Финансовая политика в советский период 1917-1985гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:43, реферат

Описание

Важнейшим показателем благосостояния государства и всего населения страны является устойчивость финансов и денежного обращения. Финансы Российского государства имеют длительную историю. Можно выделить несколько этапов становления и развития финансов: история финансов дореволюционной России, развитие финансов в советский период и положение финансов на современном этапе в рыночной экономике. На каждом из этих этапов финансы страны претерпевали существенные изменения.

Содержание

Введение 3
1. Финансы России в годы Гражданской войны 3
2. Преобразование банковской системы после 1917г. и ее развитие в советский период 6
3. Таможенная система в светский период 8
4. Советский период российского налогообложения 9
5. Финансы государственных предприятий и организаций, исторический аспект их развития 15
6. Бюджетная система, распределение доходов и расходов между ее звеньями, бюджетные права в советский период 17
Заключение 21
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

 К концу  1922 г. ее построение принципиально  было закончено. Из действовавших на тот момент двадцати налогов (кроме продналога) пять были прямыми и четырнадцать - косвенными. В последующие годы было введено не так много новых налогов, поскольку основные усилия законодателей были направлены на усовершенствование уже существующих. В 1928 г. налоговая система состояла в основном из семи прямых и семнадцати косвенных налогов. Таким образом, 1922 г. можно назвать годом фактического формирования налоговой системы России.

 Следует отметить, что некоторые из введенных  в период с 1921 г. по 1927 г. налогов не имели существенного фискального значения и носили ярко выраженную политическую окраску.

 Начиная с  1930-х гг. роль и значение налогов  в СССР резко уменьшаются, налоги  выполняют не свойственные им  функции. Налоги используются  как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями.

 В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная  налоговая реформа (постановление  ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.), в результате которой была  полностью упразднена система  акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.

 Плательщиками  налога с оборота были государственные  производственные объединения, предприятия,  организации, предприятия общественных  и кооперативных (кроме колхозов) организаций (фабрики, заводы, фирмы,  оптово-сбытовые организации, специализированные  оптовые организaции министерства торговли союзных республик, предприятия и оргaнизации потребительской кооперации и др.), действовавшие на основе хозрасчета, имевшие самостоятельный баланс и расчетный счет в Госбанке СССР.

 Налогом с  оборота в СССР облагалась  выручка от реализации по розничным или оптовым ценам промышленности (с налогом с оборота) товаров собственного производства или собственной закупки всем покупателям, а также при отпуске по указанным ценам отдельных товаров (растительное масло, дрожжи, ферментированный табак, ткани, вата и др.) внутри объединения, предприятия. Не включалась в облагаемый оборот выручка: от реализации товаров, по которым не установлено обложение налогом с оборота (мясомолочные товары, овощи, картофель, фрукты и др.); при отпуске товаров в установленном порядке по оптовым ценам предприятий (без налога с оборота) для экспорта внешнеторговым организациям и т.д.

 В 1931 г.  установлен налог с оборота  кинотеатров, который в 1935 г.  объединен с налогом со зрелищ. Налог с оборота кинотеатров взимался с валовой выручки от продажи билетов кинотеатров по ставке 30%.

 К налогам,  дополнительно введенным налоговой  реформой, относился налог с совхозов. Введение налога обосновывалось  необходимостью связать местные  органы власти (райисполкомы) с расположенными на их территории совхозами и создать заинтересованность райисполкомов в финансовых результатах деятельности совхозов. Налог с совхозов исчислялся по валовому доходу (т.е. обороту) от продажи сельскохозяйственной продукции на сторону, сдачи ее своему объединению, тресту, а также в свои торговые и промышленные предприятия, от отпуска этой продукции своим рабочим и служащим. Была установлена единая ставка налога в размере 1% валового дохода. Налог с совхозов, взимавшийся в совокупности с налогом с оборота, нарушал принцип однократности обложения товара: продукция, переданная в торговые предприятия совхоза (или в объединение) и уже обложенная налогом с совхозов по этой передаче, вторично облагалась налогом с оборота при реализации ее торговым предприятием (объединением).

