Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:23, курсовая работа
Определение оптимального количества денег для устойчивого функционирования экономики интересует крупнейших ученых уже несколько столетий. Так, еще в 1667 г. В. Петти писал о том, что для торговли деньги необходимы в определенном количестве или пропорции, а если их будет больше или меньше, то это повредит торговле. Поэтому в денежном обращении постоянно должно быть определенное количество денег или масса денег [17, с. 76].
Введение…………..………………………………………………………...…4
1. Теоретические основы денежных агрегатов …………………………….....6
1.1 Сущность денежной массы и ее структура……………………………...6
1.2 Денежные агрегаты Республики Беларусь……………………………..12
2. Анализ показателей, характеризующих денежную массу в Республике Беларусь……………………………………………………………………...16
2.1 Динамика денежных агрегатов Республики Беларусь………………...16
2.2 Факторы влияющие на объем денежной массы……………………….23
3. Проблемы связанные с динамикой денежных агрегатов. Пути совершенствования денежной системы…………………………………....28
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованных источников………………………………………34
Приложение……………………………………………………………….....
1.2 Денежные агрегаты Республики Беларусь
В Республике Беларусь денежные агрегаты выделяются в соответствии с международными стандартами. Однако вследствие недостаточного уровня развития безналичных расчетов населения, рынка банковских услуг, финансовых рынков и ряда других причин показатели денежной массы, используемые в республике, отличаются по своему составу от показателей, применяемых в развитых странах.
Денежные агрегаты, рассчитываемые Национальным банком Республики Беларусь, следующие:
MО (наличные деньги в обороте) – включает банкноты и монеты в обращении на руках физических лиц и в кассах небанковских кредитно-финансовых организаций и субъектов хозяйствования;
М1
– включает MО и переводные депозиты, представляющие
собой остатки средств небанковских кредитно-финансовых
организаций, коммерческих и некоммерческих
организаций, индивидуальных предпринимателей
и физических лиц на текущих, депозитных
и других счетах до востребования;
М2
(денежная масса в национальном определении)
– включает М1 и другие депозиты (срочные
депозиты), открытые в кредитных организациях
юридическими и физическими лицами, резидентами
РБ, в белорусских рублях.
М2* (рублевая денежная масса) – включает М2, а также средства в ценных бумагах (кроме акций) у небанковских кредитно-финансовых организаций, коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц – резидентов Республики Беларусь в белорусских рублях;
М3 (широкая денежная масса) – включает М2* и переводные и срочные депозиты в иностранной валюте, а также ценные бумаги (кроме акций) в иностранной валюте, депозиты в драгоценных металлах небанковских кредитно-финансовых организаций, коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц [6, с. 56].
Для оценки платежеспособного спроса выделяют активную денежную массу. Рублевая активная денежная масса включает наличные деньги в обращении и депозиты до востребования в национальной валюте, то есть равна по величине агрегату М1. Широкая активная денежная масса наряду с агрегатом М1 содержит депозиты до востребования в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте).
На
основе денежных агрегатов можно
определить коэффициент монетизации
экономики, который показывает уровень
обеспечения национального
В современных условиях на степень обеспеченности экономики деньгами влияет не только величина денежной массы, но и покупательная способность составляющих ее денежных средств. В связи с этим различают номинальную и реальную денежную массу. Номинальная денежная масса рассчитывается на основе сложившегося уровня цен. При определении реальной денежной массы номинальную денежную массу корректируют с учетом темпов инфляции, поэтому реальная денежная масса меньше номинальной. Если темпы инфляции в стране превышают темпы роста денежной массы, то, несмотря на увеличение номинальной денежной массы, реальная денежная масса сокращается. При прочих равных условиях это приводит к нехватке денежных средств для расчетов и платежей [6, с. 57].
