Европейская система центральных банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:10, реферат

Описание

Европейский союз (European Union, EU, Евросоюз, ЕС) – это интеграция стран Европы в единое экономическое и политическое пространство. Европейская интеграция нацелена на создание особой политической системы путем взаимодействия между различными институтами стран, вступивших в ЕС, и считается эффективным способом избежать военных конфликтов между европейскими государствами. Страны ЕС, имеют общий рынок, благодаря которому товары, услуги, капитал и люди могут свободно передвигаться их территориями. Кроме того, государства-члены Евросоюза обязались проводить совместную политику в сфере внешних отношений и безопасности, основных направлениях экономики, экологии, юстиции, торговли, сельского хозяйства и т.д.

Содержание

Глава I. Общая характеристика экономической ситуации Евросоюза. 3
Глава II. Влияние и последствия долгового европейского кризиса 4
Причины 4
Последствия: инфляция и дефолты 6
Глава III. Общие характеристики ЕЦБ 9
Структура 9
Дирекция 10
Совет управляющих 10
Глава IV. Функции Центрального банка Европпы 10
Основные инструменты ДКП ЕЦБ 11
Функции банка 11
Источники: 12

Работа состоит из  1 файл

ЕСЦБ.docx

— 43.72 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

 Высшего профессионального  образования

«Байкальский Государственный  Университет Экономики и Права»

(ФГБОУ ВПО «БГУЭП»)

Кафедра «Банковского дела и ценных бумаг»

Специальность 080105 «Финансы и кредит»

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Мировые банки»

на тему:

«Европейская  система центральных банков»

   

 

 

 

Руководитель:                                                   ФИО           Оношко О. Ю.


(степень, должность)                                        к.э.н., профессор

Выполнил:                                                         ФИО, гр.     Конюков Г.О. Ф-09-6    

 

 

 

 

Иркутск, 2013г.

Оглавление

Глава I. Общая характеристика экономической ситуации Евросоюза. 3

Глава II. Влияние и последствия долгового европейского кризиса 4

Причины 4

Последствия: инфляция и дефолты 6

Глава III. Общие характеристики ЕЦБ 9

Структура 9

Дирекция 10

Совет управляющих 10

Глава IV. Функции Центрального банка Европпы 10

Основные инструменты ДКП ЕЦБ 11

Функции банка 11

Источники: 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Общая характеристика экономической  ситуации Евросоюза.

 

Европейский союз (European Union, EU, Евросоюз, ЕС) – это интеграция стран Европы в единое экономическое и политическое пространство. Европейская интеграция нацелена на создание особой политической системы путем взаимодействия между различными институтами стран, вступивших в ЕС, и считается эффективным способом избежать военных конфликтов между европейскими государствами.

Страны ЕС, имеют общий  рынок, благодаря которому товары, услуги, капитал и люди могут свободно передвигаться их территориями. Кроме  того, государства-члены Евросоюза  обязались проводить совместную политику в сфере внешних отношений  и безопасности, основных направлениях экономики, экологии, юстиции, торговли, сельского хозяйства и т.д.

Создана единая европейская  валюта евро, которую на данный момент приняли 17 стран, отказавшись от собственных  валют. Таким образом, территория этих государств носит название еврозоны.

Для граждан, проживающих  на территории ЕС, установлено единое европейское гражданство. А Шенгенское соглашение позволило отменить паспортный контроль между 22 странами-участниками  ЕС, подписавшими его. Поэтому значение Евросоюза для населения, получившего  свободу передвижения во время обучения, работы или путешествий, невероятно велико.

Евросоюз сочетает в себе признаки государства и международной  организации, но формально не является ни тем, ни другим. Однако структура  имеет право участвовать в  мировых отношениях и занимает в  них существенное место. Во всем мире учреждены постоянные дипломатические  миссии Евросоюза. В ООН, ВТО, G20 (Группа двадцати), G8 (Большая восьмерка) действуют  представительства ЕС.

Европейский союз как международная  организация поддерживает принцип  межгосударственности, когда решения принимаются после переговоров между странами-участницами. В то же время, выступая в качестве государства, определенные решения принимаются наднациональными институтами.

Основными институтами ЕС, которые принимают законы, вырабатывают общие стратегии политического, экономического и регионального развития, являются Европарламент, Еврокомиссия, Совет Европейского Союза, Европейский Совет, Суд ЕС и Европейский центральный банк. Таким образом, организация Европейский Союз располагает также собственной банковской, судебной и правовой системой.

Принципы функционирования содружества были определены Европейской  Конституцией ЕС, подписанной в Риме 29 октября 2004 года. Однако в силу данный Договор так и не вступил. Затем 13 декабря 2007 года в монастыре Святого  Иеронима в Лиссабоне главы и  правительства всех 27 стран-участниц ЕС поставили свои подписи под  Договором о реформах, который  получил название Лиссабонского  и является альтернативным вариантом  Конституции Евросоюза. Вступил  в силу 1 декабря 2009 года.

