Функции и операции национального банка Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 00:16, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение роли Национального банка Республики Беларусь в банковской системы страны, через рассмотрение его основных функций и операций.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность Национального банка как элемента банковской системы;
изучить организационную структуру Национального Банка;
рассмотреть основные операции и функции Национального банка Республики Беларусь.

Содержание

Введение
1 Организационная структура Национального банка Республики Беларусь
2 Функции Национального банка Республики Беларусь
3 Операции Национального банка Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Задолженность населения стр 10

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 2.53 Мб (Скачать документ)
  • 4 276 400 млн. бел. рублей предоставлено на срок до 5 лет;
  • 3 790 872,6 млн. бел. рублей предоставлено на срок до 1 года.

По указанным кредитам установлены как плавающие (от 0,1 процента ставки рефинансирования до ставки по кредиту овернайт), так и фиксированные (от 0,1 до 4 процентов годовых) процентные ставки. Все кредиты, срок погашения по которым свыше 1 года, предоставлены под ставку рефинансирования [26].

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от [5, с. 80]:

  • формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
  • методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, выдаваемые на основе проведенных аукционов);
  • сроков предоставления (среднесрочные — на 3—4 месяца и краткосрочные — на 1 день или несколько дней);
  • целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

В своей деятельности Национальный банк не преследует цели получения прибыли, а также не конкурирует на финансовых рынках с коммерческими банками. Национальный банк должен обеспечить бесперебойное снабжение экономики платежными средствами или обеспечить необходимый уровень ликвидности и наладить систему расчетов. Значимость этого существенно возрастает в периоды нестабильности финансового рынка, когда высока вероятность массового оттока депозитов и возникновения системного банковского кризиса. Учитывая тот факт, что Национальный банк обладает абсолютной ликвидностью на рынке национальной валюты, данное свойство и определяет его роль «кредитора последней инстанции» [27].

Возвращаясь к основным функциям Национального банка Республики Беларусь, необходимо отметить контрольные, которые включают [15, с 354]:

  • контроль за деятельностью кредитно-банковской системы (пруденциальный надзор);
  • осуществление валютного контроля.

Контроль над работой банков проводится для того, чтобы обеспечить устойчивость некоторых из них, и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением каждым банком его функций в соответствии с действующим законодательством и инструкциями. Банковский надзор преследует две цели:

  • защиту вкладчика от возможных потерь;
  • поддержание стабильности на финансовом рынке посредством предотвращения системных рисков.

При реализации Национальным банком функции надзора и контроля над деятельностью коммерческих банков в его задачу входят [22, c. 36]:

  • выдача лицензий на банковскую деятельность;
  • проверка отчетности, предоставляемой банками;
  • ревизии на местах;
  • контроль соблюдения норм банковских операций.

Выдача лицензий на банковскую деятельность. Национальный банк выдает банковскую лицензию юридическим лицам на осуществление банковских операций. Лицензирование является средством, с помощью которого НБ определяет возможности создаваемых кредитных институтов, позволяющие им осуществлять банковскую деятельность. К настоящему времени проведена работа по упрощению процедур государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензированию банковской деятельности. В частности, упрощена процедура выдачи согласия и разрешения Национального банка на приобретение акций в уставном фонде банка; снижен размер нормативного капитала, требуемого для получения права на осуществление банковских операций по открытию и ведению счетов в драгоценных металлах; сокращен состав сведений, представляемых в Национальный банк при открытии структурных подразделений банка.

Важный этап надзорной деятельности - дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности которую представляют банки. Постоянный контроль отчетности позволяет органам надзора заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

Важнейшими показателями финансового состояния банка, зависящими от внутрибанковской системы управления, являются [23, c. 97]:

  • достаточность капитала (отношение собственных средств к лик видным активам);
  • качество его активов с точки зрения риска ликвидности;
  • доходность, или прибыльность (уровень прибыли на одну акцию или на одного занятого);
  • ликвидность (способность банка своевременно оплачивать свои обязательства) — соотношение ликвидных и прочих активов.

Следует отметить, что в 2009 году проводилась целенаправленная работа по усилению документарного надзора в части углубления анализа показателей деятельности, соблюдения нормативов безопасного функционирования, выявления негативных тенденций и кризисных явлений на ранних стадиях, применения всего спектра мер надзорного реагирования. По результатам анализа отчетности и иной поступившей информации в целях пресечения негативных тенденций Национальным банком направлялись предписания банкам об устранении выявленных нарушений. Применялись такие формы работы с банками, как совещания с исполнительными органами банков, допустивших нарушения, проводимые в Национальном банке и на местах, а также направление писем высшим органам управления банков [28].

Ревизии на местах позволяют Национальному банку осуществлять независимую проверку отдельных операций банка и его финансового положения в целом. Основное внимание уделяется, прежде всего, анализу банковских активов, в первую очередь кредитов и ценных бумаг, что объясняется необходимостью определить устойчивость и ликвидность банка. Активы, не отвечающие принятым стандартам, рассматриваются отдельно.

Основные цели проведения ревизии:

  • обеспечение объективной оценки финансового положения банка;
  • анализ качества управления банка и оценка работы его директора;
  • определение комплекса мер, необходимых для исправления или улучшения финансового положения банка и совершенствования его операций;
  • обеспечение соответствия деятельности банка существующим законам и нормативным инструкциям.

