Деньги, как средство накопления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучение вопроса выполнения деньгами функции накопления.
Задачи работы:
- исследование сущности денег как экономической категории;
- характеристика всех функций денег;
- более детальное рассмотрение выполнения деньгами функции накопления на современном этапе.

Содержание

Введение
1 Сущность денег как экономической категории
2 Функции денег
2.1 Понятие функций денег и подходы к их определению
2.2 Деньги как мера стоимости
2.3 Функция денег как средства обращения
2.4 Деньги как средство платежа
2.5 Функция денег как средства накопления
2.6 Функция мировых денег
3 Реализация деньгами функции накопления
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 333.00 Кб (Скачать документ)
yle="text-align:justify">2) Средство сохранения стоимости.

3) Единица счета (мера стоимости).

4) Средство платежа» [17, C. 102]

Современные ученые, в частности, представители Уральской  школы, вделают  следующие  функции  денег:

- средство  обращения;

- средство   измерения  стоимости  ( мера  стоимости);

- средство накопления  и сохранения  стоимости [10, C. 71].

Концепции  определения  функций  денег  также  делятся  на  европейскую и  американскую [27, C. 33].

Сравнительная  характеристика  европейской  и  американской концепций  представлена  в  таблице 2.

 

Таблица 2 -  Функции  денег  с  позиций  европейской  и   американской концепций [27, C. 34]

Европейская  концепция

Американская  концепция

1. Функция  меры  стоимости  и  ценообразо-вания, или  измерения  затрат  труда  на  производство товаров  и установления  их цен

2. Функция   денег  как  средства   обращения   товаров

3. Функция   денег  как  средства  платежа

4.Функция   денег  как  средства  накопления  и  сбережений  населения

5. Функция  мировых денег

1. Учетная

2. Обменная

3. Накопительная

 

Европейская концепция  функции денег   основывается  на  том, что  сущность  денег  наиболее  полно  характеризуется  пятью функциями, которые   охватывают  все  сегменты  рыночной  экономики  и  стадии  воспроизводственного  процесса.

В  экономической  литературе  США  не  принято  развивать  теорию трудовой  стоимости  товара  и  денег. Поэтому  в  американской   концепции  нет  такой  функции  денег, как  мера  стоимости  товаров, т.е. затрат на  их производство.  Эта  функция  заменена  учетной, опосредующей   все  сегменты  рыночной   экономики.  Основанием  для  конструировании   подобной функции   служит   денежный  учет  всех коммерческих операций, связанных  с  производством  и  реализацией   товаров, работ  и  услуг, входящих  в  состав  ВВП.

Обменная функция включает  европейские  функции  средства   обращения  и  платежа.

Несмотря  на  простоту  и  доступность американской   концепции функций  денег, на  не отражает   всего многообразия   макро- и  микропроцессов  рыночной  экономики, в  которых участвуют  деньги.

Взаимосвязь  функций  денег   показана  на   рисунке 1.

Рисунок  1 – Схема  функций  денег [24, C. 14]

 

Функциям   денег присущи  устойчивость и  стабильность, они  мало  подвержены  изменениям,  как, например, роль  денег  в  рыночной  экономике.

2.2  Деньги  как  мера  стоимости

 

Выполнение деньгами функции меры стоимости заключается в оцен­ке стоимости товаров путем установления цен.

Основой установления цен товаров является величина их стоимос­ти, зависящая прежде всего от величины затрат общественно необхо­димого труда на изготовление товаров. При установлении цены исход­ной величиной служит не индивидуальный уровень затрат труда отдельного товаропроизводителя на изготовление товара, а обществен­но необходимый уровень затрат. Соответственно в ценах фиксируются общественно необходимые затраты на производство отдельных видов товаров.

В случаях одинаковых цен на отдельные виды товаров преимуще­ства имеют производители, у которых затраты на изготовление това­ров ниже общественно необходимых. Напротив, у производителей, у которых затраты на изготовление товаров выше общественно необхо­димых, возникают потери вплоть до того, что они вынуждены сокра­тить или прекратить производство таких товаров. В этом проявляется активность воздействия денег, благодаря применению которых стиму­лируется снижение издержек на изготовление товаров.

Вместе с тем, когда речь идет об измерении величины стоимости то­вара, то имеется в виду ее выражение в ценах, которые характеризуют еще относительный уровень цены по сравнению с ценами других това­ров. Здесь нет ничего необычного, поскольку и в некоторых сферах че­ловеческой деятельности применяется метод измерения в относитель­ных величинах. Иными словами, цены товаров отражают не только абсолютную, но и относительную величину их стоимости, а также со­отношения стоимости различных товаров.