Глава II. Влияние и последствия долгового европейского кризиса

 

Ангела Меркель недавно заявила о том, что долговые проблемы привели Европу к кризису, возможно, сильнейшему со времён окончания Второй мировой войны. В своей речи, обращённой к консервативной партии, Меркель предупредила, что падение евро приведёт к негативным последствиям для Европы, и она пообещала сделать всё, чтобы предотвратить наступление этого события. Финансовый кризис приобрел системный характер, признал председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу во время своего выступления перед членами Европарламента. При этом он выступил против дробления европейского экономического сообщества. Напротив - для борьбы с кризисом необходима еще более тесная экономическая интеграция, которая потребует изменений основополагающих соглашений Евросоюза. Долговой кризис в еврозоне может быть в значительной степени объяснен кризисом доверия к власти, к ее способности решать насущные проблемы быстро и эффективно, считает Баррозу.

У американского президента Барака Обамы есть свой вариант спасения мировой экономики. В октябре  он опубликовал его в Financial Times. Несмотря на скоординированные действия стран "большой двадцатки" и лидеров ЕС, "прогресс не идет достаточно быстрыми темпами, и положение глобальной экономики остается шатким", отмечает президент. Самой эффективной мерой в борьбе с надвигающимся кризисом, по его мнению, станет стимулирование крупнейшей в мире экономики - США.

 

Причины.

Европейский долговой кризис разразился примерно два года назад. Греция стала первой страной, уровень  госдолга которой оказался слишком  высоким. Российский премьер Владимир Путин уверен, что ситуация в Греции, прежде всего, это политическая, а  не финансовая проблема. "Для того чтобы сконцентрировать ресурсы, ведущие  страны Европы должны подставить свое плечо тем странам, которые оказались  в трудной ситуации. Это требует  определенного политического мужества от руководителей, потому что население  этих стран, конечно, такому развитию событий  не очень радуется", - заявил глава  российского правительства в  интервью китайским СМИ. В конечном итоге, разрешение проблемы выгодно  для всей объединенной Европы, поэтому "надо что-то делать". По его мнению, долговой кризис наступил потому, что  принимались неточные решения, что "в какие-то годы начинали жить не по средствам, а потом не могли  прервать этот тренд". Чрезмерные социальные обязательства, не основанные на реальных результатах работы экономики приводят именно к такому состоянию, а потом вызывают необходимость резко сокращать расходы, секвестировать бюджеты, считает премьер.

Корень проблемы, который  лежит в основе европейского кризиса, - потеря конкурентоспособности ряда стран еврозоны, рассуждает Патрик Батлер, член правления Raiffeisen Bank International. После того, как была создана еврозона, затраты на рабочую силу в расчете на единицу продукции в Греции и ряде других периферийных стран сильно выросли, сделав их неконкурентоспособными. Но дешевизна займов позволяла правительствам привлекать на рынках столько денег, сколько они хотели. В прошлом проблему конкурентоспособности решали путем изменения валютного курса и прочими мерами внутри одной страны. Сейчас это невозможно, полагает Батлер.

 

 

По мнению Олега Абелева, руководителя аналитического отдела ИК "Риком Траст", существует две причины возникновения европейского кризиса. Основная - уходит корнями в 1999 и 2002 годы, когда создавалась зона евро, когда, по сути, локомотивы европейской экономики были инициаторами запуска валютного союза. Тогда ряд наблюдательных организаций давали свои рекомендации относительно того, соответствуют ли финансовые системы стран-претендентов требованиям, которые необходимы для участия в зоне евро. В случае с Грецией давно известно, что страна занижала уровень дефицита, чтобы войти в союз. По мере того как еврозона развивалась, становилось понятно, что те страны, которые были инициаторами проекта, затевали его по одной причине - гарантированного сбыта своей продукции. Государства с высокой долей экспорта - Германия и Франция - были заинтересованы в крепкой валюте и надеялись на то, что это позволит стабилизировать финансовую систему, рассчитывая на помощь со стороны старших собратьев и Еврокомиссии, что, собственно, последние годы и осуществлялось в отношении проблемных государств. Это, по словам Абелева, привело к тому, что темпы промпроизводства с момента вступления в ЕС разошлись кардинально. Крупные западноевропейские страны захватили весь рынок сбыта и отдавать не собираются. Это одна из причин того, что произошло. Вторая причина - поскольку стало ясно, что расходы стран ЕС растут, приходилось занимать. А когда стало понятно, что занимать в тех объемах, в которых нужно для компенсации дефицита, уже невозможно, стали выпускаться гособлигации. Часть западноевропейских банков худо-бедно их покупала, но когда стало понятно, что темпы промышленности настолько низки, что не позволяют обеспечивать покрытие этих выпущенных облигаций и займов, то стало ясно, что, кроме как на ЕЦБ, надеяться не на кого.

