Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 10:10, реферат
Процесс инфляции такого же древнего происхождения , как и номинальные денежные знаки , с которыми инфляция неразрывно связана. В докапиталистических формациях инфляция проявлялась главным образом в форме обесценения монет .Рабовладельческие и феодальные государства уменьшали металлическое содержание монет ( вместо золота и серебра вводили в них , например , медь ) и выпускали в обращение заки стоимости , а точнее – фальшивые деньги . В этих условиях имела место так называемая монетно- денежная инфляция .
Введение
3
( Инфляция в мировой экономике
1. сущность , причины и виды инфляции
4
2. социально-экономические последствия инфляции 10
3. антиинфляционная политика и политика регулирования 11 доходов
(( Специфика инфляции в Республике Казахстане
1.Особенности развития инфляции в Республике Казахстан 15
2.Социально-экономические последствия инфляции в РК 17
3.Пути преодоления инфляции
18
Заключение
24
Список используемой литературы 26
Политические
и психологические факторы инфляции
связываются с поведением населения ,хозяйствующих
субъектов относительно обстановки , складывающейся
в государстве . Политическая нестабильность
, недоверие населения к правительству
, политические кризисы , неуверенность
в будущем нарушают естественное функционирование
денежного обращения , приводит к
«бегству» от денег , что усиливает спрос
на необесценивающиеся активы ,, иностранную
валюту , золото . Психологическое состояние
«ожидаемой» инфляции вызывает ажиотажный
спрос , закупку товаров впрок , что порождает
дефицит и соответствующее повышение
цен.
3. Пути преодоления инфляции .
Анализ причин
и особенностей инфляции в Казахстане
позволяет выработать соответствующую
дефляционную политику, а также механизм
реализации , т.е. методы , способы , приемы
противодействия инфляции , комплексно
и целенаправленно действовать на очаги
ее возникновения .
Необходимо отметить следующие условия
преодоления инфляции :
1) чем выше уровень инфляции, тем труднее
с ней бороться ;
2) все пути снижения инфляции являются
антисоциальными, т.е. болезненны для подавляющего
большинства населения ;
Комплекс мероприятий по преодолению
инфляции включает воздействие на разные
стороны производственно-экономической,
социальной, правовой, институциональной
сфер функционирования общества , хотя
решающей из них является базовая , производственно-экономическая
.
Рассмотрим методы преодоления инфляции
.
Преодоление инфляции спроса достигается
относительно рядовыми макроэкономическими
методами использования денежной и фискальной
политики.
Антиинфляционная политика включает различные
методы ограничения денежного предложения
:
1)уменьшение объема денежной массы в обращении
через сокращение налично- денежной эмиссии
Национальным банком;
2)увеличение учетных ставок за централизованные
кредиты в целях удорожания кредитных
ресурсов и снижение их доступности
3)увеличение резервных требований центрального
банка к коммерческим банкам для ограничения
кредитной экспансии коммерческих банков;
4)прямое сокращение кредитов центрального
банка в тех же целях.
Теоретически можно преодолеть инфляцию
путем прекращения кредитной эмиссии
, но в наших условиях только ценой остановки
производства ; сокращение эмиссии , приводящее
к спаду производства при достижении критических
величин в жизненно важных отраслях хозяйства
или под давлением определенных социальных
групп вынуждает правительство возобновить
эмиссию , после чего происходит очередное
повышение цен .Этот процесс последовательно
повторяется :отсутствие рыночной конкуренции
на микроуровне и неразвитость рыночной
среды приводит к возникновению инфляционных
волн . При сохранении подобной экономической
политики в расчете только на включение
автоматических рыночных механизмов ситуация
воспроизводится бесконечно долго и приводит
к разрушению экономического потенциала
страны .
Антиинфляционная фискальная политика
проводится путем увеличения налогов
, сокращения государственных расходов
и, на основе этого, снижение дефицитов
государственного бюджета .
Налоговая антиинфляционная политика
заключается в сокращении налогового
бремени, особенно косвенного налогообложения
.Косвенные налоги имеют инфляционный
характер , поскольку увеличивают цены
,сокращают спрос. Другим вариантом действия
высоких налогов является их давление
на производство , что ограничивает предложение
.И третье ,значительное налоговое бремя
,как правило ,связывается с действием
множества налогов ,усложняющих налоговую
систему , что приводит к уклонению от
налогов. Поэтому при инфляции , предпочтительнее
простая и надежная налоговая система
.Сокращение государственных расходов
предполагает распространение этого процесса
как на бюджетную , так и на сферу материального
производства в отношении государственных
предприятий и организаций .В последнем
случае антиинфляционные меры касаются
второй составляющей инфляции – инфляции
издержек , или производителей .