Некоторые затруднения определения цены товара возникают в свя­зи с переходом от применения денег, обладающих собственной стоимо­стью, к использованию денежных знаков, не разменных на золото. При применении полноценных денег имеются достаточные основания уста­новления цены товара исходя из соотношения стоимости товара к сто­имости денежной единицы.

К тому же при использовании полноценных денег обычно фиксиру­ется золотое содержание (вес) денежной единицы, что позволяет при­менять такую величину в качестве масштаба цен.

Однако если в современных условиях вместо полноценных денег повсеместно используются денежные единицы, не обладающие собствен­ной стоимостью, то установление цен существенно осложняется. Тем не менее, и неполноценные деньги используются для установления цен. По этому вопросу пока еще не существует исчерпывающего, приемлемого объяснения. Так, определенное распространение получила точка зрения, согласно которой в процессе ценообразования может участво­вать не реальное, а мыслимое золото; соответственно в процессе цено­образования нет необходимости использовать полноценные деньги.

В экономической литературе по этому вопросу существуют различ­ные мнения. Одни авторы считают, что неполноценные деньги являют­ся представителями золота и замещают его во всех функциях, в том числе и в функции меры стоимости. При этом определенное влияние на уро­вень цен оказывают изменения цены золота. Другие авторы высказы­вают мнение о возможном использовании денег для ценообразования в связи с наделением их правом служить законным средством платежа [9, C. 11]. Иногда обращается внимание на то, что соотношение цен на различ­ные товары определяется и на основе сложившихся традиций.

В связи с рассматриваемыми вопросами большое значение имеет масштаб цен. При применении полноценных денег в законодательном порядке определяется весовое содержание золота в денежной единице. Эта величина используется в качестве масштаба цен; устанавливаемые цены увязываются с содержанием золота в денежной единице.

Вследствие отмены фиксированного золотого содержания денежной единицы и перехода к неполноценным денежным знакам возникли не­которые особенности характеристики масштаба цен. По этому вопросу сложились различные точки зрения.

Одна из них состоит в том, что неполноценные деньги выступают представителями золота и, соответственно, при увеличении массы та­ких денег в обороте каждая из денежных единиц представляет мень­шую величину золота. Можно было бы с определенными оговорками согласиться с такой точкой зрения, если бы удалось (что маловероят­но) определить ту величину золота, которую представляют неразмен­ные на золото деньги.

Другая точка зрения заключается в возможности определения мас­штаба цен при применении не разменных на золото денег исходя из уров­ня прожиточного минимума одного человека. Сторонники такой точ­ки зрения принимают следствие (изменения прожиточного минимума, учитывающего изменения цен) за исходную величину определения сто­имости денежной единицы. К тому же, здесь величина масштаба цен характеризуется исходя из изменений цен товаров личного потребле­ния, и не учитывает изменения цен товаров производственного назначе­ния. Вполне возможно, что масштаб цен, уровни и соотношения цен различных товаров основываются в значительной мере на традицион­ных соотношениях, существовавших при применении полноценных денег. При этом необходимо иметь в виду, что изменения цен происходят не только в связи с изменениями масштаба цен, инфляционными про­цессами, но также в связи с изменениями стоимости товаров. Вместе с тем пока еще в этом вопросе отсутствует необходимая ясность.

Ориентиром при установлении цен с использованием денег, т.е. с помощью функции меры стоимости, служит, главным образом, вели­чина стоимости товаров. Однако при установлении цен этим не огра­ничиваются, учитывают еще некоторые обстоятельства, в том числе потребительную стоимость товаров, а также стоимость и цены имею­щихся взаимозаменяемых товаров.

В отношении учета при установлении цен особенностей потреби­тельной стоимости соответствующих товаров нужно обратить внима­ние на следующее. Цены на новые виды продукции должны соответ­ствовать изменениям их потребительной стоимости по сравнению с ранее изготовлявшейся продукцией. Если, например, производитель­ность новой турбины превышает производительность ранее изго­товлявшейся вдвое, то цена новой продукции, несмотря на различия в уровне издержек, не может более чем вдвое превышать цену ранее про­изводившейся. Иными словами, при установлении цены на новую про­дукцию учитывается ее потребительная стоимость.

