История возникновения денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 13:39, курсовая работа

Описание

Целью работы является составление единого, общего представления

о деньгах, их происхождении, роли в экономике и жизни каждого человека.

При написании курсовой работы была использована научная

экономическая литература различных авторов, сообщения средств массовой информации.

Содержание

Введение


Глава I Возникновение, сущность, функции денег

1.1 Возникновение денег

1.2 Сущность денег



Глава 2. История возникновения денег в кр

2.1 Денежная масса на рынке Кыргызстана

2.2. Предпосылки введения национальной валюты



Заключение

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

ДЕНЬГи.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

    «потрогать», позволило Ф.Хайску высказать очень  важную мысль: деньги  -  это наиболее абстрактный  институт  развитой  цивилизации,  от  которых  зависит  торговля и «через которые опосредствуются ... чувственно  не  воспринимаемые последствия индивидуальных действий». Поэтому деньги, подчеркивает  Ф.Хайек, «которые  мы  ежедневно   пускаем   в   ход,   остаются   вещью   совершенно непостижимой, объектом самых безрассудных фантазий». 

    1.2 Сущность денег 

          Деньги   являются   неотъемлемым   составным   элементом,    товарного

    производства  и  развиваются  вместе  с  ним.  Эволюция  денег,  их  история

    являются  составной частью эволюции и  истории  товарного  производства,  или  рыночной экономики.

          Деньги  существуют  и   действуют   там,   где   хозяйственная   жизнь

    осуществляется  посредством движения товаров.

          Экономическое понятие «товар»   подразумевает  любой  продукт,  участие которого в хозяйственной   жизни  совершается  посредством   купли-продажи.  В условиях господства  натурального хозяйства, когда продукты  производились  в основном  для  собственного  потребления,  они  еще  не  являлись  товарами. Развитие   разделения   труда,   которое    сопровождалось    возникновением регулярного  обмена  продуктами  труда,  привело  к  становлению   товарного хозяйства, при котором продукты стали производиться специально  для  продажи и таким образом становились товарами.

          Для того чтобы какой-либо продукт  стал  товаром,  он  должен  отвечать

    следующим условиям:  он  должен  производиться  не  для  собственного  потребления,  а  для продажи; он  должен  удовлетворять  определенным  потребностям,  т.е.  обладать полезностью;  причем товар должен быть полезным для его покупателя, что находит свое подтверждение в факте купли-продажи; он должен обладать стоимостью. Стоимость товара — это  некие  затраты, связанные  с  ним,  причем  не  индивидуальные  затраты  производителя (себестоимость), а затраты, признанные  обществом,  что  также  должно быть подтверждено посредством купли-продажи.

         Только совокупность всех этих трех  условий делает  продукт товаром.

    Отсутствие  любого из них означает, что данный продукт товаром  не  является. Например, когда какой-либо продукт  производится для личного потребления  или его невозможно купить или  продать — тогда этот продукт товаром не является.

          Общая  тенденция  экономического  прогресса   общества   сопряжена   с

    последовательным  превращением  на  протяжении   определенных   исторических периодов всех продуктов в товары, обращающихся на соответствующих рынках.

          С точки зрения полезности  невозможно  найти  единую  меру,  с  помощью которой  можно было бы сравнить  различные   товары.  Например,  сигареты  для  курильщика  обладают  определенной  ценностью,  тогда  как  для   некурящего человека они абсолютно бесполезны. Или другой пример: два человека могут по- разному оценить полезность  того  или  иного  товара.  Так,  для  фотомодели одежда имеет  первостепенное  значение,  большую  ценность,  чем  калорийные продукты питания, а для спортсмена — наоборот.

          Стоимость  товаров  делает  их  соизмеримыми   и   предопределяет   их

    способность обмениваться друг на друга. С позиции  стоимости  можно  сравнить одежду, продукты питания, сигареты и все  другие товары. На рынке  происходит обмен, совершаются сделки купли-продажи товаров. В обмене участвуют с  одной стороны продавцы  —  владельцы  товаров,  а  с  другой  стороны  покупатели, готовые  приобрести  эти  товары.  Товары  обмениваются  друг  на  друга   в определенных пропорциях. Мерой стоимости одного товара  становится  какое-то количество другого товара. Этот товар постепенно превращается в деньги.

          Тот факт, что покупатель как  представитель общества  купил   какой-либо

    товар,  означает,  что  общество  в  его  лице   одобрило   производственную

    деятельность  личности,  являющейся  товаровладельцем  и  продавцом  данного товара. До момента продажи товары являлись продуктами частной  хозяйственной  деятельности,  целесообразность  которой  оставалась  под  вопросом.  Пройдя сделку  купли-продажи,  товар  становится  составной  частью   общественного богатства.

