Денежная система Республики Беларусь

Автор работы: Анна Дроздова, 06 Ноября 2010 в 17:20, контрольная работа

Описание

Республика Беларусь – суверенное государство, образовавшееся на базе Белорусской ССР, входившей ранее в состав СССР. В период пребывания Белоруссии в составе СССР на ее территории обращались наличные денежные знаки: билеты Государственного банка СССР, казначейские билеты и разменная металлическая монета. Управление единой денежной системой осуществлялось централизованно. В обращение денежные знаки могли выпускаться только с разрешения центральных союзных органов.
После распада СССР и образования самостоятельных государств, юридического разделения его денежной системы не последовало, что еще больше осложнило последствия нарушений сложившихся экономических связей. В этих условиях одни республики стали создавать национальные денежные системы, а другие, в числе которых Республика Беларусь, последовательно выступали за сохранение и укрепление единой валюты – рубля.
Реальная жизнь складывалась таким образом, что бывшее единое рублевое пространство постепенно разрушалось, а Республика Беларусь отторгалась от рублевой зоны.

Содержание

1 Денежная система Республики Беларусь.
2 Структура современной кредитной системы.
3 Анализ банковского баланса.

Работа состоит из  1 файл

Деньги, кредит, банки.doc

— 123.50 Кб (Скачать документ)
          Кредитная система

 

      Банковская  система  
      Парабанковская система

Эмиссионные банки   Неэмиссионные банки   СКФУ
Почтово-сберегательная система

Центральный, национальный, региональный, резервный банк
    Лизинговые и факторинговые фирмы.

Ломбарды

Кредитные това-рищества и союзы

Общества взаим-ного кредита

Страховые общес-тва

Инвестиционные  и пенсионные фонды

Финансовые компании

Расчетные (кли-ринговые) центры

  Почтовые  отделения, почтово-сберегательные учреждения
  Специализиро-ванные банки    
 
   
   
   
Коммерческие  банки
       
         
  Инновационные, учетные, ссудосбе-регательные, бирже-вые, ипотечные и т.д.      
           
             
Консорциальные, корпоративные, ассоциативные  и иные объединения банков и парабанков
             
Рисунок 1 – Организационная  структура  кредитной  системы
 

      Ядро  кредитной системы составляет банковская система, на которую падает основная нагрузка по денежно-кредитному обслуживанию хозяйственного оборота, а единым органом, координирующим деятельность банковских учреждений, является центральный (эмиссионный) банк, выполняющий функции управления процессами организации кредитно-расчетного и финансового обслуживания экономики. Центральные банки регулируют ликвидность банковской системы и балансы банковских учреждений. При этом цели регулирования сводятся в конечном счете к стабилизации покупательной способности денег и процентных ставок, стимулированию экономического роста, борьбе с инфляцией.

      Каждая  банковская система имеет свои особенности. В частности, банковская система Германии является весьма разнообразной по видам деятельности и формам собственности. Во главе банковской системы находится центральный банк (Дойче Бундесбанк); каждое отделение банка обслуживает в среднем около 1600 человек. Банковская система Англии характеризуется устойчивыми традициями, а также сложившимся правовым регламентированием. Для банковской системы Швейцарии характерным является строгий контроль за деятельностью банков и инвестиционных компаний.

      Прямое и непосредственное воздействие и регулирование, контрольные и надзорные функции центральный банк выполняет, как правило, только по отношению к банковским учреждениям, а также другим организациям, специализирующимся на чисто банковских операциях и имеющим соответствующую лицензию центрального банка. На остальные звенья кредитной системы центральный банк и его учреждения могут оказывать прямое воздействие лишь в отдельных случаях, а в большинстве – только опосредованное воздействие, проявляющееся во взаимосвязи кредитных и финансовых операций различных секторов рынка кредитно-финансовых услуг.

