Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 01:10, доклад
Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) – это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Национальных центральных банков (НЦБ) государств – членов Европейского Экономического Сообщества. Существование этой системы является неотъемлемой частью процесса образования Европейского экономического и валютного союза.
По своей структуре ЕСЦБ отчасти похожа на Федеральную резервную систему в США, состоящую из 13 банков главе с The Bank of New-York и в целом выполняющую роль центрального банка.
Европейская система центральных банков (ЕСЦБ)
Организационная структура и функции подразделений ЕСЦБ
Европейская
система центральных банков (ЕСЦБ)
– это международная банковская
система, состоящая из наднационального
Европейского центрального банка (ЕЦБ)
и Национальных центральных банков
(НЦБ) государств – членов Европейского
Экономического Сообщества. Существование
этой системы является неотъемлемой
частью процесса образования Европейского
экономического и валютного союза.
По своей структуре ЕСЦБ отчасти похожа
на Федеральную резервную систему в США,
состоящую из 13 банков главе с The Bank of New-York
и в целом выполняющую роль центрального
банка. При этом, национальные центральные
банки Великобритании, Дании, Греции и
Швеции являются членами Европейской
системы центральных банков со специальным
статусом: им не разрешено принимать участие
в принятии решений, касающихся проведения
единой денежной политики для «зоны евро»
и реализовывать подобные решения.
Европейская система центральных банков
включает в себя Европейский центральный
банк и Национальные центральные банки
стран - участниц «зоны евро». В уставе
ЕСЦБ и ЕЦБ провозглашена независимость
этих организаций от других органов Союза,
от правительств стран – членов ЕЭВС и
любых других учреждений. Это вполне соответствует
обычному статусу центрального банка
в рамках отдельной страны. Вместе с тем
существенное значение имеет зафиксированный
в специальной статье устава «генеральный
принцип», согласно которому Европейская
система центральных банков управляется
руководством («принимающими решения
органами») Европейского центрального
банка, и, прежде всего, Советом Управляющих.
Совет Управляющих, верховный руководящий
орган, включает в себя всех членов Исполнительной
Дирекции и управляющих НЦБ только стран
– участниц Европейского экономического
и валютного союза.
К основным функциям Совета Управляющих
относятся:
Кроме
того, Совет Управляющих утверждает
правила внутренней организации
Европейского центрального банка и
его руководящих органов, выполняет
функции консультанта ЕЦБ и определяет
порядок представления
Исполнительная Дирекция включает в себя
Президента, Вице-президента и четырех
членов, отобранных из числа кандидатов,
имеющих большой профессиональный опыт
в финансовой или банковской сфере. Они
назначаются из граждан стран- членов
ЕЭВС (Единый экономический и валютный
союз) на встрече глав правительств этих
стран по предложению Совета Европы после
Консультаций с Европейским Парламентом
и Советом Управляющих ЕЦБ (для последующих
выборов). Исполнительная Дирекция должна
проводить денежную политику в соответствии
с инструкциями и правилами, принимаемыми
Советом Управляющих Европейского центрального
банка и, таким образом, руководить действиями
НЦБ, принимая по необходимости ведомственные
инструкции.
Генеральный Совет, третий руководящий
орган Европейской системы центральных
банков, включает Президента и Вице-президента
Европейского центрального банка и Управляющих
Национальными центральными банками всех
стран Европейского Экономического Сообщества,
независимо от их участия в ЕЭВС. Генеральный
Совет выполняет функции, которые ранее
осуществлялись Европейским Валютным
Институтом и которые необходимо продолжать
на третьем этапе плана ЕЭВС. К основным
задачам Генерального Совета можно отнести
следующие:
Президент
Европейского центрального банка одновременно
является председателем всех трех его
руководящих органов: Совета Управляющих,
Исполнительной Дирекции и Генерального
Совета; при этом в двух первых случаях
он располагает решающим голосом
в случае равного распределения
голосов. Кроме того, Президент представляет
ЕЦБ во внешних организациях или
назначает доверенное лицо для этой
роли. По отношению к третьим лицам
он, по законодательству, представляет
ЕЦБ.