          Появление товаров и развитие  товарного  обращения  повлекло  за  собой

    появление и развитие денег. Движущей силой  развития  денег  служит  прогресс товарных  отношений.  Каждая  новая  ступень  развития   денег   порождается потребностями  соответствующей  ступени  зрелости  товарных   отношений.   В современных условиях  товаром  являются  не  только  продукты  материального производства и услуги, но и факторы производства, а также  сами  предприятия как хозяйственные ячейки. Новым условиям соответствует развитие  новых  форм денег.

    Глава 2. История возникновения денег в кр

    2.1 Денежная масса на рынке Кыргызстана 

    В денежно-кредитной и финансовой политике сегодня не учитываются возможности ресурсного потенциала экономики. Структура денежной массы, как отмечалось выше, ограничивается двумя или тремя ее агрегатами (M1, M2, М3). Акции коммерческих банков и акционерных компаний, государственные долговые обязательства находятся вне совокупной денежной массы. Политика государственных долговых обязательств (ГКО, ОФЗ) подчинена задачам финансирования бюджетного дефицита и никоим образом не затрагивает проблем структуризации экономики, перелива капитала из финансового в реальный сектор. Необходимо одновременно осуществить меры по экономической оценке материальных активов и корректировке структуры денежных агрегатов. Экономическая оценка материальных активов позволит повысить обеспеченность сома, доверие к нему кыргызских и зарубежных инвесторов, а также теснее увязать объем и структуру денежной массы с материальными активами. Оценку материальных активов нужно организовать на трех уровнях - федеральном, региональном и на уровне компаний, причем с учетом разграничения прав собственности. Пока в Кыргызстане нет надежных методик оценки полезных ископаемых, ориентированных на привлечение инвестиционных ресурсов. Последняя оценка запасов полезных ископаемых производилась в 1981 г. и отвечала условиям бюджетного финансирования. В настоящее время она должна осуществляться с учетом правил мирового фондового рынка. Так, оценка доказанных запасов составляет 42 трлн. долл. Доказанные запасы -это новое понятие для кыргызской экономики. В международной финансовой практике оно означает разведанные сырьевые запасы, которые можно извлечь с прибылью, с учетом текущих цен, правовых и экономических условий;

    8) спрос на деньги зависит от  применения современных финансовых  и банковских технологий, отлаженности  всей системы платежно-расчетного  оборота. Например, Мишель Дотси, как пишут об этом Дж.Д. Сакс и Ф. Ларрен, «смог показать, что спрос на деньги снизился после внедрения электронного способа перевода ценных бумаг от одного владельца к другому»;

    9) спрос на деньги зависит от  интенсивности процессов сбережения денег как на счетах фирм, банков, так на личных счетах граждан, на депозитах, особенно срочных и страховых вкладов.

    Интенсивность образования сбережений измеряется остатками денежных средств на счетах. Рост сбережений расширяет возможности использования денег в безналичном обороте, поскольку прирост денег обеспечен тем, что часть ранее выпущенных денег находится в банковском обороте. Учитывая это свойство денег, Баумоль и Тобин считают, что глобальным фактором формирования спроса на деньги является "спрос на реальные денежные остатки". По их мнению, "для людей важна покупательная способность денег, а не их номинальная ценность". С учетом значения в формировании денежного спроса реальных остатков денежных средств совсем по-иному проявляется действенность ценового фактора. Для номинального роста остатков значение его сохраняется, а для роста реальных остатков этот фактор не имеет значения: "Спрос на реальные денежные остатки не подвержен воздействию изменений в уровне цен, но возрастает с ростом реального дохода и сокращается при росте номинальных процентных ставок" . Эмпирические исследования кыргызской экономики показывают, что ценовой фактор остается одним из важнейших факторов формирования спроса на деньги. Вместе с тем состав денежных агрегатов, логика денежного обращения указывают, что если признать главной задачей денежно-кредитной политики содействие экономическому росту и благосостоянию человека, то создание стимулов для сбережений населения и их трансформации в накоплении должно способствовать расширению объективных границ для роста денежной массы, финансового обеспечения расширенного воспроизводства. Конфликт между ценовой компонентой денежной массы, ее ростом в соответствии с ростом цен и компонентой сбережений, определяющей пределы роста денежной массы, может быть настолько серьезным, что денежная масса становится фактором, блокирующим развитие экономики. В этом случае необходима система синхронных мер по восстановлению сбережений, их индексации, сдерживанию роста цен и обеспечению роста реальных доходов. Подводя итоги изложенному, можно следующим образом определить спрос на деньги: это спрос на денежные средства, необходимые для товарного обращения, внешнеэкономических сделок для осуществления финансовых операций по приобретению государственных ценных бумаг. Решающее влияние на спрос на деньги оказывает динамика физического объема продукции, а также цены. Базовой основой спроса на деньги являются денежные остатки средства на счетах субъектов рынка и склонность субъектов рынка к сбережениям, доверие к национальной денежной единице и к кредитной политике Национального банка. 