      В этой связи следует заметить, что  в ряде литературных источников делаются небесспорные попытки сделать различие между понятиями “банки” и  “кредитные учреждения”. В частности, утверждается, что банки являются финансовыми институтами универсального типа и обладают правом создания платежных средств и регулирования массы денег в обращении (образование платежных средств, их выпуск в оборот и изъятие из оборота). Кредитные же учреждения, напротив, только специализируются на отдельных финансовых операциях и лишь пёрераспределяют уже существующие платежные средства. Однако проведение такого различия между банками и кредитными учреждениями представляется в значительной мере однобоким. Дело в том, что как первые, так и вторые выполняют значительное количество операций. В частности, классическими операциями коммерческих банков (банков второго уровня) являются привлечение денежных средств на расчетные (текущие) счета и в срочные вклады, предоставление аккумулированных денежных средств в ссуды и осуществление расчетов.

      В настоящее время круг банковских операций также существенно расширяется, все больше стирается грань между  традиционно банковскими и квазибанковскими операциями, соответственно, стирается грань между операциями банков и парабанков. Особенностью банков является то, что они организуют весь денежный оборот в его совокупности, непосредственно осуществляют его и трансформируют налично-денежный оборот в безналичный и обратно. В принципе могут существовать банки, не выполняющие функции финансирования капитальных вложений, сберегательного дела, расчетно-кассового исполнения Госбюджета и даже кредитования. Но нельзя представить банки, не организующие денежный оборот. Поэтому основными признаками банков являются организации и непосредственное осуществление денежного оборота, ведение общегосударственного счетоводства. Однако в ряде случаев банки отождествляются с кредитными организациями, что представляется также весьма неточным, поскольку:

  • возможно наличие банков, которые не занимаются кредитной деятельностью, а осуществляют, например, эмиссию денег или финансирование капиталовложений на безвозвратной основе;
  • банки не могут заниматься только кредитной деятельностью, не выполняя другие функции, например, по организации безналичного оборота, аккумуляции средств;
  • кредитованием занимаются не только банки. Так, товары в кредит продаются различными организациями государственной и кооперативной торговли. Кредитуют население в той или иной форме ломбарды, пункты проката. Предприятия и хозяйственные организации за счет фондов экономического стимулирования выдают рабочим и служащим ссуды на хозяйственное обзаведение, улучшение жилищных условий. Кассы взаимопомощи, фонды творческих союзов выдают ссуды своим членам. Предприятия и хозяйственные организации получают от вышестоящих органов управления временную финансовую помощь, являющуюся своеобразной формой кредита.

      Кредитные институты, занимающиеся кредитованием, образуют обширную систему, включающую в себя сотни и тысячи коммерческих учреждений. В странах с развитой кредитной системой ее организационное построение предопределено особенностями исторических и экономических условий формирования хозяйственных структур. Основой организации банков в этих странах является двухуровневая банковская система. Однако это не препятствует построению различных по внутренней структуре банковских систем.

      Так, в 1987 г. чрезвычайно децентрализованная кредитная система США охватывала более 15 тысяч коммерческих банков и около 55 тысяч различных специализированных кредитно-финансовых учреждений. Коммерческие банки включают в себя, во-первых, национальные банки (4910), функционирующие на основе федеральных законов, во-вторых, банки штатов (100223), деятельность которых регулируется законами соответствующих штатов, до 1980 г. только национальные банки (на их долю приходится до 6ОП% всех банковских активов) обязательно являлись членами центрального банка – Федеральной резервной системы (ФРС) и Федеральной корпорации по страхованию депозитов (ФСКД).

      Фактически  кредитную систему США образуют следующие учреждения: Федеральная  резервная система (выполняет функции  центрального банка страны), коммерческие банки, инвестиционные банки, сберегательные банки, ссудосберегательные ассоциации, финансовые компании, кредитные кооперативы, страховые компании и пенсионные фонды, фонды социального страхования, общества взаимного кредита, институты страхования депозитов и др.