Сегодняшний кризис все же похож на кризис 2008 года, уверен Константин Стырин, профессор макроэкономики Российской экономической школы. Схожесть заключается в том, что, как и в 2007-2009 гг., так и в долговом европейском кризисе, проблемой оказались некачественные финансовые инструменты. Сейчас европейские банки говорят, что им нужно больше капитала. А инвесторы хотят переждать неспокойное время, полагает профессор. Отмечая усиливающееся давление кризиса на финансовые рынки, руководитель ФСФР Дмитрий Панкин все же не ожидает дефолтов. Однако если будет какой-то шок, например, нефтяной, то развитие негативных последствий наиболее вероятно.

 

Глава ММВБ Рубен Аганбегян  уверен, что не стоит придерживаться оптимистичных прогнозов и ожиданий. "Европейским коллегам будет тяжело. Вероятность дефолта стран зоны евро составляет 40%", - такую оценку он привел на Финансовом форуме в Москве.

Последствия: инфляция и дефолты

 

Один из вариантов последствий  европейского кризиса - частичный выход  некоторых стран из еврозоны, к  примеру, Греции, Португалии и Италии, и возможный отказ от евровалюты во избежание дефолта по своим  обязательствам. Например, частичное списание долга ряда французских и немецких банков - это уже первый звоночек претворения в жизнь подобного алгоритма. Кроме того, "евротройку" могут наделить дополнительными функциями, в том числе задачей привлечения финансирования МВФ, предоставления гарантий и попытками оздоровить промышленность этих стран, что вряд ли возможно, поскольку рынки уже давно поделены между крупными глобальными концернами, рассуждает Абелев. Еще один вариант - осуществление экспортных поставок в валюте альтернативной евро, но в определенных зонах. И еще одно последствие - сворачивание банковской системы, что мы сейчас наблюдаем, резкое сжатие денежной массы и сворачивание рынка межбанковского кредитования, отсутствие денежной поддержки от американских банков европейским. Что логично, потому как американцы боятся, что кризис перекинется через океан и отразится на их кредитном рейтинге, считает Абелев. В октябре на саммите лидеров еврозоны было решено увеличить достаточность сердцевинного капитала первого уровня европейских банков до 9%. Банки намерены достичь этого, в частности, ограничением на кредитование, что будет толкать экономику в рецессию, а без быстрого роста из кризиса не выбраться. Если банки так и не смогут привлекать капитал из EFSF, рыночных источников финансирования не найдется, а из-за рецессии потребность в капитале будет сильно выше обозначенных 100 млрд евро, то им придется просить помощи у своих национальных правительств. Принятие на себя части долга банков приведет к снижению кредитного рейтинга Франции, что разрушит всю систему EFSF, полагают аналитики "Арбат Капитала".

Сжатие кредита, которое  произошло в США в 2007 году и  которое сейчас происходит в Европе, потенциально приводит к рецессии, считает Константин Стырин. Чиновники ЕС очень долго мешкают, что вносит нервозность на рынки. "Те решения, которые они принимают сейчас, должны были быть приняты еще три месяца назад. Главное, необходимо нарастить стабфонд, чтоб денег было достаточно для поддержки других стран, которые могут платить по своим долгам.

Паника в случае такого промедления может переместиться  на те страны, у которых относительно все хорошо. Инвесторы видят для себя единственным благом уходить из европейских активов в казначейские облигации, и это создает давление на доллар. Развитие событий по очень неблагоприятному сценарию в Европе будет способствовать укреплению доллара", - отмечает эксперт.

Исходов европейского долгового  кризиса может быть несколько, считает  руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Вероятность дефолта стран с нездоровой экономикой составляет около 30%, вероятность роста инфляции - 40%, благополучное развитие событий, экономический рост - 30%.

Меры по противодействию  финансовому кризису, предпринимаемые  европейскими странами, остаются "покупкой времени", а ключ к окончательному урегулированию кризиса заключается  в том, смогут ли они создать основу роста, заявил президент Всемирного банка Роберт Зеллик. По его мнению, европейский долговый кризис состоит из трех проблем: банковского кризиса, суверенного долгового кризиса и проблемы конкурентоспособности, связанной с валютным союзом. С ним согласен и Патрик Батлер. Лишь долгосрочный процесс по восстановлению конкурентоспособности может решить экономические проблемы периферийных стран, полагает член правления Raiffeisen Bank International. Выход возможен с помощью реструктуризации долга или дефолта и повышения конкурентоспособности, либо необходим выход некоторых стран из еврозоны. Минфин РФ уверен в обратном - странам надо объединиться. Если государства, испытывающие трудности в экономике, договорятся об ужесточении экономической политики, то им на выручку придет ЕЦБ, но на определенных условиях. Антон Силуанов, и.о. министра финансов РФ, полагает, что дефолт одной страны повлечет за собой целый ряд неприятных ситуаций для всей Европы. Из возможных вариантов последствия кризиса Силуанов называет высокую инфляцию. "Должно быть такое решение, которое станет стабилизатором проблем в Европе", - со сдержанным оптимизмом сказал он в ходе Финансового форума в Москве.

 

По мнению экспертов, решению  европейских проблем будет способствовать централизация фискальной политики в ЕС. Необходимо создание единого  Европейского министерства финансов, которое будет определять бюджетные  параметры стран.

Информация о работе Европейская система центральных банков