    2.2. Предпосылки введение национальной валюты 

    Многие  десятилетия экономика Кыргызстана  была составной частью народнохозяйственной системы бывшего союза. Начиная с середины 80-х годов, система централизованного планирования постепенно демонтировалась, но поскольку ее не заменил действующий альтернативный механизм в экономике СССР возникли серьезные дисбалансы. Провозглашение независимости в 1991 году заложили политическую основу для устранения причин экономических трудностей страны. Правительство приняло пакет мер направленных на реформирование экономики, в том числе, либерализацию цен, приватизацию государственных предприятий, внешнюю торговлю, систему социальной защиты населения. В 1-й половине 1992 года начала проводится ограниченная бюджетная  и налоговая политика, после того, как центральный Банк России сократил предоставления Национальному банку рублевых банкнот. Кроме того, в 1992 году сильно ухудшилась ситуация в виду резкого повышения цен на энергоносители и инфляционные тенденции в других республиках СНГ привели к повышению темпа инфляции в Кыргызстане и вынудили правительство республики к пересмотру заработной платы. Кыргызстан понял, что будучи малым государством рублевой зоны не сможет проводить программу макроэкономической перестройки, поэтому было принято решение о выходе из рублевой зоны. До 10 мая 1993 года макроэкономическая ситуация и монетарная политика следовали более или менее за ситуацией во всей рублевой зоне. Несмотря на то, что при сравнении кыргызских показателей инфляции с российскими можно заметить определенные различия, прежде всего с разными графиками либерализации цен, общая тенденция остается одинаковой. После первого, адаптивного роста цен в январе 1992 года (ликвидация значительной части «денежного навеса»). Уровень инфляции снижался – также, как в России и на Украине. Затем, после этого ЦБРФ потерял контроль за предложением денег в рублевой зоне, с сентября 1992 года инфляция и в Кыргызстане подскочила до уровня свыше 20% в месяц. Еще более высокие показатели роста цен в январе (46,3%) и феврале (39,9%) 1993 года были связаны с очередными этапами либерализации цен. Валютная реформа (обмен рублей на сомы по курсу 200:1) была частью широкого стабилизационного и либерализационного пакета, являющегося основой соглашения с МВФ о предоставлении резервного кредита (stand-by), а затем – о предоставлении кредита STF (System Tranformation Facility). Реформе сопутствовали усилия по повышению дисциплины предложения денег и ограничению бюджетного дефицита.1

    В начале 90-х годов Кыргызстан, как  и все страны бывшего Советского Союза, находились в сложном экономическом  положении. Проведение реформ осложнялось тяжелым наследием централизованной экономики СССР, основанной на принципах административно-командного управления.