Другая классификация денежных показателей, учитывающих специфику денежного оборота в Беларуси в настоящее время, представлена следующим образом:
а) агрегат М0 – наличные деньги в обороте, в том числе на руках у населения и в кассах субъектов хозяйствования;
б) агрегат M1 (денежная масса в "узком смысле слова") – наличные деньги в обороте (М0) плюс депозиты до востребования населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления;
в) агрегат М2 (расширенные деньги) – M1 плюс срочные депозиты населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления;
г) агрегат М3 (общая сумма денежной массы в национальной валюте) – М2 плюс другие (целевые, накопительные) банковские депозиты и средства в ценных бумагах населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления [17, с. 83].
Показатели М0, M1, М2 характеризуют наиболее высоколиквидную часть денежной массы, т. е. все те средства денежного оборота, которые без предварительной продажи, конверсии или какой-либо другой финансовой операции используются в расчетах.
В настоящее время наибольший удельный вес в структуре денежной массы составляют наличные деньги в обращении, на расчетных и текущих счетах юридических лиц, вкладах населения в коммерческих банках (срочных и до востребования). Остальные агрегаты денежной массы находятся в основном в стадии развития. Их значимость будет увеличиваться по мере становления и укрепления механизма хозяйствования.
Основными исходными ориентирами для определения агрегатов денежной массы в обороте являются данные сводного отчетного баланса Национального банка на республиканском и областном (городском) уровнях, отчетные балансы коммерческих банков республики. В качестве дополнительных данных можно использовать прогноз кассовых оборотов и отчетный баланс денежных доходов и расходов населения.
Регулирование объема и структуры денежной массы осуществляется на основании ежеквартальных прогнозных расчетов денежной массы в обращении (осуществляемых по разработанной Национальным банком методике), включающей наличные деньги в обращении, денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан, другие безусловные денежные обязательства банков. Разработка расчетов производится с учетом складывающейся экономической конъюнктуры в увязке с показателями социального и экономического развития республики, области, города. При этом должны составляться прогнозные расчеты денежных доходов и расходов населения, кассовых оборотов, определяться изменения остатков денег у населения в наличных деньгах и в организованных формах сбережений (вклады, займы, сертификаты коммерческих банков). На основании этого исчисляется квота прироста средств у населения – наличные деньги плюс организованные сбережения в процентах к денежным доходам населения. Предусматривается ежемесячно контролировать объем денежной массы в обороте, а также квоты прироста средств у населения. Анализ совокупного денежного оборота основывается на сопоставлении динамики показателей денежной массы и общих показателей экономического развития – валового внутреннего продукта, национального дохода, розничного товарооборота и других. Анализ следует осуществлять в зависимости от конкретно поставленных целей по разным уровням управления, регионам, отраслям и сферам производства [17, с. 84].
Рассмотрев
сущность денежной массы и ее структуру
мы можем сделать вывод, что в современных
денежных системах деньги эффективно
выполняют свои функции, если поддерживается
оптимальное их количество в обращении.
На объем денежной массы влияют такие
факторы как: объем валового внутреннего
продукта и темпы экономического роста;
уровень развития и структура кредитной
и банковской систем, финансовых рынков;
соотношение наличного и безналичного
денежных оборотов; денежно-кредитная,
валютная и финансовая политика государства;
скорость оборота денег; состояние платежного
баланса страны. Количество и состав
применяемых денежных агрегатов различаются
по странам. Это обусловлено спецификой
национальных хозяйств: уровнем развития
экономики, финансовых рынков и кредитных
систем; особенностями организации денежного
обращения, проводимой экономической
и денежно-кредитной политикой и другими
факторами. Регулирование объема и
структуры денежной массы осуществляется
на основании ежеквартальных прогнозных
расчетов денежной массы в обращении,
включающей наличные деньги в обращении,
денежные средства на счетах и во вкладах
юридических лиц и граждан, другие безусловные
денежные обязательства банков. Разработка
расчетов производится с учетом складывающейся
экономической конъюнктуры в увязке с
показателями социального и экономического
развития республики, области, города.
Информация о работе Динамика денежных агрегатов в Республике Беларусь