и впоследствии трансформировался в так называемый «план Делора». Он предусматривал осуществление скоординированной экономической и валютной политики стран ЕС, создание Европейского центрального банка и переход на единую европейскую валюту. Этот план в качестве интеллектуальной основы ЕВС был утвержден Европейским советом 26 июня 1989 г. в Мадриде, а его основные идеи были впоследствии закреплены в Маастрихтском договоре. 
Определение целей и путей создания Экономического и валютного союза в Западной Европе было закреплено в тексте Маастрихтского договора об образовании Европейского союза. Этот исторический договор был одобрен главами государств и правительств ЕС на сессии Европейского совета 10-11 декабря 1991 г. и подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды). Маастрихтский договор, вступивший в силу 1 ноября 1993 г., предусматривал на только создание Экономического и валютного союза, но и формирование союза политического. Фактически только после подписания этого договора страны ЕС перешли к проведению общей экономической и финансовой политики, конечной целью которой было объявлено введение единой валюты. Договор предусматривал поэтапный график ее введения и устанавливал общие правила в сфере государственного бюджета, инфляции, процентных ставок для всех членов будущего валютного союза. В процессе построения ЭВС в качестве главных стратегических целей были названы «независимая единая денежно-кредитная политика, направленная на поддержание ценовой стабильности, и создание единого внутреннего рынка, предполагающего полное снятие ограничений на перемещение капиталов».

       
        

       Поскольку валютный союз мог объединить только государства с хорошо регулируемой экономикой, его участники обязаны были обеспечить высокий уровень конвергенции (сближения). Для определения степени его достаточности в Маастрихтском договоре были зафиксированы следующие критерии:

  • уровень инфляции не должен превышать средний уровень инфляции трех государств с наименьшим уровнем более чем на 1,5%;
  • долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2% средний показатель долгосрочных процентных ставок трех государств с наименьшим уровнем инфляции;
  • национальная валюта не должна девальвироваться в течение последних двух лет и должна оставаться в пределах колебаний курсов на уровне 2,25%, предусмотренных Европейской валютной системой;
  • дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% от ВВП;
  • государственный долг - не выше 60% от ВВП.

