Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:48, реферат
XIX в. в истории России, как и в истории других восточноевропейских стран, заметно отстававших от передовых стран Европы по уровню социально-экономического, политического, культурного развития, стал эпохой, когда идеи обновления всей общественной жизни прочно овладевали умами людей. К этому времени под влиянием идей Английской революции, распространившихся глубоко рациональных, прагматических сочинений английских экономистов, могучей проповеди французских просветителей, а позднее Великой французской революции на Европейском континенте происходили грандиозные перемены — страна за страной вступала в период промышленных революций, ломались обветшалые средневековые экономические и политические структуры, прорисовывались контуры будущего демократического общества.
Введение 2
Глава I. Жизнь и деятельность С.Ю. Витте 5
Глава II. Финансовая реформа 10
Глава III. Денежная реформа 1895—1897 годов 13
Заключение 20
Список литературы 22
Денежная реформа сыграла огромную роль в экономическом росте России, ускорила развитие национальных производительных сил. В своих воспоминаниях С.Ю Витте высоко оценил ее результаты и технику осуществления. "Одной из самых крупнейших реформ, - писал он, - которую мне пришлось сделать..., была денежная реформа, окончательно упрочившая кредит России и поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами".
В результате подготовительных мер денежная реформа проводилась по фактически сложившемуся на рынке до ее начала соотношению между казначейскими билетами и их золотым содержанием. Поэтому она была осуществлена без замены денежных знаков, без пересчета цен и обязательств. Происходивший при этом процесс перераспределения доходов между классами был не одномоментным, а длительным процессом, что позволило Витте написать: "Я совершил реформу так, что население России совсем и не заметило ее, как будто бы ничего, собственно, не изменилось"14. Подобный механизм осуществления денежной реформы получил высокую оценку в России и за рубежом.
Важным условием успеха реформы явилось привлечение к работе над ней ведущих ученых и государственных деятелей страны. Комиссия, созданная 6 октября 1895 г. "для разработки с юридической стороны вопроса о том, какою монетою согласно действующим законоположениям, русское правительство обязано оплачивать государственные кредитные билеты", включала преимущественно людей науки. В ее состав входили бывший профессор Киевского университета П. Цитович, профессор Петербургского университета И. Кауфман, доктор уголовного права Н. Неклюдов, автор трудов по гражданскому праву А. Боровиковский. Проект денежной реформы было поручено защищать получившим специальное образование работникам Министерства финансов А. Гурьеву и В. Касперову. Принцип золотого монометаллизма в "Вестнике финансов" официально защищал профессор Юрьевского университета А. Миклашевский. Запросы по поводу реформы делались как ученым, так и банкирам, представителям торговли и промышленности15.
Спорным является вопрос о привлечении в страну иностранного капитала и росте долговых обязательств России перед ее кредиторами. Здесь, думается, надо различать два момента. С одной стороны, прямое воздействие денежной реформы на подъем российской экономики и с другой - колоссальный прирост внешнего долга, направленного на погашение последствий русско-японской войны (противником которой всегда был Витте). Кстати, как показали исследования, все неудачи денежных реформ в XIX в. были обусловлены войнами: Отечественная война 1812 г., крымская кампания, война с Турцией.
Однако при Витте Россия хотя и увеличила свой долг, но уменьшила стоимость заимствования. Задолженность государства возросла с 4905 млн. до 6679 млн. руб. (на 1 января 1904 г.), то есть на 36%. Причем этому соответствовало увеличение государственного имущества (приобретение золотого фонда, железные дороги). Оплата же государственного долга потребовала в 1903 г. 292 млн. руб. против 261 млн. руб., то есть возросла всего на 12%. Средний процент по государственным долгам снизился с 4,35 в 1892 г. до 3,96 в 1902 г. Процент по билетам государственного казначейства был понижен до 3. Путем конверсии, выкупа, обмена за десятилетие (1892-1901 гг.) было достигнуто при увеличении годовой задолженности на 125 млн. руб. ежегодное сбережение на платеже процентов около 13,5 млн. руб. и на платеже капитала - более 18 млн. руб.16
Успех денежной реформы Витте во многом связан с его политикой стабилизации бюджетной системы России. С.Ю. Витте, исходя из основ своих экономических воззрений, поднялся над примитивной и вульгарной (хорошо знакомой и нам) трактовкой экономии бюджетных расходов как панацеи от всех бед. «Сдержанность имеет свои пределы, за которыми отклонение предъявляемых требований о расширении расходов может оказать серьезными затруднениями нормальному развитию гражданской и экономической жизни страны". Бюрократической бережливости он противопоставлял финансовую политику, направленную на всемерное "содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов».
Осуществление денежной реформы в России в 1895-1897 гг. проходило в условиях острой полемики между ее сторонниками и противниками, между теми, кто думал об обновлении страны и ее росте, и теми консервативными силами, которые хотели сохранить сложившуюся ситуацию. За денежную реформу выступали представители промышленности и торговли. Это было связано с тем, что вводимые меры по стабилизации рубля и система покрытия банкнот совпадали с завершением формирования российского национального рынка и зарождением финансового капитала. Начался процесс сращивания промышленного и банковского капитала, что сближало интересы промышленников и банкиров.
Против денежной реформы выступало дворянство, а также кулачество. Ее осуществление "лишило дворянство дешевых денег, которыми оно привыкло расплачиваться со своими рабочими, получая цену своего хлеба за границей чистым европейским золотом". Этим и объясняется в конечном счете сопротивление реформе со стороны Государственного совета.
