Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 15:12, курсовая работа
Актуальность темы работы в том, что финансово-кредитная система. является неотъемлемой частью рыночных отношений и важным элементом процесса реализации государственной политики. Поэтому так важно хорошо знать природу финансово-кредитной системы, разбираться в особенностях её функционирования, широко использовать результаты управления ею в интересах эффективного развития общественного производства.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы и роль финансов в экономике 5
1.1.Сущность финансов 5
1.2.Финансы как система экономических отношений 10
Глава II. Финансово-кредитная система России: проблемы и пути реализации кредитно-денежной политики на современном этапе 16
2.1.Финансовая система России, характеристика её звеньев 16
2.2. Кредитно-банковская система России 26
2.3. Проблемы и основные направления реализации денежно-кредитной политики РФ на современном этапе 33
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложение 1 Основные показатели денежного обращения и предоставление кредита 42
В
целом государственные и
В финансовой системе страны централизованные финансы представлены:
бюджетной системой;
государственным кредитом;
муниципальным кредитом.
Бюджетная система в Российской Федерации представляет собой совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях.
Бюджеты
являются финансовой основой государственных
и муниципальных органов
Бюджетная система Российской Федерации включает три уровня:
1)федеральный
бюджет и бюджеты
2)бюджеты
субъектов РФ и бюджеты
3) местные бюджеты (бюджеты органов местного самоуправления).
Федеральный
бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов разрабатываются
и принимаются в форме
В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды, которые представляют собой фонды денежных средств, образуемые за счёт целевых источников и используемые по отдельной смете.
Средства этих фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие их назначению. Решения и создании внебюджетных фондов принимаются: Федеральным собранием России – на федеральном уровне; законодательными органами власти субъектов РФ – на региональном уровне; органами местного самоуправления – на муниципальном уровне.
Государственный и муниципальный кредит – это денежные отношения между государством, муниципалитетами и юридическими, физическими лицами по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии.
Роль
государственного и муниципального
кредита проявляется в
Рис.
2.1.2. Классификация государственного и
муниципального долга10
Преимущественно
государственные и
В зависимости от заёмщика публичный долг подразделяется на:
осударственный долг Российской Федерации;
государственный долг субъекта Российской Федерации;
муниципальный долг.
Государственный
долг Российской Федерации – долговые
обязательства перед
Государственный
долг субъекта Российской Федерации, как
совокупность его долговых обязательств,
полностью и без условий
Муниципальный долг, как совокупность долговых обязательств муниципального образования, полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну.
В зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют:
внутренний долг;
внешний долг.
Внутренний государственный долг – обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки (оплачиваться они должны в российской валюте).
Внешний государственный долг – обязательства, возникающие в иностранной валюте.
В зависимости от объёма обязательств выделяют:
капитальный государственный долг;
текущий государственный долг.
Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам.
Текущий государственный долг - расходы на выплату доходов кредиторов по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Обслуживание государственного долга предполагает: осуществление операций по размещению долговых обязательств; выплату доходов по ним; погашение долга полностью или частично согласно плану.
Способы регулирования долга:
рефинансирование – погашение старой государственной задолженности путём выпуска новых займов;
конверсия – изменение доходности займов (понижение – в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышение доходности для кредиторов);
консолидация – изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения;
нификация займов – объединение нескольких займов в один путём обмена облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов (отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращаются выплаты доходов;
аннулирование государственного долга – полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам;
реструктуризация долга – погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объёмах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения.
Верхний предел государственного долга РФ. На федеральном уровне федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год устанавливаются: верхний предел государственного внутреннего долга; верхний предел государственного внешнего долга (табл. 3), а также предел государственных внешних заимствований; предел предоставления гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований.
Фактически
государственный долг может быть
больше или меньше этих предельных
размеров.Любое государство в
выборе форм долговых обязательств стремится
к тому, чтобы основным кредитором
было население своей страны и
чтобы как можно меньше зависеть от
иностранных кредиторов, поскольку это
ослабляет не только экономическую самостоятельность
страны, но и её суверенитет.
Таблица 2.1.1.Верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга РФ11
Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов страны. Децентрализованные финансы включают два крупных звена – финансы организаций и финансы домохозяйств.
Финансы организаций. Среди финансов организаций ключевое место занимают:
1.Финансы
коммерческих организаций. В
2.Финансы
некоммерческих организаций
3.Финансы финансовых посредников имеют особое значение в системе децентрализованных финансов, поскольку в них сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели. Под финансовыми посредниками понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах.
К финансовым посредникам относятся:
1) коммерческие банки;
2) сберегательные институты;
3) кредитные союзы;
4) компании, занимающиеся страхованием;
5)
пенсионные фонды и другие
организации, приобретающие и
продающие различные «
Финансы домохозяйств - это денежные отношения по поводу распределения стоимости общественного продукта и формирования доходов и расходов населения.
Денежные доходы домохозяйств складываются из следующих источников:
оплата труда членов семьи, работающих в качестве наёмных работников, премии, постоянные надбавки к зарплате, средства на командировочные расходы, выплаты на социальные расходы, осуществляемые работодателем;
доходы
от предпринимательской
государственные пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты.
Денежные
расходы домохозяйства
1)
потребительские расходы (
2) налоги, другие обязательные платежи и добровольные взносы;
3)
денежные накопления и
Величина расходов семьи на покупку товаров и оплату работ, услуг зависят от уровня розничных цен, потребности семьи в конкретных благах, объёма её денежных доходов, а также от суммы налогов и других обязательных платежей домашнего хозяйства.
Расходы домохозяйств выполняют важную роль по воспроизводству рабочей силы. Обычно в достаточно обеспеченных домохозяйствах денежные доходы, как правило, превышают их расходы, тем самым образуя сбережения. Но денежные сбережения семей, хранящиеся в домохозяйствах, не приносят дохода, а в условиях инфляции теряют свою покупательную способность, и для сохранения покупательной способности денежных сбережений, обеспечения приращения их стоимости необходимо эти средства инвестировать, например, в недвижимость, ценные бумаги или положить на депозит в банке и т.п.