Для преодоление
инфляции, связанной с издержками
производства, требуется преодоление
спада производства . Это требует
усиления мотивационных стимулов производительного
труда, заинтересованности в его
эффективных результатах, восстановление
производственной трудовой деятельности
в качестве приоритетной. Это достигается
на основе развития частного производственного
сектора, где связь между трудовымми усилиями
и результатом непосредственная. Государство
поошряет этот сектор путем обеспечения
благоприятного правового и экономического
режима его функционирования. В государственном
же секторе стимулирование эффективности
труда обеспечивается на основе совершенствования
тарифной системы оплаты труда и разнообразных
систем поошрения за достижение необходимых
показателей и критериев эффективности
производства.
Необходимый элемент в системе мер по
преодолению инфляции - создание механизма
рыночной конкуренции и механизма экономической
ответственности предприятий, организаций
всех форм собственности и всех организационно-
правовых видов. Антиинфляционное действие
названных механизмов сводится к схеме:
«снижение издержек – снижение цен - сохранение
массы прибыли за счет роста производства
- увеличение предложения – удовлетворение
спроса».
Создание механизма конкуренции связано
с проведением антимонопольных мероприятий,
развития разных форм собственности, законодательным
обеспечением их равенства в хозяйственно-финансовой
деятельности.
Механизм банкротства требует последовательнык
организационных, экономических и финансовых
мер по преобразованию убыточных производств,
вклчючающик в себя восполнение объема
и номенклатуры выпускаемой продукции,
трудоустройство или переобучение работников,
реконструкцию предприятий, финансирование
мероприяитий.
Наиболее радикальным средством воздействия
на инфляцию является установление контроля
цен и заработной платы в рамках государственного
регулирования экономики.
Выбор масштабов регулирования цен и заработной
платы определяется в программах краткосрочной
политики и варьируется в широких пределах
в зависимости от уровня инфляции, темпов
производства, потребностей социальной
защиты населения.
Принципиально важным является одновременное
ограничение обоих факторов – заработной
платы и цен. Раздельное ограничение не
может привести к успеху по следующим
соображениям.
Регулирование только цен при снятии ограничений
на оплату труда, равно как и отставание
в темпах роста, приводит к появлению разнообразных
дефицитов и, как показывает опыт, к подавленной
инфляции.
Регулирование (или преимущественное
регулирование) только заработной платы
с целью сокращения спроса, а также влияния
на уменьшение инфляции производителей
(продавцов) не может радикально улучшить
ситуацию.
Во-первых, предполагаемое накопление
средств предприятий, организаций за счет
ценового фактора не может быть реализовано
в воспроизводственном процессе при подавлении
основного его фактора - трудового, при
капитализации упомянутых средств из-за
ослабления (даже отсутствия) стимулирующик
мотивов трудовой активности участников
процесса.
Во-вторык, получают развитие нелегальные
способы получения доходов, в обиход официально
регистрируемых для возможной реализации
номинального ценового объема появившегося
на рынке продукта; при попыткак проведения
ограничений в национальной денежной
наличности для обмена начнет привлекаться
иностранная валюта, усилятся бартерные
операции; ужесточение контроля источников
незаконных доходов приведет к дополнительным
затратам государства на содержание соответствующих
органов.
В-третьих, затруднения с реализацией
произведенного продукта в назначенных
рыночных ценах внутри страны повлекут
за собой дополнительный вывоз его за
пределы республики, что в условиях внутреннего
недопотребления нежелательно; ввиду
посредственного качества отечественных
товаров и насыщенности внешних рынков
реализация этих товаров возможна по ценам
ниже мировых, что приведет к потерям для
национальной экономики.
Перечисленные сценарии развития событий
в том или ином сочетании способны усугубить
ситуацию с кризисом, привести экономику
республики к дальнейшей дестабилизации.