      В противоположность децентрализованной кредитной системе США японская характеризуется как централизованная. В нее входят 13 крупных коммерческих городских и 64 региональных банка, З банка долгосрочного кредита и 7 траст-банков. Их денежно-кредитное регулирование осуществляется центральным банков – Банком Японии. Городские и региональные банки располагают широкой сетью отделений, осуществляют кредитование корпораций и принимают вклады населения. На денежном рынке городские банки выступают, как правило, в качестве заемщика, а региональные – в качестве кредитора. В кредитную систему Японии также входят почтово-сберегательные учреждения (около 23 тысяч), страховые компании и инвестиционные компании по торговле ценными бумагами, а также специальные кредитно-финансовые институты (учреждения) по кредитованию сельского хозяйства, мелких предприятий, кооперативов и т.д. В последние годы денежно-кредитная система Японии активно подвергается дерегулированию.

      Крайне  разнообразной как по видам учреждений, так и по формам собственности  выглядит кредитная система Франции. В нее наряду с коммерческими банками (национализированными или частными) входят разнообразные по своему характеру учреждения с особым правовым статусом, создание и развитие которых объясняется необходимостью разрешения различных трудных или узких проблем в рамках селективной кредитной политики. Это усложняло регулирующую роль центрального банка, что привело к разработке новой классификации, включающей в себя такие шесть категорий 
 

     3 Анализ банковского баланса 

     Анализ  баланса коммерческого банка  проводится по ОАО «Приорбанк», опубликованного в республиканском журнале «Банковский вестник» на 1 января 2009 года.  

             К1 = П3 / (ВБ . 100 %)               (1)

          К2 = ПЗ / ССН            (2)

          КЗ = ПЗ / (ВС . 100 %)           (3) 

     где  ПЗ – сумма просроченной задолженности;

         ВБ  – валюта баланса (5 034 699,7);

               ССН – собственные средства-нетто (5 034 699,7 – 182 475,7 = =4 852 224)

            ВС – выданные средства (5 574 416,6 + 3 675 877,2 = 4 233 318,8).

     Эти коэффициенты невозможно посчитать, так  как в балансах банка нет сведений о просроченной задолженности.

     О высокой репутации банка свидетельствует большой вес обязательств до востребования, который определяется по формуле 

             Вуд = ОВ / (ВБ . 100%)           (4) 

     где  ОВ – остатки средств на расчетных счетах в рублях и валюте предприятий всех форм собственности и счета предпринимателей (2 255 005,3).

     Вуд = 2 255 005,3 / (5 034 699,7 . 100%) = 45 %

     Финансовое  положение банка устойчивое, так  как Вуд должен быть не ниже 7-10%, а  критическое значение составляет 2-2,5%. 

     Долю самых дорогих ресурсов, привлекаемых банком, можно определить по формуле 

             СОуд = СО / (ВБ . 100%)          (5) 

     где СО – срочные депозиты и межбанковские кредиты, привлеченные банком (181 038,2 + 557 441,6 = 738 479,8).

     СОуд = 738 479,8 / 5 034 699,7 . 100% = 14,7%

     Доля собственных средств банка определяется по формуле 

             ССуд = СС / (ВБ . 100%)          (6) 

     где СС – уставный и специальный фонды, прибыль банка, страховые резервы, фонды банка (412 279,2 + 43 508,8 + 97 426,4 = 553 214,4).

     553 214,4 / 5 034 699,7 . 100% = 11%

     Доля  собственных средств велика, критическое  значение от 3 до 8%

     Доля обязательств до востребования и высокорискованных вложений в активах баланса определяется по формуле 

             (ОВ + ВВ)уд = (ОВ + ВВ) / (ВБ . 100%)        (7) 

     где  ВВ – ценные бумаги, участия, факторинг, лизинг;

         ОВ – обязательства до востребования.

Информация о работе Денежная система Республики Беларусь