Подводя итоги рассмотрения плюсов и минусов денежной реформы 1895-1897 гг., можно согласиться с общей оценкой, высказанной в свое время Д. Лутохиным: "Охранение золотого обращения связано с возложением значительного бремени на государство, но, не говоря уже про необходимость этого бремени, благодетельные последствия оздоровления денежного обращения с лихвой покрывают эти затраты"17.
Заключение
Сергея Юльевича Витте в плеяде выдающихся министров финансов России можно назвать одним из самых талантливых. Одиннадцать лет он возглавлял Министерство финансов, которое не только успешно решало финансовые и кредитно-денежные проблемы, но и стало центром экономических реформ.
Как отмечали современники, благодаря С.Ю. Витте Министерство финансов росло и поглощало новые отрасли народного хозяйства, оно стало совокупностью нескольких министерств и превратилось в "государство в государстве"18. В ведении С.Ю. Витте находились финансы, торговля, таможня, пограничная служба, торговое мореплавание, коммерческий и аграрный кредиты и технические учебные заведения.
С.Ю. Витте был инициатором, участником и исполнителем многих экономических мероприятий, из которых главным было проведение денежной реформы 1895—1897 гг. Ее результатом стало установление в стране золотого монометаллизма.
Денежная реформа проводилась в несколько этапов. Механизм ее был следующим: в 1895 г. были разрешены сделки с золотом, при этом для полуимпериала (пятирублевой золотой монеты) была установлена цена в 7,5 руб., для империала (десятирублевой золотой монеты) — 15 руб. Затем последовал Закон «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет» от 3 января 1897 г. В соответствии с ним предусматривалась чеканка золотых монет с прежним содержанием золота, но при курсе империала в 15 руб., полуимпериала — 7,5 руб., т.е. произошла девальвация рубля на 1/3. Одновременно вводился свободный обмен кредитных билетов на золото. «Государственной российской монетной единицей» был золотой рубль (17,424 доли чистого золота). Серебряная монета была превращена во вспомогательную денежную единицу.
В конце XIX в. иностранные капиталы широким потоком хлынули в Россию. Они (за период 1881 - 1897 гг. — 1 млрд. золотых рублей) явились важным источником золотой наличности Государственного банка Российской империи и «устойчивости» золотой валюты. В качестве министра финансов Витте содействовал капиталистической индустриализации России, железнодорожному строительству, в частности, созданию Сибирской магистрали, установил выгодный для русской промышленности тариф. Министр поощрял новейшие для того времени методы финансово-экономической экспансии (железнодорожные концессии, займы, финансовый капитал). Одновременно он разработал программу проникновения России в Китай, экономической экспансии на юг от Великой Китайской стены. Эту программу, несмотря на огромные вложения российского капитала в Дальний Восток, реализовать не удалось. В 1894 г. Витте ввел казенную винную монополию, ставшую одним из главных источников государственного бюджета19.
В результате экономических реформ, проведенных С.Ю. Витте, произошло не только укрепление финансов и рубля, но и были созданы условия для бурного промышленного подъема. Политика ускоренного развития промышленности за счет мобилизации внутренних ресурсов, привлечения иностранных капиталов, таможенной защиты отечественной промышленности и поощрения экспорта привела к увеличению промышленного производства за 90-е годы XIX в. в 2—3 раза. Россия приблизилась к индустриально развитым странам20.
Список литературы
1 Российские реформаторы XIX – начала XX вв. / Сост. А.П. Корелин. – М., 1995. – С. 8.
2 Российские реформаторы XIX – начала XX вв. / Сост. А.П. Корелин. – М., 1995. – С. 231.
3 Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. – 1999. – № 4. – С. 4 – 26.
4 Карамова О.В. Министр финансов С.Ю. Витте – «архитектор» экономического подъема // Бухгалтерский учет. – 2002. - № 14. – С. 3 – 5.
5 Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. – 1999. – № 4. – С. 5.
6 Хорос В. С.Ю. Витте: судьба реформатора // Мировая экономика и международные отношения. – 1998. - № 9. - С. 99.
7 Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. – 1999. – № 4. – С. 6-7.
8 Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. – 1999. – № 4. – С. 8.
9 Карамова О.В. Министр финансов С.Ю. Витте – «архитектор» экономического подъема // Бухгалтерский учет. – 2002. - № 14. – С. 4.
10 Карамова О.В. Министр финансов С.Ю. Витте – «архитектор» экономического подъема // Бухгалтерский учет. – 2002. - № 14. – С. 5.
11 Денежная реформа в России 1895-1897 гг. Аналитический обзор по документам и материалам реформы. - М.: Институт экономики, 1992. - С. 9.
12 Белоусов Р. Исторический анализ бюджетной политики России // Экономическая безопасность. Производство – Финансы - Банки. - М.: Финстатинформ, 1998. - С. 248.
13 Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. – 1999. – № 4. – С. 15.
14 Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. – 1999. – № 4. – С. 16.
15 Денежная реформа в России 1895-1897 гг. Аналитический обзор по документам и материалам реформы. - М.: Институт экономики, 1992. - С. 30 – 31.
16 Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. – 1999. – № 4. – С. 17.
17 Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. – 1999. – № 4. – С. 18.
18 Карамова О.В. Министр финансов С.Ю. Витте – «архитектор» экономического подъема // Бухгалтерский учет. – 2002. - № 14. – С. 3.
19 Юдина Т. О взглядах и деятельности С.Ю. Витте // Российский экономический журнал. – 1998. - № 2. – С. 112.
20 Карамова О.В. Министр финансов С.Ю. Витте – «архитектор» экономического подъема // Бухгалтерский учет. – 2002. - № 14. – С. 5.