Денежная система и её элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:35, реферат

Описание

Готовность банковской системы и денежно-кредитного механизма страны содействовать переходу экономики от кризиса через депрессию к оживлению и подъему - один из ключевых вопросов экономики в ближайшей перспективе. В свою очередь, эта готовность переориентироваться с инфляционно спекулятивного курса на курс инвестиции, на обслуживание отраслей, способных к росту производства товаров и услуг, зависит от слаженности действий государства и банков. Эффективность воздействия государственных институтов на финансово-экономический климат, в котором работают российские банки, приобретает первостепенное значение

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…………… 3
1 Понятие денежной системы и её элементы……………..………………… ………………4
2 Денежная масса…………………………………..………………..…………………………..8
3 Обращение денег…………..………………………..…………………………………..…...11
4 Банковская система государства……..…………………..…………………………………14
Заключение…………..………………………………………………………………………….17
Список использованных источников…………..……………………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Украины.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов:

- двухуровневая банковская  система (Центральный банк (ЦБ) и  система коммерческих банков (КБ));

          -  централизованная  банковская система;

  - уникальная децентрализованная банковская система - Федеральная резервная система США.

Рассмотрим структуру  двухуровневой системы. Первый уровень банковской системы образует ЦБ страны, выполняющий следующие функции:

- осуществление эмиссии  национальных денежных знаков, организация их обращения и изъятие из обращения, определение стандартов и порядка ведения расчетов и платежей;

- проведение общего  надзора за деятельностью кредитно-финансовых  учреждений страны и исполнение финансового законодательства;

- предоставление кредитов  коммерческим банкам;

- выпуск и погашение  обязательств по государственным  ценным бумагам;

- управление счетами  правительства, осуществление зарубежных  финансовых операций;

- осуществление регулирования  банковской ликвидности с помощью  традиционных для ЦБ методов воздействия на КБ: проведения политики учетной ставки, операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами и регулирования норматива обязательных резервов КБ.

Рассмотрим подробнее  структуру современной российской банковской системы и основные различия между банками и небанковскими кредитными организациями.

На сегодняшний день банковская система Украины приобрела  следующий вид:

-Центральный банк;

  -Сберегательный банк;

  -коммерческие банки;

  -банки со смешанным  российско-иностранным капиталом;

-иностранные банки,  филиалы банков-резидентов и нерезидентов;

  -союзы и ассоциации  банков;

  -иные кредитные  учреждения.

Перечислим основные принципы формирования двухуровневой  банковской системы.

- Принцип управляемости.  Процесс создания и последующего развития банковской системы должен идти под сознательным контролем общества, государства, самого банковского сообщества.

- Принцип адекватности. Во-первых, банковская система в  целом и каждый ее элемент на любом этапе развития должны соответствовать окружающей их действительности. Во-вторых, этот принцип говорит о необходимости достижения и поддержания соответствия между элементами самой банковской системы. При этом должна обеспечиваться технологическая совместимость с банковскими системами других стран [10].

- Принцип функциональной  полноты. Система может нормально  функционировать и развиваться только в том случае, когда содержит все необходимые элементы в нужных пропорциях (разнообразные коммерческие банки, кредитные учреждения, вспомогательные организации).

- Принцип саморазвития. Банковская система должна обладать  способностью к самосовершенствованию, что предполагает отлаживание механизмов реагирования на неблагоприятные факторы, сглаживание последствий кризисных явлений, обеспечение безопасности, распространение передового опыта.

- Принцип открытости. В соответствии с этим принципом  признается необходимым:

  -  свобода входа  и выхода из банковской системы  в рамках законности (снятие всех  искусственных, неправомерных ограничений  при регистрации новых банковских учреждений, их филиалов и иных подразделений, реорганизации и ликвидации элементов банковской системы);

          - развития  разнообразных форм цивилизованного  отношения между элементами банковской  системы;

          - информационной  прозрачности действий всех участников рынка банковских услуг, включая Центральный банк;

          - развития отношений конкурентности на базе строго определенных правил проведения конкурсов, минимизации влияния личных отношений на соответствующие решения государственных органов управления.

- Принцип эффективности.  Так как коммерческие банки,  кредитные учреждения и вспомогательные организации являются организациями коммерческими, принцип эффективности естествен для их деятельности. Но этот принцип включает и другие аспекты, также важные для системы. В соответствии с ним деятельность банковских учреждений должна быть эффективной не только для них самих, но и для их клиентов и для народного хозяйства. Также деятельность банковской системы должна быть эффективна и в социальном плане [7].

- Принцип адекватного  правового сопровождения. Деятельность  банков касается вопросов первостепенной  государственной важности, поэтому  нуждается в серьезной правовой регламентации. Особое значение здесь имеют:

          - адекватность  принимаемых законов и иных нормативных актов реальным процессам в экономике и обществе;

          - полнота  охвата этих процессов нормами  права;

          - внутренняя  непротиворечивость и своевременность  разработки правовой базы банковской  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Денежно – кредитная политика, основываясь на принципах монетаризма, проводится в дополнение к фискальной политики и является тонкой настройкой экономической конъюнктуры. Денежно-кредитная  политика оказывает лишь косвенное  влияние на коммерческие банки, но не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты.

Основным проводником денежно-кредитной  политики является Центральный банк страны, который в настоящее время  наиболее активно использует четыре основных инструмента денежно-кредитного регулирования: это регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, политика обязательных резервов, операции на открытом рынке и ограничение кредитования.

Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно  способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор заключается в следующем.  Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Когда экономика страны находится  в стадии рецессии и необходимо увеличить  предложение денег с целью  стимулирования экономического роста, применяется политика дешевых денег. При развитии инфляционных процессов, центральный банк пытается ограничить или сократить предложение денег, т.е. применяется политика дешевых денег.

Список использованных источников

1. Долан Э.  Деньги, банковское  дело и денежно-кредитная политика / Э. Долан;  Пер. с англ.  Лукашевича  В.; под общ. ред. Лукашевича  В.: СПб., 1994. – 496 с.

2. Долгов С.И. Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под ред. О.В.  Соколовой. – М: Юристь, 2000. –  784 с.

3. Жуков  Е.Ф. Деньги, кредит, банки  ценных бумаг: [ Учебное пособие] /  Е.Ф. Жуков,     Г.Ф.  Графова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. –  310 с.

4. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций / Т.А Ильина. – М.: Просвещение, 1984. – Лекция 28,§ 2: Внутришкольное управление. – С. 475-482.

5. Колнакова Г.М. Денежное обращение/ Г.М.  Колнакова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 368 с. 
6. Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке /                          Ю.С. Масленченков. - М.: Перспектива, 1996. - 191 с.

7. Тарасов В.И.  Деньги, кредит,  банки: [ Учеб. пособие] / В.И. Тарасов.- 2-е изд., стереотип.- Мн.: Книжный Дом, 2005. -512с.

8.Финансовый менеджмент: теория и практика: [Учебник] / Под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Перспектива, 1996. - 405 с.

9. Экономика: учебник / Под ред. Л. Булатова. – 3-е изд., 2000. – 394с. 
10. Электрон. текстовые данные (28304 bytes). – М.: ГПНТБ РФ, 2000. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea 2000/doc/tom1/333/Doc11.HTML Monday, 15 May 2000 14:07:02.

 

 


Информация о работе Денежная система и её элементы