Национальные центральные банки стран-участниц
являются неотъемлемой частью Европейской
системы центральных банков и действуют
в соответствии с указаниями и инструкциями
ЕЦБ.
В организации деятельности Европейского
центрального банка широко и успешно используется
институт кураторов, при котором каждый
из шести членов Исполнительной Дирекции
курирует определенное направление деятельности
Европейского центрального банка.
Совет Управляющих ЕЦБ уполномочен разрабатывать
кредитно-денежную политику, а Исполнительная
Дирекция – претворять ее в жизнь. В той
мере, в какой это возможно и целесообразно,
Европейский центральный банк прибегает
к использованию возможностей Национальных
центральных банков.
В период разработки и создания ЕСЦБ подготовительные
работы проводились, в частности, тремя
комитетами и шестью специализированными
рабочими группами, объединяющими представителей
Национальных центральных банков и Европейского
Валютного Института. Этот опыт тесного
сотрудничества продолжается внутри ЕСЦБ
с необходимыми изменениями.
Под руководством Совета Управляющих
работают тринадцать Комитетов:
|
Посредниками,
позволяющими Европейскому центральному
банку проводить в жизнь стран-
Уполномоченные
контрагенты получают доступ к возможностям
Европейской системы
Европейская система центральных банков
имеет право отказать в доступе к инструментам
кредитно-денежной политики по соображениям
надежности или в случае грубого или неоднократного
нарушения контрагентом своих обязательств.
При отборе участников специализированных
операций применяются и некоторые дополнительные
критерии.
Цели и принципы организации деятельности ЕСЦБ
Главной
целью создания Европейской системы
центральных банков, в соответствии
со статьей 2 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ, является
поддержание стабильности цен.
В октябре 1998 года Совет Управляющих ЕЦБ
уточнил главную цель денежно-кредитной
политики ЕЭВС, указав, что понятие «стабильность
цен» предусматривает возможность роста
гармонизированного индекса цен на потребительские
товары до 2% в год, одновременно определив
и его структуру применительно к потребительским
товарам и услугам.
Установлено, что стабильность цен должна
поддерживаться в среднесрочной перспективе,
причем недопустимы рост цен сверх установленной
величины и дефляция, т. е. длительное снижение
их уровня, отражаемые гармонизированным
индексом цен на потребительские товары.
Установление стабильности цен в рамках
ЕЭВС соответствует принципам, которыми
руководствовались Национальные центральные
банки большинства стран до их объединения
в Союз, чем обеспечивается преемственность
в проведении денежно-кредитной политики.
Для достижения основной цели ЕСЦБ решает
следующие конкретные задачи, определенные
в статье 3 его Устава:
1. Определение и проведение единой денежно-кредитной
политики.
Совет управляющих ЕЦБ определяет единую
денежно-кредитную политику, которую Национальные
центральные банки внедряют децентрализованным
и гармоничным образом.
2. Хранение и управление официальными
валютными резервами стран-участниц, а
также осуществление валютных операций.
Европейская система центральных банков
осуществляет хранение и управление официальными
золотовалютными резервами стран-участниц
ЕЭВС.
3. Обеспечение
правильного функционирования
Помимо
решения вышеперечисленных
ЕСЦБ
представляет собой независимую
банковскую систему. При осуществлении
своей деятельности члены ее органов
управления не имеют права использовать
инструкции или правила правительств
и государственных органов
В сферу деятельности ЕЦБ (Европейский
Центральный Банк) входит:
Устав
ЕЦБ предусматривает
Европейский центральный банк и Национальные
центральные банки не имеют права на кредитование
(в любой форме) межгосударственных (в
системе ЕЭС), государственных, региональных
и местных органов власти и организаций,
действующих на основе государственного
права. Это, однако, не распространяется
на государственные кредитные институты,
которые в данном случае рассматриваются
так же, как частные кредитные институты.
Информация о работе Европейская система центральных банков (ЕСЦБ)