Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:59, курсовая работа
Теории спроса и предложения денег, равновесия на денежном рынке дают научную основу для проведения обоснованной, взвешенной кредитно-денежной политики, направленной на стабилизацию экономического развития.
В ходе изучения проблемы кредитно-денежной политики были поставлены следующие задачи:
1. Показать и изучить структуру современной кредитно денежной системы. Раскрыть систему денежного обращения.
2. Рассмотреть роль коммерческих банков в изменении предложения денег в экономике.
3. Выяснить механизм проведения Национальным банком кредитно-денежной или монетарной политики.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА 4
1.1 Структура современной кредитно-денежной системы 4
1.1.1 Национальный банк 4
1.1.2 Коммерческие банки 5
1.2 Специализированные кредитно-финансовые институты 6
2. ДЕНЕЖНАЯ МАССА И ЕЕ СТРУКТУРА. ДЕНЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ 8
3. МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ РАСШИРЕНИЕ БАНКОВСКИХ ДЕПОЗИТОВ 11
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 15
4.1 Операции на открытом рынке 15
4.2 Учетно-процентная (дисконтная) политика 16
4.3 Регулирование обязательной нормы банковского резервирования 17
4.4 Виды кредитно денежной политики 17
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
Такая система (если бы она существовала) позволила бы банкам чувствовать себя очень уверенно - они могли бы вернуть деньги клиентам, даже если бы последние одновременно обратились за ними в банки. Однако банкиры уже давно обратили внимание на то, что вкладчики не обращаются одновременно в банки с просьбой о снятии денег со счетов (за исключением периодов крупных финансово-экономических потрясений). Кроме того, у банков появляются все новые вкладчики и, таким образом, новые депозиты. Все это позволяет банкам лишь часть полученных депозитов держать на счетах в качестве резервов, а остальную сумму - направлять на кредитование экономики и получать процентные платежи. Такая система называется частичным банковским резервированием.
В условиях частичного банковского резервирования коммерческие банки могут создавать новые деньги, когда они выдают кредиты. Однако, когда должники (население и фирмы) возвращают эти кредиты, новые деньги «уничтожаются» и денежная масса снова сокращается.
Более подробно процесс создания новых денег банками можно проследить на следующем примере. Допустим, что вкладчики (население и фирмы) поместили в качестве депозитов на счета Сбербанка сумму 100 млн. тг. Часть полученной суммы банк обязан хранить в качестве резерва, который предназначается как для покрытия текущих расходов банка, так и для снижения степени риска неуплаты по обязательствам. Минимальные пределы обязательного резервного фонда банков устанавливаются в странах с рыночной экономикой законодательно, и за выполнением этих требований следит Национальный банк, что играет важную роль в регулировании предложения денег (норма обязательных резервов, рассчитываемая как отношение резервов к депозитам, колеблется от З до 20%). Если норма обязательных резервов составляет 5%, то это значит, что Сбербанк обязан направить 5 млн. тг. из полученных 100 млн. тг. депозитов в Фонд обязательного резервирования, а остальные 95 млн. тг. могут быть выданы клиентам в качестве кредитов. При выдаче кредита банк переводит соответствующую сумму на текущий счет, которым в любой момент может воспользоваться клиент или выплачивает ее наличными. Результатом этих действий банка стало появление новых денег в размере 95 млн. тг. Собственно говоря, действия банка были очень просты: из сейфов банка были извлечены 95 млн. тг. (там они не являлись деньгами) и переданы клиентам - перевод на текущий счет или выдача наличными уже делает эту сумму новыми деньгами.
В то же время, необходимо учесть, что, когда срок кредита истечет и все 95 млн. тг. будут возвращены банку клиентами, настолько же уменьшится количество денег в обращении. Деньги включаются в состав денежной массы только тогда, когда их держат за пределами банковской системы.
Однако, следует учесть, что процесс создания новых денег не ограничивается одним банком. В любой стране с рыночной экономикой функционирует большое число коммерческих банков. Интересно проследить, какой эффект на изменение предложения денег оказывает в системе коммерческих банков первоначальный депозит в Сбербанке.
Допустим, что клиенты Сбербанка, получившие кредит в сумме 95 млн. тг., уплатили эти деньги различным физическим и юридическим лицам за предоставленные товары и услуги, а последние поместили вырученные деньги на депозитные счета в коммерческий банк. Увеличение депозитов в последнем на 95 млн. тг. позволяет ему выдать новые кредиты. При этом банк обязан направить в резервный фонд 4,75 млн. тг. (согласно установленной норме обязательных резервов 5%) и, следовательно, новые кредиты могут быть предоставлены на сумму 90,25 млн. тг., а общий прирост предложения денег (с учетом операций этих двух банков) составит 185,25 млн. тг.
На следующем этапе хозяйственные агенты, получившие в качестве платежей за товары и услуги эти 90,25 млн. тг., вновь помещают их на депозиты, в Сберегательный банк, который теперь может расширить сумму выданных кредитов на 85,74 млн. тг. (с учетом того, что 4,51 млн. тг. должны быть направлены в резервный фонд этого банка). Это увеличивает общую сумму новых денег, созданных банками, до 270,99 млн. тг.
Логика рассуждений ведет нас к следующему выводу: процесс создания новых денег будет продолжаться на последующих этапах увеличения депозитов в системе банков, но до определенного предела. Этот предел рассчитывается как предел бесконечной убывающей геометрической прогрессии:
Таким образом, при уровне резервных требований 5%, первоначальный депозит 100 млн. тг. породил мультипликационный эффект расширения банковских депозитов, что привело, в конечном счете, к приросту предложения денег. Конкретно оценить масштабы расширения денежной массы в результате создания банками новых денег позволяет депозитный мультипликатор.
