Денежно-кредитная политика Центрального Банка Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:55, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение государственной политики в области денежного обращения и кредита, направленной на регулирование экономического роста, сдерживания инфляции и выравнивание платежного баланса.
Центральный банк регулирует экономику через денежно-кредитную систему.
Поэтому задачами курсовой работы являются:
рассмотрение функций, задач и основных инструментов денежно-кредитной политики ЦБ;
ознакомление с целями и инструментами денежно-кредитной политики в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы денежно-кредитной политики ЦБ РФ……………………….5
1.1 Функции и задачи ЦБ………………………………………………………….5
1.2 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ………………...8
2 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов……………………………………………………………………………...…11
2.1 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа………………………………………………………………………………...11
2.2 Политика валютного курса………………………………………………..…15
2.3 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование……..…16
Заключение…………………………………………………………………….….21
Глоссарий……………………………………………………………………….…23
Список использованных источников……………

Работа состоит из  1 файл

Банковское дело.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

     2.3 Инструменты денежно-кредитной  политики и их  использование

 

     Система инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе будет ориентирована на решение стратегической задачи - переноса центра тяжести с управления валютным курсом на усиление роли процентной политики Банка России. При этом Банк России должен иметь возможность оперативно реагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере для поддержания ее устойчивости с учетом рисков, обусловленных действием внешних и внутренних факторов.

     В зависимости от складывающейся экономической  ситуации Банк России будет применять инструменты предоставления или абсорбирования ликвидности, обеспечивая приоритетное использование рыночных операций на аукционной основе в сочетании с инструментами постоянного действия.

     При развитии ситуации в денежно-кредитной  сфере по сценарию формирования структурного избытка денежного предложения (что может быть связано со значительным притоком частного капитала в Россию и сохранением высоких мировых цен на товары российского экспорта) Банк России будет преимущественно использовать инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности, в первую очередь операции с ОБР и депозитные операции. При необходимости Банк России намерен проводить операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля (без обязательства обратного выкупа). Повышение нижней границы процентных ставок по своим операциям Банк России будет осуществлять с учетом риска возможного дополнительного притока иностранного капитала. В этих условиях также ожидается, что продолжится полномасштабное применение бюджетных механизмов (в первую очередь механизмов формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) для стерилизации свободных денежных средств, поэтому бюджетный канал по-прежнему будет играть ключевую роль в обеспечении сбалансированности внутреннего денежного рынка.

     Однако  в случае ослабления платежного баланса  более вероятно развитие ситуации по сценарию перехода к устойчивому  недостатку ликвидности в банковском секторе и формированию значительного  и регулярного спроса кредитных  организаций на инструменты Банка России по предоставлению денежных средств. При снижении роли валютных интервенций в формировании денежного предложения Банк России будет обеспечивать необходимый уровень рефинансирования кредитных организаций, используя рыночные операции предоставления ликвидности (прежде всего аукционы прямого РЕПО, ломбардные аукционы) и инструменты постоянного действия (в частности, операции РЕПО по фиксированной ставке и сделки "валютный своп", ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке, кредиты, обеспеченные нерыночными активами). Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов кредитными организациями будет продолжено предоставление на ежедневной основе внутридневных кредитов и кредитов "овернайт" Банка России.

     Банком  России будет продолжена политика расширения перечня активов, которые могут быть использованы в качестве обеспечения по инструментам рефинансирования Банка России. После внесения соответствующих законодательных изменений, позволяющих Банку России совершать операции на фондовых биржах с корпоративными ценными бумагами, планируется проведение операций прямого РЕПО с биржевыми облигациями и акциями наиболее надежных эмитентов.

     В целях улучшения возможностей кредитных  организаций по получению денежных средств с помощью инструментов рефинансирования Банком России предусматриваются создание "единого пула обеспечения", включающего в себя как рыночные, так и нерыночные активы. При этом между Банком России и кредитными организациями предполагается заключать "рамочные" соглашения, что позволит определять общие условия предоставления кредитов Банка России при использовании дифференцированного подхода к установлению процентных ставок по ним в зависимости от качества обеспечения.

     Банк  России продолжит участие в работе, направленной на закрепление на законодательном уровне возможности Банка России по привлечению специализированных организаций, в том числе Агентства по страхованию вкладов, к организации публичных торгов по реализации имущества, принятого в залог по кредитам Банка России, не обращающегося в России на организованном рынке.

     В условиях ограниченности объема обеспечения, имеющегося в наличии у кредитных  организаций, и усиления их потребности  в рефинансировании Банк России при  необходимости будет использовать аукционы по предоставлению кредитов без обеспечения кредитным организациям с международным рейтингом долгосрочной кредитоспособности не ниже определенного уровня. На начальном этапе проведения указанных операций минимальный рейтинг кредитоспособности устанавливается на уровне "B-" по классификации рейтинговых агентств "Fitch Ratings" или "Standard & Poor's" либо на уровне "B3" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service".