 С началом  Великой Отечественной войны  был введен военный налог (отменен  в 1946 г.). Кроме того, 21 ноября 1941 г.  Указом Президиума Верховного  Совета СССР с целью мобилизации  дополнительных средств для оказания  помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.

 Основным  налоговым платежом послевоенного  периода выступал налог с оборота,  своего рода акциз на товары  народного потребления - хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное  и т.д.

 В третьей Программе КПСС, принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 г., предполагалась полная отмена налоговых платежей с населения. В середине 1960-х гг. в СССР планировалось осуществление коренной хозяйственной реформы, направленной на повышение эффективности и прибыльности налоговой системы. В сфере налогообложения к важнейшим мероприятиям по реформированию хозяйственного механизма следует отнести: изменение порядка распределения прибыли государственных предприятий, введение платы за фонды, фиксированных (рентных) платежей, реформирование системы подоходного обложения колхозов. Фактически неизменной оставалась система взимания налога с оборота.

 В 1960-е  гг. в СССР был введен еще  ряд налогов.

 Постановлением  ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября  1965 г. в целях повышения заинтересованности предприятия в лучшем использовании производственных основных фондов и оборотных средств был введен налог "Плата за фонды". Он представлял собой форму распределения прибыли, которая являлась одним из первоочередных платежей из прибыли в госбюджет СССР.

 Подоходный  налог с колхозников был установлен  в соответствии с Указом Президиума  ВС СССР от 10 апреля 1965 г. Подоходный  налог с колхозников зачислялся  в доходы государственных бюджетов  союзных республик и служил  регулирующим доходом главным образом районных и сельских бюджетов. Плательщиками выступали колхозники, имевшие доходы от сельского хозяйства;

 Фиксированные  (рентные) платежи были установлены  с 1967 г. Эти платежи представляли  собой форму изъятия в доход  государства части прибыли объединений, предприятий, получение которой было обусловлено факторами, не зависящими от деятельности предприятия.

 К началу  реформ середины 1980-х гг. более  чем 90% государственного бюджета  Советского Союза, как и его  отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений в бюджет.

 Эпоха перестройки  и постепенный переход на новые  условия хозяйствования с середины 80-х гг. объективно вызвали возрождение отечественного налогообложения. В 1986 г. полностью разрешается индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 28 июня 1987 г. N 7284-XI "О государственном предприятии" (в настоящее время не действует) устанавливается плата за патент на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина. Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

 С принятием  Закона СССР "О государственном  предприятии" начинается реформа  системы обязательных платежей  государственных предприятий в  бюджет. Устанавливается налог с  владельцев транспортных средств. 14 июня 1990 г. введен Закон СССР N 1560-I "О налогах с предприятий, объединений и организаций" (с изм. и доп. от 10 июля 1991 г.) (в настоящее время прекратил действие), который установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт.

 Вносятся  изменения в законодательство, устанавливающее  порядок налогообложения граждан.  В соответствии с Законом СССР  от 23 апреля 1990 г. "О подоходном  налоге с граждан СССР, иностранных  граждан и лиц без гражданства" (утратил силу) устанавливаются самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности.

 Уже в конце  1980-х гг. предпринимается серьезная  попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов. 14 июля 1990 г. был принят Закон СССР N 1560-I "О налогах с предприятий, объединений и организаций" (прекратил действие) - первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многие налоговые правоотношения в стране.

 Августовские  события 1991 г. ускорили процесс  формирования политически самостоятельного  государства с самостоятельной  системой налогообложения. Именно  в этот период была осуществлена  широкомасштабная комплексная налоговая  реформа, были подготовлены и  приняты основополагающие налоговые законы: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в настоящее время утратил силу), Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в ред. от 8 декабря 2003 г.), Закон РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-I "О налоге на добавленную стоимость" (в настоящее время утратил силу), Закон РФ от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц" (прекратил действие). И хотя почти все перечисленные законы прекратили свое действие, все они послужили прочным фундаментом нынешней налоговой системы России. 