    Необходимость введения собственной национальной валюты была обусловлена множеством экономических факторов. Дальнейшее пребывание в рублевой зоне неизбежно привело бы к  полному падению и сокращению капиталовложений, росту инфляции, сокращению валютных поступлений и подрыву платежеспособности страны на фоне резкого снижения уровня жизни населения. Исходя из опыта Прибалтики, первоначальная нашей республики потребность в наличных деньгах определялась в 300-400 млн. монет и 250-300 млн. бумажных денег, которые как считают специалисты, обеспечат действенность экономики в ближайшие пять лет. Это был шаг, предпринятый как часть широкомасштабной программы экономической реформы, ориентированной на стабилизацию экономики при финансовой и технической помощи международных организаций и стран-доноров. Проблема внедрения новой валюты рассматривалась как в долгосрочном, стратегическом, так и в краткосрочном, тактическом,  планах. В стратегическом плане необходимость своих денег достаточно очевидна, ибо они являются необходимым атрибутом национальной государственности и одним из основных механизмов обеспечения суверенитета республики. Без них невозможно проводить самостоятельную экономическую политику. И все вновь образованные государства распавшегося СССР готовятся к переходу или уже перешли на собственную валюту.  Понятно, что введение новой валюты должно повлечь за собой серьезное преобразование экономической системы и народного хозяйства, иначе она не может служить эффективным средством денежного обращения и меры стоимости, а сама даст повод для углубления экономической дестабилизации. Сюда следует отнести все реформы, связанные с переходом к рыночной экономике, однако часть необходимых мер, непосредственно относящихся к введению национальной системы, обострялась и выделялась особо. Это реформа налоговой системы, ориентированной на поощрение предпринимательства, освобождение государственного бюджета от несвойственных ему функций, введение жесткого контроля за расходованием бюджетных средств государственных предприятий, реформа банковской системы, организация системы других финансовых посредников. Необходимо было завершить реформу цен, обеспечить единую политику цен и конвертируемость нашей валюты.  Чтобы осуществить меры по ее товарному обеспечению и изменению национальной экономической структуры народного хозяйства, нужно проводить целенаправленную политику формирования многоукладной экономики, ограничить государственный сектор, монопольное положение которого является основной причиной дефицита государственного бюджета и дестабилизации финансовой системы, и создать условия для развития конкурентной экономики, наращивать экономические связи с зарубежными странами, освободиться от диктата политических и экономических интересов одной-двух республик бывшего союза. Конечно же, введение национальной валюты следовало бы предварить глубокими реформами в экономике и структуре народного хозяйства, однако экономическая и политическая ситуации развивались таким образом, что на первый план в числе аргументов «за» и «против» выдвигались доводы тактического плана. Среди них отметим кризис денежно-кредитной и финансовой систем в бывшем СССР, во всех бывших союзных республиках, катастрофическое падение покупательной способности рубля, высокие темпы инфляции и неуправляемый рост цен, серьезные диспропорции  между производством и потреблением, обесцененный рост денежных доходов при углубляющемся дефиците практически всех товаров народного потребления, в том числе первой необходимости, снижение абсолютных объемов производства. Введение национальной валюты преследовало 3 главных цели: 1) уйти от зависимости рублевой зоны в эмиссии денег от российского Центробанка и обеспечить себя наличностью. 2) оградить себя от общих инфляционных процессов и вести такую независимую финансовую кредитную и ценовую политику в области труда и заработной платы, которые бы постоянно стимулировали бы производство. В 3-х) содействовать тому, чтобы Кыргызская  Республика стала жить по заработанным средствам. Также ее введение преследовало цель упорядочения денежного обращения, снижения инфляции, оздоровления финансов и стабилизации финансовой системы, что не представлялось возможным в рамках рублевой зоны, когда высокие темпы инфляции блокировали действие финансовых инструментов, способствующих стабилизации экономики. Была намечена программа неотложных мер по подготовке к введению национальной валюты и назначен Комитет по ее реализации. Декрет № 3 Комитета по введению национальной валюты от 13 мая 1993 года установил сом как единственное законное платежное средство в Кыргызской Республике. Некоторые экономисты и политики высказывали опасения, что сом не устоит под натиском имевшихся проблем. Но предполагалось, что введение национальной валюты может привести к негативным последствиям. Во-первых, к дальнейшему распаду экономических связей с Россией и другими бывшими республиками бывшего СССР. Сократятся поставки средств производства (машин, топливно-энергетических материалов, металла, лесных и других строительных материалов, удобрений и так далее). Первой реакцией соседних республик на введение сома оказалась предсказуемой: ими были прекращены платежи по уже работающим контрактам, начат спешный  пересмотр уже заключенным даже на государственном уровне экономических договоров и соглашений. Возникали вопросы: может ли национальная валюта оправдать надежды и оживить экономику? Необходимо на этапе становления определить было  модель автономного  жизнеобеспечения и в соответствии с ней начать глубокую структурную перестройку, усилить взаимодействие и взаимозависимость предприятий и межотраслевые связи в самой республике; развить импортозамещающие производства и в соответствии с указанными мерами ограничить в пределах целесообразности поставки из других государств; развивать экспортоориентированные производства и расширять экспортные возможности республики. Также отработать и задействовать экономические, правовые и организационные механизмы, способствующие росту производства, конкурентной среды созданием дублирующих предприятий разных форм собственности, чтобы повысить товарную обеспеченность национальной валюты. Твердость ее только на начальном этапе должна была обеспечиваться СКВ, а в дальнейшем – в основном товарами собственного производства. Когда внутренний рынок будет насыщен ими, когда они будут успешно конкурировать на мировом рынке, зарабатывая валюту в СКВ, вот тогда сом будет весомым, твердым и конвертируемым. Одним из серьезнейших вопросов, связанных с переходом на сомы, - это определение уровня цен заработной платы. Если автоматически, исходя из соотношения сома и рубля, будут скорректированы цены и заработная плата, то в основании новой денежно-кредитной политики также автоматически будут заложены неплатежеспособное производство, неплатежеспособный спрос населения, а отсюда – политика дотаций, или самовзрывающаяся инфляционная мина, правда, более замедленного действия. Сохранение сложившегося инфляционного соотношения цен и заработной платы влечет за собой антисоциальную политику. Если цены на внутреннем рынке можно, скажем, перевести в сомы в принятом соотношении к рублю, то этого нельзя сделать при переводе заработной палаты в сомы, так как заработная плата вынужденно индексировалась вслед за ростом цен, причем с весьма существенным отставанием в темпах. Итак, введение национальной валюты было решающим шагом для молодого государства.

Информация о работе История возникновения денег