       Названные критерии конвергенции как надежное средство обеспечения стабильной макроэкономической среды были призваны стать объективной  основой для политических решений. Они должны строго соблюдаться и  после вступления страны в валютный союз, а также обязательны для всех стран, желающих в перспективе вступить в ЭВС.  
Первоначально эти критерии были задуманы как средство создания так называемого «твердого ядра» валютного союза в лице Германии, Франции, Австрии и стран Бенилюкса (без средиземноморских стран). Что касается государств, которым не удалось достичь требуемой степени конвергенции, Маастрихтский договор позволял им вступить в валютный союз в более поздние сроки, в соответствии с дифференцированными темпами интеграции. 
Вопреки первоначальным ожиданиям реализация Маастрихтского договора и планы формирования валютного союза сразу подверглись весьма серьезным испытаниям на прочность. Во-первых, в 1992-1993 гг. Европейская валютная система испытала тяжелейший кризис, вследствие чего национальные валюты Испании, Португалии и Ирландии были значительно девальвированы, а Великобритания и Италия вообще вышли из состава ЕВС. Для спасения ЕВС в августе 1993 г, было принято решение увеличить допустимые пределы колебаний курсов валют до плюс-минус 15%. Последствия кризиса удалось преодолеть лишь к концу 90-х гг. (в настоящее время Европейская валютная система включает все страны ЕС, кроме Великобритании и Швеции). Во-вторых, совершенно неожиданно для Брюсселя и национальных правительств возникла проблема с ратификацией самого Маастрихтского договора. В 1992-1994 гг. общественность ряда стран выступила против создания Европейского союза: Великобритания категорически отказалась участвовать в проекте ЭВС, в Дании после двух референдумов Маастрихтский договор не был ратифицирован в части валютного союза, во Франции перевес сторонников договора оказался минимальным, Норвегия после референдума вообще отказалась вступать в ЕС. Осложнение процесса ратификации Маастрихтского договора обусловило достижение договоренности о новой полномасштабной встрече глав государств и правительств через пять лет для пересмотра и внесения изменений в первоначальный текст договора. 
Тем не менее, в январе 1994 г. в соответствии с Маастрихтским договором во Франкфурте-на-Майне был создан Европейский валютный институт, который впоследствии был преобразован в Европейский центральный банк. 
Важные события по созданию валютного союза произошли в 1995 г.: в январе в состав ЕС вошли Австрия, Швеция и Финляндия; в декабре на заседании Европейского совета в Мадриде была принята программа введения евро, которая была развита и конкретизирована на заседании того же совета в Дублине в декабре 1996 года.  
В соответствии с достигнутыми между странами ЕС договоренностями, процесс продвижения к валютному союзу ЕС распался на три фазы: 
Подготовительная — до 1 января 1996 года, в ходе которой страны-участницы сняли взаимные ограничения на движение платежей и капиталов и начали стабилизацию своих государственных финансов по критериям, установленным ЕС как «пропускные» для членства в валютном союзе. 
Организационная — до 31 декабря 1998 года, нацелена на завершение окончательной стабилизации государственных финансов и на формирование правовой и институциональной базы валютного союза.  
Реализационная – до 1 января 2003 года, реализация плана введения евро в безналичный, а затем и в наличный оборот стран – участниц соглашения с полной заменой единой валютой национальных валют. 
С целью реализации плана продвижения к ЕВС, Европейский валютный институт во Франкфурте, функционирующий с 1 января 1994 года, в 1998 году был преобразован в Европейский центральный банк (ЕЦБ). Приняты конкретные решения в отношении денежной и валютной политики: на сессии в Дублине в декабре 1996 года решено, что евро получает статус официальной денежной единицы стран-участниц вместо их национальных валют. Соответственно в евро пересчитаны все частные и государственные активы и пассивы при сохранении для субъектов хозяйства платежных условий ранее заключенных контрактов. Пересчет в евро сумм в национальных валютах осуществляется с точностью до шести знаков после запятой. Паритет пересчета экю в евро установлен в пропорции 1:1. Форсируется подготовка к новой валюте в странах-участницах, особенно в административных органах, банках и других финансовых институтах. Но вся экономическая жизнь продолжает существовать на основе национальных валют. 
Поскольку создание валютного союза потребовало срочного решения проблемы реформирования европейских институтов и расширения ЕС, в марте 1996 г. в Турине был дан старт Межправительственной конференции по пересмотру всей «европейской конструкции», в том числе Маастрихтского договора. В результате ее работы в июне 1997 г. на амстердамском саммите ЕС были утверждены основные элементы валютной политики ЕС, в том числе нового механизма обменных курсов (МОК-2), приняты программные документы - "Повестка дня-2000'', в которой определены основные направления развития ЕС и его политики в наступающем веке, и «Пакт стабильности и роста», открывший путь к введению евро 1 января 1999 г.  
«Пакт стабильности и роста» впервые предусматривал введение штрафных санкций против государств-членов в случае нарушения ими нормативов государственного бюджета. В соответствии с этим документом, в случае если участник ЭВС превышает установленный в Маастрихтском договоре лимит дефицита бюджета (3% от ВВП), то Европейский совет в течение трех месяцев принимает рекомендации в адрес этой страны. В течение следующих четырех месяцев эти рекомендации должны быть реализованы, в противном случае по истечении трехмесячного срока к стране-нарушительнице применяются санкции: беспроцентный депозит в размере 0,2% от ВВП плюс 1/10 разницы между реальным дефицитом бюджета (% от ВВП) и установленным лимитом. Через два года, если положение не улучшится, депозит автоматически обращается в штраф. 
В октябре 1997 г. был подписан Амстердамский договор, который стал очередным этапом фактического превращения ЕС в общеевропейскую организацию. В конце 1997 г. Совет министров экономики и финансов стран ЕС (ЭКОФИН) утвердил дату введения в наличное обращение банкнот и монет евро (1 января 2002 г.), а Европейский совет принял решение о создании нового важного института валютного союза - Совета министров экономики и финансов стран ЭВС (Совет евро-11). 
В марте 1998 г. Комиссия ЕС представила доклад о результатах выполнения странами Европейского союза критериев конвергенции Маастрихтского договора и на его основе рекомендовала к вступлению в валютный союз одиннадцать стран (все страны ЕС, кроме Великобритании, Дании, Швеции и Греции). В целом рекомендуемые страны в 1997 г. имели хорошие экономические показатели: средний уровень инфляции и долгосрочные кредитные ставки достигли рекордно низкого уровня - соответственно 1,6 и 5,9%, дефицит бюджета - 2,5%, валюты девяти стран колебались в течение предшествующих двух лете пределах плюс-минус 2,25%. Наблюдалось заметное сближение долгосрочных уровней доходности ценных бумаг, что отражало не только умеренность инфляционных ожиданий в государствах ЕС, но и прогресс в оздоровлении государственных финансов. Исключение составил государственный долг - в среднем 75% ВВП против 60% по Маастрихту. Однако Комиссия ЕС посчитала возможным использовать содержащуюся в статье 104с Маастрихтского договора оговорку, согласно которой норматив может считаться выполненным, если величина государственного долга по отношению к ВВП устойчиво снижается. 
На внеочередном саммите ЕС в Брюсселе 2 мая 1998 г. была произведена необратимая фиксация обменных курсов валют стран-участниц, утверждены руководители Европейского центрального банка и определены участники валютного союза, в состав которого с 1 января 1999 г. вошли одиннадцать государств Европейского союза: Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Австрия, Ирландия, Италия, Испания, Португалия, Финляндия. Помимо указанных стран, зона евро с согласия официальных властей была распространена также на ряд автономных заморских департаментов (для Франции) - это острова Мартиника и Гваделупа, Реюньон, Сен-Пьер и Микелон; к евро привязали валюты Коморских островов и Новой Каледонии, а также таких государств, как Монако, Андорра, Сан-Марино и Ватикан. По политическим мотивам воздержались от участия в валютном союзе с 1999г. три страны ЕС – Великобритания, Дания и Швеция. Что касается Греции, эта страна не смогла выполнить критерии конвергенции, но объявила о своем стремлении войти в ЭВС в январе 2001 г.  
Несмотря на то, что необратимая фиксация курсов валют по отношению друг к другу была произведена в мае 1998 г., паритеты между ними были установлены только 31 декабря 1998 г. (таблица1), поскольку необходимо было обеспечить совпадение между первой котировкой курса евро и последним курсом экю на финансовых рынках по завершении года. До этого момента три валюты, остававшиеся вне зоны евро, но входившие в корзину экю (английский фунт стерлингов, датская крона и греческая драхма), могли оказывать влияние на курс экю. После расчета по специальной формуле был установлен курс национальных денежных единиц к евро, который с этого моменту превратился в самостоятельную валюту, Европейский экономический и валютный союз стал свершившимся фактом. 
План введения евро, отвечающий требованиям реализма, выполнимости, гибкости для бизнеса и населения в целом, включает три последовательных этапа:

  • первый этап (1 января 1999 г. - не позднее 1января 2002 г,): переход к евро банковского и финансового секторов, выпуск новых государственных займов в евро, начало производства банкнот евро;
  • второй этап (не позднее 1 января 2002 г. - не позднее 1 июля 2002 г.): окончательный переход к евро в системе государственного управления, ввод в обращение банкнот и монет евро, причем в течение первых 6 месяцев в качестве валюты, равноправной с национальной;
  • третий этап (не позднее 1 июля 2002 г.): евро становится единственным законным средством расчетов на всей территории стран-членов ЭВС.

       Продолжительность переходного периода в три  года обусловлена необходимостью подготовить  общественность, банковские системы  и технические средства, предприятия  розничной торговли и государственного сектора. При этом предполагалось, что при досрочном завершении подготовительных мер на начальных этапах и накоплении критической массы новой валюты последующие этапы могут быть сокращены. Например, период параллельного обращения наличного евро с национальными валютами ЭВС оказалось возможным сократить с шести до двух месяцев. 
С 1 января 1999 г. евро вошел в практику безналичных банковских расчетов. В соответствии с межправительственными соглашениями стран ЕС в отношении использования евро в период между 1999 и 2002 годами не существовало терминов «принуждение» или «запрещение», поскольку национальные валюты стали взаимозаменяемыми, фактически, замещая евро, любой банковский вклад в национальной деноминации имел соответствующие суммы в евро.  
Некоторые европейские транснациональные корпорации, например «Сименс» и «Филипс», уже начали вести бухгалтерский учет в евро с 1999 г. Любое движение в этом направлении крупных компаний могло вынудить более мелкие предприятия последовать их примеру и даже, если предприятия не будут использовать евро для ведения внутреннего бухгалтерского учета, могла возникнуть тенденция котировки цен в евро для осуществления торговли с 1999 г. Для крупных компаний, которые всегда работали с несколькими валютами, переходный период не создал особых проблем с параллельным учетом, для малого и среднего бизнеса, привыкшего работать с одной валютой, это окажется труднее. Однако в переходный период ни одна компания не могла полностью перейти на евро, поскольку государственный сектор и потребители еще будут пользоваться национальной валютой.  
Для обеспечения успеха новой валюты в переходном этапе крайне важно наличие для нее эффективной технической базы платежей и расчетов. В частности, такая база будет полезной для формирования общих краткосрочных межбанковских процентных ставок по всей «зоне евро». Это предполагает, в свою очередь, создание системы, с помощью которой крупномасштабные трансграничные сделки могли бы обслуживаться в течение того же дня. 
В момент перехода на евро, в странах Евросоюза существовало три альтернативы для осуществления международных платежей:

  • платежная система Европейской системы Центральных банков TARGET;
  • система клиринговых расчетов в евро Банковской ассоциации ECU, в настоящее время носящей название Евробанковской ассоциации (ЕВА);
  • национальные клиринговые системы, которые выполняют функции приведения в соответствие времени рабочих часов в стране и времени отсечения межгосударственных платежей, приведения в соответствие форматов и отчетности, обеспечивают возможность отдаленного доступа к локальным платежным системам и банкам на территории ЭВС.

       TARGET. Система была поставлена на  испытание в июне 1997 г. и завершена  в июне 1998 г. Система TARGET (трансъевропейская  автоматизированная экспресс-система  брутто-расчетов в режиме реального  времени – Trans-European Automated Real-Time Gross Settlements Express Transfer - TARGET), через которую проходит около 25% всех трансграничных платежей в ЕС, напрямую связана с национальными клиринговыми системами RTGS (Real-Time Gross Settlements) и позволяет выполнять платежи в режиме реального времени при наличии достаточного покрытия на счете банка-плательщика. Главная задача системы TARGET – сократить время прохождения платежей между финансовыми институтами зоны евро и максимально гарантировать их безопасность. 
Структура TARGET представляла собой децентрализованную платежную систему, при этом в ведении ЕЦБ оставались только наиболее общие функции. Единая система строилась из сети телекоммуникаций, связанной в конкретной стране ЕС с национальной системой, и через нее национальные кредитные учреждения получали доступ к системе TARGET для осуществления расчетов евро в режиме реального времени. Режим реального времени поддерживался всеми странами-членами ЭВС и гарантировал возможность моментальных расчетов в любой стране зоны евро. 
Национальные системы RTGS (ELS/Eil-ZV в Германии, TBF во Франции, BL-REL в Италии, TOP в Нидерландах и др.) имели структурные отличия. Например, немецкая электронная система ELS/Eil-ZV управлялась центральным банком федеральной земли и осуществляла крупные платежи в евро и немецких марках. Французская система TBF являлась централизованной системой, управляемой из Банка Франции и включающей межбанковские платежи, расчеты по операциям центрального банка, местную систему нетто-расчетов, систему брутто-платежей, платежи по ценным бумагам. Великобритания создала собственную систему CHAPS, которая проводила расчеты в евро в пределах страны и создавала условия для движения капиталов по всей территории ЕС в режиме реального времени, работая параллельно с системой RTGS в фунтах стерлингах. 
EBA. Второй важнейшей системой явилась Банковская ассоциация евро (Euro Banking Association - EBA), представляющая собой евро-клиринговую систему нетто-расчетов, по которой обмен информацией происходил в течение дня, а окончательный расчет – в конце расчетного дня. Основанная в 1985 г. в Париже для содействия коммерческому использованию экю, она объединила 56 клиринговых банков из 16 стран. Это весьма эффективная и рентабельная система, отвечающая всем требованиям двустороннего и многостороннего зачета (неттинга). Через нее проходило около трети всех трансграничных платежей в ЕС. 
В зависимости от видов финансовых операций замена национальных валют ЭВС евро в течение переходного периода 1999-2001 гг. являлась либо жестко привязанной ко времени, либо отдавалась на усмотрение самих предприятий. С 1 января 1999 г. на евро были переведены: 
а) бюджет ЕС и вся система бухгалтерского учета европейских институтов; 
б) облигационные займы ЕС, ЕЦБ, Европейского инвестиционного банка со сроком погашения после 1 января 1999 г., ранее номинированные в экю и в валютах, заменяемых евро, и платежи по ним; 
в) новые облигационные и иные займы стран-членов зоны евро. 
Основные принципы, связанные с переходом к единой валюте состояли в следующем:

Информация о работе Денежная единица Европейского валютного союза