     В качестве инструмента прямого регулирования  ликвидности по-прежнему будут использоваться обязательные резервные требования. Банк России предполагает придерживаться политики поэтапного повышения коэффициента усреднения обязательных резервов в целях расширения возможностей банковского сектора по управлению ликвидностью и адаптации кредитных организаций к новым резервным требованиям. Вместе с тем в зависимости от изменения макроэкономической ситуации Банк России может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов. В 2009 - 2011 годах предполагается уточнить категории резервируемых обязательств, порядок определения величины резервируемых обязательств по выпущенным кредитной организацией долговым ценным бумагам, порядок переоформления обязательных резервов при реорганизации кредитных организаций.

     В 2009 - 2011 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Минфином России, как в области реализации денежно-кредитной политики, так и по вопросам развития национальных финансовых рынков. В частности, реализованный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях будет использоваться как дополнительный канал предоставления ликвидности банковскому сектору в периоды возникновения ее дефицита. Кроме того, политика Банка России будет направлена на реализацию совместно с Минфином России ряда мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что будет способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.7 
 

     Заключение

     Исследовав  множество аналитических источников, можно в целом сделать вывод  о том, что в 2009 - 2011 годах деятельность Банка России по совершенствованию  национальной платежной системы  будет направлена на обеспечение эффективного и бесперебойного ее функционирования, способствующего укреплению финансовой стабильности в стране и эффективному проведению денежно-кредитной политики.

     В условиях, заданных основными макроэкономическими  вариантами развития России, а также параметрами реализации денежно-кредитной политики, темпы повышения реального эффективного курса рубля будут иметь тенденцию к снижению, а волатильность обменного курса - к увеличению по мере перехода к более гибкому режиму курсообразования.

     Ускорение инфляции, а также ожидаемые в предстоящий период внешние и

внутренние  макроэкономические условия подтверждают необходимость 

осуществления более гибкой курсовой политики и  активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов  будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции.

     Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут  приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России может применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

     Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования.

     Особое  значение Банк России придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.

     Установление  целевых ориентиров прироста потребительских  цен в рамках трехлетнего скользящего  периода, превышающего продолжительность  основных лагов в действии трансмиссионного механизма денежной политики, позволяет учитывать влияние динамики денежного предложения и решений о корректировке его годовой траектории на инфляцию за пределами одного календарного года. Кроме того, объявление среднесрочной стратегии денежно-кредитной политики способствует стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов.

     Общемировая тенденция существенного роста  цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего  спроса уже в 2007 году обусловили более  высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения.

     Однако  решение этой задачи было осложнено  влиянием на российский финансовый рынок  кризисных явлений на мировых  финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В  результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов.

     Банк  России учитывает опыт 2008 года, показавший, что в условиях мирового финансового кризиса переход к формированию денежного предложения преимущественно за счет ЧВА (в том числе увеличения валового кредита банкам) может пойти более быстрыми темпами, чем предусматривается в представленных вариантах денежной программы, и готов во взаимодействии с Правительством Российской Федерации принять необходимые меры для поддержания финансовой стабильности. 

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1        Банк это кредитная  организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свои счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц
2 Банковские  операции операции банков по привлечению денежных средств  и их размещению, выпуску в обращение  и изъятие из него денег, осуществление  расчетов и т. п.
3 Банковская  система совокупность  разных видов взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма
4 Денежно-кредитная  политика ЦБ РФ совокупность  мероприятий, направленных на изменение  денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита
5 Драгоценные металлы особый вид  финансовых активов, к которым по российскому законодательству и  в соответствии с международной  практикой относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы
6 Металлические счета счета, открываемые  в специально уполномоченном банке  физическим или юридическим лицам, на которых учитывается физическое количество принадлежащих им аффинированных драг. металлов
7 Обезличенные  металлические счета металлические счета, предназначенные для учета драгоценных металлов без указания их индивидуальных признаков
8 Проба процентное  содержание химически чистого драгоценного металла в сплаве
9 Управление  активами в банковском деле набор принципов  и методов оптимизации дохода от размещения средств, совершенствование банковских операций, методов работы и технологии сделок
10 Финансово-кредитная  организация государственная или частная, коммерческая организация, уполномоченная осуществлять финансовые операции по кредитованию, депонированию вкладов, ведению расчетных счетов, купле и продажи валюты и ценных бумаг, оказанию финансовых услуг и др.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального Банка Российской Федерации