Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 15:06, курсовая работа
Целью работы является характеристика и изучение факторинговых операции коммерческих банков в России и связанных с их организацией проблем.
Достижению этой цели подчинены следующие задачи настоящей работы:
1) рассмотреть сущность и значение факторинга;
2) выявить преимущества факторинга;
3) рассмотреть участников факторинговых операций и их виды;
4) проанализировать динамику и тенденции развития факторинга в России.
Информированность потенциальных клиентов растет благодаря усилиям самих факторов при посредничестве СМИ. Однако этого мало. Нужно учитывать, что пользование факторингом на регулярной основе требует от компаний гораздо больших знаний, чем традиционный кредит: факторинг не является чисто банковской операцией и предполагает постоянное финансовое обслуживание, требует долгосрочного прогнозирования рисков и принятия решений на перспективу, а к этому готов далеко не каждый предприниматель. Таким образом, дальнейшее развитие рынка факторинга будет зависеть не только от внешней ситуации, объемов спроса и предложения, но и от того, насколько зрелыми окажутся клиенты.
В данном параграфе автором были рассмотрены основные понятия, а также история развития такого явления, как факторинг. Было выявлено, что на данный момент в России наблюдается множество факторов, сдерживающих его развитие, но, по мнению специалистов, будущее у факторинга есть.
Рассмотрим
далее преимущества факторинга перед
другими способами
1.2
Необходимость и преимущества
факторинга
Малый
бизнес заинтересован в
Факторинг – это финансирование под уступку денежного требования, комплекс услуг, направленных на активный рост компании. Факторинг позволяет за короткий срок увеличивать объем продаж в несколько раз и дает возможность компании развиваться более эффективно, чем при кредитовании. Основная цель факторингового обслуживания банком – обеспечить клиенту возможность заниматься основной деятельностью – продажами, не отвлекаясь на постоянное решение финансовых вопросов.
Эффект от факторингового обслуживания максимален в случае, если полученное финансирование направляется на закупку товара, который в свою очередь также отгружается с отсрочкой платежа, компания снова получает финансирование и т.д. Такая работа позволяет бизнесу активно расти и приносит существенные конкурентные преимущества. Работа банка с покупателями тоже, как правило, приводит к сокращению сроков оплаты поставок покупателями. За счет факторинга минимизируется проектный риск, связанный с активным ростом компании. Существует ряд преимуществ факторинга как для поставщиков, так и для покупателей.
Для поставщика:
а) Простой процесс получения финансовых средств.
б) Минимальный пакет документов.
в) Не требуются залог и поручительства.
г) Улучшение финансовых показателей.
д) Конкурентные ставки и сроки финансирования.
е) Возможность предложить покупателям более гибкие сроки оплаты товара.
Для покупателя:
а) Привлечение новых клиентов.
б) Дополнительная мотивация и поддержка работы ключевых поставщиков без дополнительных рисков и затрат со стороны покупателя.
Преимущество факторинга перед кредитом зависит не столько от размера компании, сколько от возможности расширения бизнеса. Кредит позволяет поддержать бизнес на достигнутом уровне и планомерно его растить. Но для активного роста – в несколько раз – кредита не достаточно, для этого необходим факторинг. Факторинг позволяет в большем объеме пополнять оборотные средства; экономить на работе с дебиторами, так как это делает банк; превратить постоянные затраты по кредитованию в переменные, четко привязав их к реализации и оплате товаров, продолжает эксперт.
Ключевым преимуществом факторинга является то, что этот финансовый инструмент – беззалоговый и более оперативный с точки зрения принятии решения. В первую очередь он направлен на удовлетворение потребностей представителей малого и среднего бизнеса.
Сумма кредита всегда ограничена размером залога, причем рыночная стоимость залога может в два раза превышать размер кредита, а размер факторингового финансирования, как правило, зависит только от сбытовых возможностей поставщика, продолжает эксперт. В отличие от кредита, факторинг не исключает одновременное использование традиционных финансовых инструментов. Финансирование при факторинге, как правило, не зависит от размеров получаемых кредитов. Кроме того, при использовании факторинга улучшаются показатели бухгалтерской отчетности предприятия.
Факторинг помогает поставщику значительно укрепить свои позиции в конкурентной среде, а именно предложить своим покупателям за отгруженные товары или оказанные услуги более длительные отсрочки платежей, что при сегодняшней ситуации является весомым конкурентным преимуществом.
Необходимо отметить, что факторинг – это не только финансирование, но и комплекс сопутствующих услуг: страхование рисков, связанных с несвоевременной оплатой товаров или услуг; инкассация дебиторской задолженности; информационное обслуживание; консалтинг документов, а так же обеспечение функции кредитного менеджмента по установлению лимитов, отслеживанию и сбору дебиторской задолженности.
Тем самым поставщики имеют возможность переложить огромный участок по работе с покупателями (дебиторами) на факторов и переключиться на решения других более важных задач, направленных на развитие бизнеса.