Следовательно, модель предложения денег позволяет рассчитать денежный мультипликатор и показать, что величина денежного предложения находится в прямой зависимости от денежной базы (сумма денежных средств у населения – наличность - и резервов коммерческих банков), в обратной зависимости от нормы банковского резервирования и в прямой зависимости от коэффициента депонирования денег (отношение наличности к депозитам).
Важным выводом, вытекающим из анализа модели предложения денег, является то, что Национальный банк не в состоянии полностью контролировать предложение денег в стране. Он, конечно, может жестко регулировать денежную базу, но не может регламентировать фактическую норму банковских резервов, как и соотношение между наличностью и депозитами (коэффициент депонирования денег).
Кредитно-денежная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Национальным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Национальный банк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики. Тем самым, он стремится обеспечить благоприятные условия для экономического роста и преследует конкретные цели: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.
Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики Национального банка являются:
Операции на открытом рынке являются важнейшим направлением кредитно-денежной политики Национального банка во многих странах с рыночной экономикой. Суть этих операций, воздействующих на предложение денег, - покупка или продажа государственных долговых ценных бумаг. В США на открытом рынке обращаются казначейские векселя (краткосрочные обязательства), казначейские ноты (среднесрочные обязательства) и государственные облигации (долгосрочные — до 30 лет— ценные бумаги). В России до финансового кризиса 1998 г. существовал достаточно масштабный рынок государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Национальные банки могут с наибольшей эффективностью проводить операции на открытом рынке в тех странах, где существует емкий рынок государственных ценных бумаг (США, Великобритания, Канада).
Она заключается в регулировании величины учетной процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у Национального банка. В Казахстане эта процентная ставка называется ставкой рефинансирования коммерческих банков. Кроме того, используется ломбардная ставка, представляющая собой процентную ставку, по которой Национальный банк кредитует коммерческие банки под залог их собственных долговых обязательств. Механизм регулирования учетных ставок достаточно надежно функционировал еще в начале века, но затем его применение стало наталкиваться на противодействие сформировавшихся банков-гигантов, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не в условиях жесткой конкуренции. Интернационализация хозяйственной жизни также отрицательно повлияла на эффективность учетно-процентной политики. Если снижать учетную ставку в современных условиях, то это ведет к отливу капиталов из страны, что серьезно ослабляет влияние монетарной политики на экономическую конъюнктуру. В то же время повышение учетных ставок в современных условиях часто вызывается не внутриэкономической, а международной ситуацией (например, Россия, Бразилия и другие страны резко повысили свою учетную ставку из-за финансового кризиса в Юго-Восточной Азии).
Национальный банк также имеет возможность непосредственно воздействовать на величину банковских резервов путем регулирования обязательной нормы банковского резервирования. Этот инструмент позволяет гибко и оперативно влиять на финансовую ситуацию и проводить необходимую кредитно-денежную политику. Норма банковского резервирования устанавливается Национальным банком и может колебаться от 3% до 20% в зависимости от экономической конъюнктуры. В США это регулирование начало осуществляться с 1933 г., а в 1980 г. был принят Закон о дерегулировании депозитных институтов и монетарном контроле, в соответствии с которым резервные требования ФРС были распространены на все депозитные институты страны (ранее - только на коммерческие банки - члены ФРС). Это существенно усилило позиции и роль ФРС в кредитной системе США.
Следует выделить две
разновидности кредитно-
а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу;
б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу. Так, в течение 2001 г. ФРС 11 раз снижала учетную ставку для борьбы с начавшейся рецессией американской экономики, в результате чего ее уровень в конце 2001 - начале 2002 гг. (1,75%) достиг самого низкого значения за последние 40 лет;
в) снижает обязательную
норму банковского
Следовательно, мягкая кредитно-денежная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.
Во-вторых, жесткую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дорогих денег»), когда Национальный банк:
а) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу;
б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Национального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы;
в) повышает обязательную
норму банковского
Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит рестриктивный (ограничительный) характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.
Рассмотренные выше примеры
политики «дорогих» и «дешевых»
денег характеризуют
Таков, в общем виде, механизм воздействия дискреционной кредитно-денежной политики государства на изменение инвестиций, занятости и валового внутреннего продукта. Однако, в реальной жизни гибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается как результат развития побочных процессов.
В стремлении добиться стабилизации экономики Национальные банки сталкиваются с дилеммой: что именно выбрать в качестве инструмента монетарной политики - контроль над денежным предложением или контроль над динамикой процентной ставки. Так, в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки процента до желаемого уровня. Напротив, ЦБ придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если же приоритетной задачей ставится поддержание стабильного прироста денежного предложения на всех фазах экономического цикла, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.
Недостатками дискреционной кредитно-денежной политики, по мнению представителей монетаризма, не будет страдать недискреционная, или так называемая «политика по правилами». Ее смысл сводится к сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3—5% в год). Однако, строгое следование этому правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Национального банка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке.
В заключение нужно отметить, что на практике правительство и Национальные банки промышленно развитых стран используют преимущественно гибкую монетарную политику, хотя в периоды повышения темпов инфляции (1970-е гг.) приоритет отдавался весьма жесткой кредитно-денежной политике, хотя и не оформленной в виде монетарного правила. В конце 1980-х - начале 1990-х гг., в связи с тем, что спрос на деньги становился все более нестабильным и связь между темпами денежного предложения и темпами инфляции - менее предсказуемой, Национальные банки вновь стали отдавать предпочтение контролю над ставкой процента.