Представляется более целесообразным
совместное последовательное регулирование
цен и заработной платы. При этом ценовое
регулирование может осуществляться в
виде ограничения рентабельности. В первую
очередь это относится к базовым, исходным
видам продукции: нефть, уголь, газ, электро-
и теплоэнергия, зерно, хлопок, другая
первичная сельхозпродукция. Именно их
стоимость закладывается в основание
всей пирамиды цен продукции последующих
технологических переделов.
Продукция предприятий-монополистов должна
жестко ограничиваться по уровню цен,
и любое их повышение является предметом
тщательного анализа со стороны государственных
органов ценообразования.
Регулирование
заработной платы осуществляется от
исходного
(достигнутого) уровня в жесткой зависимости
от реального увеличения производительности
труда, поскольку приросты ставок номинальной
заработной платы, равные темпам роста
производительности труда, являются по
своему характеру неинфляционными.
В целом процесс
регулирования цен и заработной
платы должен осуществляться путем
тшательного обоснования и
В этик условиях инфляция будет иметь управляемый характер и возможно постепенное снижение ее темпов.
Заключение
Процесс инфляции
такого же древнего происхождения , как
и номинальные денежные знаки , с
которыми инфляция неразрывно связана
. Термин инфляция
(от латинского inflatio - вздутие) впервые
стал употребляться в Северной
Америке в период гражданской войны 1861-1865
гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного
обращения.
Сегодня инфляция приняла всеобщий и хронический характер во многих странах мира . Республика Казахстан не исключение .
Инфляция в Казахстане обладает характерными особенностями .Прежде всего , она развивается в обстановке резкого спада производства.
Другой особенностью
инфляции в Казахстане является то
,что она возникла из состояния
«подавленной «инфляции , когда цены
на товары и услуги были искусственно
низки , но имелся их значительный дефицит
. Важной особенностью развития инфляции
в республике является высокая степень
монополизма в экономике , что связано
с наличием крупных предприятий , работавших
на потребности экономики Советского
Союза . Крупные сырьедобывающие , металлургические
,химические , машиностроительные предприятия
не имеют аналогов в республике и не создают
конкурентной среды
, присущей рынку .
Следующей особенностью
является сырьевой характер народного
хозяйства
Казахстана , что обусловливает зависимость
внутреннего рынка по потребительским
товарам от внешних рынков .
Естественно , процесс
инфляции не мог негативно не отразиться
на деформированном состоянии
, неуправляемый характер , чему способствует
ослабление контроля со стороны государственных
органов , игнорирование законодательства
коммерческими структурами и т.д.
Политические
и психологические факторы
«бегству» от денег , что усиливает спрос
на необесценивающиеся активы ,, иностранную
валюту , золото .
Как видим , процес инфляции мешает развитию экономики , поэтому необходимо проводить меры по преодолению инфляции .Наиболее целесообразным является последовательное регулирование цен и заработной платы. Продукция предприятий-монополистов должна жестко ограничиваться по уровню цен, и любое их повышение является предметом тщательного анализа со стороны государственных органов ценообразования.
Регулирование
заработной платы осуществляется от исходного
(достигнутого) уровня в жесткой зависимости
от реального увеличения производительности
труда, поскольку приросты ставок номинальной
заработной платы, равные темпам роста
производительности труда, являются по
своему характеру неинфляционными.
В целом процесс
регулирования цен и заработной
платы должен осуществляться путем
тшательного обоснования и
В этик условиях инфляция будет иметь управляемый характер и возможно постепенное снижение ее темпов.
· Используемая литература
|К.Берентаев
|' Инфляционная волна в Каз-не'
Финансы |
| |Каз-на 9/97 |
|А.Кожанулова |Финансы Каз-на 11/97 ' Инфляция
и учет |
| |основных средств ' |
|Нацагенство РК |Экономика и право Каз-на
11'97 ' Индекс |
| |потребительских цен и инфляция ' |
|Л.М.Музапарова, |Финансы Каз-на 4/97 'Макроэкономические
|
|М.У.Спанов |показатели Каз-на ' |
|В.Д.Мельников |” Государственное финансовое
регулирование |
| |экономики Казахстана ” Алматы 1995 |
|Под ред-й Ильясова|” Финансово-кредитные
проблемы развития |
|К.К. |экономики Казахстана ” , Алматы
1996 |
|Булатов |” Экономика ” |
|С.Фишер Р.Дорнбуш |”Экономика” |
|Р. Шмалензи | |
| | |
| | |