Основные отличия факторинга от кредита:
Кредит:
1) Кредит, как правило, выдается под залог.
2) Кредит возвращается банку заемщиком.
3) Кредит выдается на фиксированный срок.
4) Кредит выплачивается в обусловленный договором день.
5) Кредит выдается на заранее обусловленную сумму.
6) Для получения кредита необходимо оформлять/предоставлять большое количество документов.
7) При кредитовании банк не оказывает заемщику никаких дополнительных услуг
Факторинг:
1) Для факторингового финансирования не требуется обеспечения.
2) Факторинговое финансирование погашается из средств, выплачиваемых дебитором.
3) Факторинговое финансирование выплачивается на срок фактической отсрочки платежа.
4) Факторинговое финансирование выплачивается в день поставки товара.
5) Размер финансирования не ограничен и может увеличиваться пропорционально росту объема продаж.
6) Факторинговое финансирование выплачивается при предъявлении счета-фактуры и товарной накладной.
7) Факторинговое финансирование сопровождается управлением дебиторской задолженностью.
Если отмечать сложности факторинга, то основная из них в том, что у многих компаний плохо организован документооборот, поэтому фирмы сталкиваются с проблемой организации процесса документооборота при факторинговом обслуживании. Иногда поставщики сталкиваются с нежеланием некоторых дебиторов работать по факторингу. Часто поставщику трудно рассчитать свои издержки из-за наличия скрытых комиссий. Но значительные преимущества, получаемые поставщиками при использовании факторинговых услуг, перевешивают, поэтому факторинг пользуется очень высокой популярностью.
Резюмируя вышесказанное, можно выделить несколько сложностей при факторинге. Многие клиенты не являются достаточно финансово устойчивыми для принятия на них рисков. Компании не отражают истинное состояние бизнеса в официальной финансовой отчетности. У большинства компаний нет четко отлаженной схемы документооборота, что усложняет процесс запуска и текущей работы с клиентами по факторингу.
Далее
необходимо рассмотреть сущность и
условия проведения факторинговых операций,
а также основных участников.
2 Факторинговые операции коммерческих банков
2.1
Сущность, условия проведения
и участники факторинговых
операций
Операция факторинга заключается в том, что факторинговый отдел банка покупает долговые требования (счета-фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% от стоимости поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел.
В основе факторинговой операции лежит покупка банком платежных требований поставщика на отгруженную продукцию и передача поставщиком банку права требования платежа с покупателя. Поэтому факторинговые операции называют также кредитованием поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.
Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.
Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего, может воспользоваться факторинговыми услугами.
Так, факторинговому
Факторинговые операции не рекомендуется проводить:
1) по долговым обязательствам частных лиц, филиалов или отделений предприятия. Подобные ограничения обусловлены тем, что в указанных случаях достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств;
2) по требованиям бюджетных организаций;
3) по обязательствам предприятий, организаций, снятых банком с кредитования или объявленных неплатежеспособными;
4) если оплата производится поэтапно или авансом в случае компенсационных или бартерных сделок по договорам о продаже, в соответствии с которыми покупатель имеет право возвратить товар в течение определенного времени, а также при условии послепродажного обслуживания.
В операции факторинга обычно участвуют три стороны:
а) фактор (банк) - покупатель требования;
б) клиент (кредитор, поставщик товара) - промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с банком;
в) плательщик (заемщик) - фирма-покупатель товара с отсрочкой платежа.
Финансовые институты, которые предоставляют факторинговые услуги, называются фактор фирмами. Чаще всего они представляют собой дочерние фирмы при крупных банках (или сами банки/факторинговые отделы/ осуществляют факторинговые операции), что обеспечивает высокую надежность факторинговых сделок и минимальные издержки для клиентов.
Разветвленная сеть специализированных филиалов для факторингового обслуживания предприятий в различных странах создана крупными транснациональными корпорациями. На международном уровне действует ассоциация "Фэкторз чейн интернэшл", членами которой являются 95% факторинговых компаний из 40 стран мира. Членами этой ассоциации от одной страны могут стать не более чем 3-4 банка. В августе 1994 г. Первым российским коммерческим банком, принятым в ФЧИ, стал Тверьуниверсалбанк, а затем Мост-банк.
Источниками
формирования средств для факторинга
являются собственные средства банка
(прибыль, фонды), привлеченные и заемные
средства. Соотношение между ними устанавливается
правлением банка. Собственные средства
факторинговый отдел получает от своего
банка и в дальнейшем их прирост осуществляется
за счет прибыли от проводимых им операций.
При потребности отдела в привлечении
сверхплановых кредитов для выполнения
своих обязательств, банк может предоставить
ему краткосрочный кредит. Отдел также
может привлекать средства в срочные депозиты.
Информация о работе Факторинг операции коммерческих банков в России