5. Финансы государственных предприятий и организаций, исторический аспект их развития. 

В советский  период формально существовали три  формы собственности: государственная, колхозно-кооперативная и общественных организаций. Фактически же господствовала одна форма собственности — государственная. Тем не менее рассмотрим их в отдельности с позиций организации финансов.

Содержание финансов государственных предприятий и организаций.

Финансы госпредприятий представляли собой совокупность экономических  отношений, связанных с плановым образованием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений предприятий. При этом многие авторы считали, что  по своему содержанию эта совокупность представляла денежные отношения между:

государством  и госпредприятиями по поводу взносов  в бюджет платежей из прибыли, налога с оборота и др., а также по поводу финансирования из бюджета на централизованные капитальные вложения, прирост оборотных средств и на другие цели;

госпредприятиями  и рабочими, служащими по поводу выплаты премий, пособий и т.п. При этом в ряде учебников финансовыми  отношениями между предприятиями  и рабочими, служащими считались  денежные отношения при начислении и выплате заработной платы, так как в советский период рабочая сила не имела стоимости и не считалась товаром, а отсюда — зарплата рабочим и служащим фактически приравнивалась, чуть ли не к подарку, премии, т.е. к движению стоимости, а не к смене ее форм;

предприятиями и организациями по поводу применения санкций и поощрений при выполнении договорных обязательств друг перед  другом. При этом в ряде учебников  ошибочно утверждалось, что денежные отношения между предприятиями  при покупке сырья, материалов, топлива, реализации готовой продукции, оказании транспортных услуг и т.п. являются финансовыми. В результате получалось, что все де нежные отношения, функционирующие в хозяйстве, — финансовые;

предприятиями и их вышестоящими организациями  при перераспределении средств на финансирование капитальных вложений, капитального ремонта, на пополнение оборотных средств, покрытие плановых убытков, а также при перечислении вышестоящей организации средств на ее содержание, проведение научно-исследовательских работ, образование фонда освоения новой техники, создание резерва финансовой помощи и др.;

предприятиями и банками по поводу кредитования предприятий и взносов предприятиями  собственных средств в банки  на финансирование капитальных вложений и капитального ремонта, а также при получении средств из банков на указанные цели. Кроме того, большую группу на предприятиях составляли внутрихозяйственные финансовые отношения.

Признавая указанные  финансовые отношения объективно существующими, но планомерно организуемыми государством, многие авторы учебников по финансам совершенно неправильно трактовали содержание функций финансов предприятий. Распределительную функцию они сводили к функциональным действиям экономических служб предприятий, т.е. к функции управленческого аппарата, а не функции объективной экономической категории.

Контрольную функцию  финансов предприятий авторы учебников  по финансам сводили к контрольной  функции аппарата управления на предприятии. Тем самым ставился знак равенства  между контрольной функцией экономической категории и контрольной функцией аппарата управления на предприятии, т.е. финансовым контролем. Более того, авторы не делали различия между контрольной функцией финансов, финансовым контролем и контролем рублем, употребляя термин "контроль рублем" как другое название финансового контроля и контрольной функции. Подробнее об этом было сказано в теме, посвященной финансовому контролю.

  Одновременно  с признанием сущности финансов  предприятий как совокупности  экономических отношений, связанных  с образованием, распределением и использованием денежных доходов предприятий, авторы учебной литературы по финансам предприятий (да и по теории финансов) к финансам предприятий относили все денежные отношения, т.е. денежные отношения, связанные с выплатой заработной платы, авансов, с оплатой приобретенного сырья, материалов, топлива, с реализацией продукции, с формированием основных и оборотных фондов. Это могло свидетельствовать только об одном: суммы выручки от реализации продукции, услуг, суммы амортизационных отчислений авторы считали доходом. Это являлось по существу основой того, что вся учебная литература по финансам предприятий и отраслей народного хозяйства строилась по принципу литературы по экономике предприятий.

Информация о работе Финансовая политика в советский период 1917-1985гг