В 2009 году Национальным банком проводились комплексные и тематические проверки банков, преимущественно на плановой основе. Всего осуществлено 14 комплексных и тематических проверок банков, а также проверено восемь представительств банков – нерезидентов [26].

Надзор за соблюдением норм банковских операций осуществляется по следующим позициям:

  • соотношение капитала с активами;
  • установление лимитов кредитования одного заемщика;
  • соблюдение нормативных коэффициентов ликвидности;
  • изменение доходности в результате колебаний процентных ставок;
  • выполнение правил регулирования банковских слияний.

Функция валютного регулирования также является функцией Национального банка. Валютное регулирование и валютной контроль — совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке и направленных на уравновешивание платежных балансов, поддержание курса национальной валюты и достижение прочих целей во внешнеэкономической сфере [17, c. 341].

Одна из форм валютного регулирования — валютные ограничения, которые используются в случаях недостаточности или неэффективности практики валютных интервенций. Еще одной составной частью валютной политики являются формирование официальных валютных резервов и управление ими.

Валютные резервы Национального банка — это официальные запасы иностранной валюты, находящиеся на его счетах, а также в банках за рубежом, либо вложенные в иностранные ценные бумаги. Они используются для проведения международных расчетов и служат обеспечением стабильности национальной валюты. Официальные валютные резервы состоят из золота, иностранных валют, специальных прав заимствований, нетто-позиций в МВФ [27].

Дополнительные функции, способствуя реализации основных целей Национального банка, также являются важнейшей составляющей его деятельности. К ним относят функции проведения аналитических и статистических исследований, изготовление банкнот, поддержание корреспондентских отношений с международными финансово-кредитными организациями, а также другие функции, необходимые для успешного достижения целей деятельности Национального банка.

Следует отметить, что в 2009 году деятельность Национального банка в области международного сотрудничества была направлена на разработку и реализацию мероприятий по минимизации негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса. Наиболее активно осуществлялось сотрудничество в рамках Союзного государства, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств, на двустороннем уровне с Украиной, а также с международными организациями.

Таким образом, деятельность Национального банка в 2011 году была направлена на достижение основных целей и выполнение возложенных на него в соответствии с законодательством функций центрального банка страны.

Наряду с обеспечением необходимой стабильности белорусского рубля поддержана ценовая конкурентоспособность белорусского экспорта, что в определенной мере компенсировало влияние падения внешнего спроса на отечественную продукцию.

За счет взвешенной процентной политики сохранено доверие вкладчиков к банкам, что выразилось в росте сбережений населения в форме банковских депозитов.

Вклады населения стали одним из основных источников увеличения ресурсов банков и использования их для кредитования экономики.

Оказанная банками кредитная поддержка явилась важным финансовым ресурсом для поддержания производственной деятельности белорусских организаций, обеспечила их инвестиционную активность как потенциальную основу для экономического роста.

Приоритетами в развитии банковского сектора являлись повышение устойчивости его функционирования, расширение состава и улучшение качества банковских услуг.

Обеспечивалось эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы. Дальнейшее развитие получила национальная система безналичных расчетов.

Таким образом, Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь в целом обеспечил выполнение предусмотренных Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год прогнозных значений показателей в национальной валюте, непосредственно характеризующих устойчивость банковского сектора. [Постновление]

 

 

 

 

 

3. Операции Национального банка Республики Беларусь

 

Национальный банк для достижения поставленных перед ним целей и исходя из своих функций имеет право осуществлять операции с белорусскими и иностранными банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и Правительство Республики Беларусь [1].

Перечень операций Национального банка Республики Беларусь определен в гл. 6 Банковского кодекса Республики Беларусь и Уставе Национального банка. К ним от носятся [4]:

  • кредитные операции:
  • кредитование Правительства в случаях, предусмотренных законом о бюджете на очередной год и Президентом РБ;
  • кредиты банкам в порядке рефинансирования;
  • кредиты своим работникам.
  • расчетное и кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, Министерства финансов, казначейства Министерства финансов, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Комитета государственного контроля, Комитета по материальным резервам при Совете Министров Республики Беларусь, Государственного комитета пограничных войск, Государственного центра безопасности информации при Президенте Республики Беларусь, управляющих в процессе конкурсного производства по делам о банкротстве банков;
  • переучет векселей;
  • операции на рынке ценных бумаг;

инкассация и перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей;

  • управление золотовалютными резервами, операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории республики и за ее пределами;
  • привлечение денежных средств банков и КФО в депозиты;
  • покупка, продажа и мена в Беларуси и за ее пределами драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и в иных видах и состояниях, а также драгоценных камней;
  • выдача по решению Президента РБ банковских гарантий и поручительств по инвестиционным проектам;
  • межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями;
  • прием ценностей на хранение;
  • денежные переводы и иные расчетные операции;
  • покупка-продажа иностранной валюты, платежных инструкций в иностранной валюте и другие валютные операции;
  • банковские услуги правительствам иностранных государств, их центральным банкам и финансовым органам, а также международным организациям;
  • посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь по распространению государственных ценных бумаг;
  • учет средств государственного и общественных фондов, определенных законодательством Республики Беларусь;
  • операции по обслуживанию государственного долга республики;
  • открытие и обслуживание карт-счетов своих работников.

Информация о работе Функции и операции национального банка Республики Беларусь