При установлении цен на отдельные виды товаров необходимо учи­тывать уровень цен взаимозаменяемых товаров. Игнорирование этого обстоятельства может привести к ограничению возможности реализа­ции отдельных товаров.

Кроме того, при установлении цен на товары должно быть учтено наличие платежеспособного спроса, фактически складывающиеся со­отношения объема предложения товаров и платежеспособного спроса и др. В частности, при превышении предложения над спросом цены могут понизиться и, соответственно, для возможности реализации то­варов оказывается необходимым снизить цену товаров, предлагаемых к реализации.

Поэтому при установлении цен на отдельные виды товаров ис­ходной величиной является их стоимость, но, кроме того, должны быть учтены и другие обстоятельства. В частности, цены могут из­меняться под влиянием мер, предпринимаемых государством, в том числе в виде установления налогов (налог на продажу), акцизов, та­моженных пошлин.

Разностороннее применение денег в процессах ценообразования свидетельствует о необоснованности и ограниченности характеристики их участия в таких процессах в качестве счетной единицы или, как утверждают некоторые авторы, в качестве «счетных денег», или едини­цы счета [9, C. 12].

Такая характеристика представляется неприемлемой еще и потому, что в ней отсутствует объект счета - стоимость. Более обоснованным является определение участия денег в ценообразовании в качестве меры стоимости.

2.3 Функция  денег  как  средства   обращения

 

Деньги как средство обращения используются для оплаты приобре­таемых товаров. При этом особенностью такой функции денег служит то, что передача товара покупателю и его оплата происходят одновре­менно. В этой функции употребляются наличные денежные знаки. Сле­дует иметь в виду, что в РФ ее может выполнять лишь российская ва­люта (рубли). Применение иностранной валюты при реализации или покупке товаров не разрешается.

Как средство оплаты приобретаемых товаров деньги используются кратковременно. Одни и те же денежные знаки могут применяться мно­гократно в различных сделках, перемещаясь от одних участников сде­лок к другим. Здесь большое значение приобретает скорость обраще­ния денег: чем быстрее совершается оборот, тем меньше нужно денег для обращения товаров. Соответственно скорость обращения денег важна для регулирования массы денег, необходимых для обращения.

В участии денег в качестве средства обращения заложены возмож­ности воздействия на экономические отношения между продавцами и покупателями. Так, покупатель товара предварительно должен убедить­ся в том, что потребительная стоимость предлагаемого товара соответ­ствует предъявляемым требованиям. Без соблюдения этого требования реализация не осуществляется. Покупатель подвергает также контро­лю цену предлагаемого товара. При этом учитываются уровень цен, соотношение спроса и предложения по товару, намеченному к реализа­ции, а также уровень цен на товары, которые могут заменить предла­гаемый товар.

Размер оплаты приобретаемого товара может регулироваться сто­ронами, участвующими в реализации (продавцом и покупателем) и от­клоняться от первоначально запрашиваемой цены.

Со своей стороны продавец должен убедиться в наличии средств у покупателя.

Все это означает, что в функции средства обращения деньги могут использоваться как инструмент взаимного контроля участников сдел­ки по реализации товара.

Совокупный объем оборота, в котором участвуют деньги в функ­ции средства обращения, относительно невелик и составляет лишь часть объема совокупного денежного оборота.

При выполнении деньгами функции средства обращения и поддер­жании стабильности цен важно, чтобы объем платежеспособного спроса соответствовал предложению товаров. Соблюдение такого требования обусловлено стремлением предотвратить задержку реализации товаров в связи с недостаточностью средств обращения, а также возможностью необоснованного роста цен и влиянием искусственного превышения пла­тежеспособного спроса над предложением товаров.

Именно поэтому снабжение оборота необходимой массой денежных знаков приобретает большое значение. Однако решение такой задачи сопряжено с немалыми трудностями. Прежде всего, имеющиеся реко­мендации по этому вопросу не позволяют определить действительную потребность в деньгах. Это относится к закону количества денег в об­ращении, который характеризует зависимость потребности в наличных деньгах от объема реализации товаров, сумм платежей и скорости об­ращения денег. Правильная характеристика зависимости потребности оборота в наличных деньгах оказывается недостаточной для конкрет­ного расчета такой потребности, тем более на предстоящий период. В равной мере такой расчет практически нео­существим при применении уравнения обмена.

Информация о работе Деньги, как средство накопления