Энергетическая стратегия России и механизм ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:37, контрольная работа

Описание

В настоящее время остро стоит проблема иссякаемости природных ресурсов. Поэтому понятие энергетической стратегии России является очень важной задачей.
Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Основы государственной энергетической политики России………………5
2.Цели и приоритеты энергетической стратегии России……………………14
3.Этапы реализации государственной энергетической политики России….17
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованной литературы………………………………………….24

Работа состоит из  1 файл

контр прогноз моя.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

Реализацию  государственной энергетической политики предусматривается осуществлять в 3 этапа с целью обеспечения [1]:

- последовательного продвижения по пути достижения целей и решения задач настоящей Стратегии;

- координации указанной политики с социально-экономическим развитием страны в целом;

- учета качественных различий во внешних и внутренних условиях развития и параметрах состояния энергетического сектора, а также в характере и направленности мероприятий государственной энергетической политики в разные периоды ее осуществления.

Первый  этап - это этап выхода из кризиса  и формирования основ новой экономики. В соответствии с этим главной  задачей является скорейшее преодоление  кризисных явлений в экономике  и энергетике с целью достижения устойчивых темпов экономического и энергетического развития, предусмотренных Концепцией, а также использования открываемых в период кризиса возможностей для качественного обновления и модернизации российского топливно-энергетического комплекса.

Основные риски первого этапа заключаются в возможности более тяжелых, чем ожидалось, последствий кризиса, а также его большей продолжительности, в недостаточном темпе и эффективности тех преобразований в топливно-энергетическом комплексе, которые должны к концу этапа создать основу для устойчивого посткризисного развития.

В этой связи на первом этапе должны быть созданы необходимые условия  и сняты основные барьеры (как  на внутреннем рынке, так и во взаимодействии с зарубежными партнерами) для  обеспечения ускоренного продвижения по всем важнейшим составляющим государственной энергетической политики. Одновременно необходимо скорректировать и синхронизировать планы и программы развития энергетического сектора с мероприятиями, предусмотренными Концепцией (с учетом вероятной корректировки сроков и параметров реализации последних в результате влияния глобального экономического кризиса).

В этот период планируется осуществить  работы по развитию и обновлению основных производственных фондов и инфраструктуры энергетического сектора (в том числе по завершению наиболее важных из ранее начатых проектов), выделить территории и регионы, в которых необходимо обеспечить опережающее развитие энергетической инфраструктуры и перелом негативных тенденций в развитии сырьевой базы энергетики, завершить формирование базовых рыночных институтов, стабильной и эффективной нормативной правовой базы и системы государственного регулирования в энергетике.

На  этом этапе российский топливно-энергетический комплекс также будет активно  способствовать скорейшему выходу из кризиса и последующему активному инновационному развитию смежных отраслей промышленности (машиностроение, трубная промышленность и др.) за счет размещения заказов на необходимые энергетике виды материалов и оборудования.

Внешними  условиями для развития российского энергетического сектора в этот период будут сначала последствия глобального экономического кризиса, а затем переход к вероятному посткризисному росту мировой экономики, что будет характеризоваться нестабильностью и непредсказуемостью динамики мировых финансовых, фондовых и энергетических рынков. В этих условиях возрастет роль государственного участия в развитии российского энергетического сектора, в том числе в обеспечении необходимыми ресурсами для строительства и модернизации энергетической инфраструктуры, предоставлении бизнесу государственных гарантий под реализацию приоритетных долгосрочных инвестиционных проектов, поддержке финансово-экономической устойчивости системообразующих компаний энергетического сектора.

Временные рамки окончания первого этапа (ориентировочно 2013 - 2015 годы) будут определяться масштабами последствий кризиса и скоростью их преодоления экономикой и энергетическим сектором.

Второй  этап - это этап перехода к инновационному развитию и формирования инфраструктуры новой экономики. В соответствии с этим доминантой второго этапа будет общее повышение энергоэффективности в отраслях топливно-энергетического комплекса и экономике в целом как результат проведенных на первом этапе мероприятий по модернизации основных производственных фондов и соответствующих нормативно-правовых и институциональных преобразований, а также реализация инновационных и новых капиталоемких энергетических проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на континентальном шельфе арктических морей и полуострове Ямал.

Основные  риски второго этапа связаны  с возможностью отставания российского  энергетического сектора от ускоренного  посткризисного развития передовых  стран, с отсутствием к концу  этапа необходимых условий для  последующего перехода к инновационной энергетике будущего.

На  этом этапе должно быть развернуто широкое инновационное обновление отраслей топливно-энергетического  комплекса за счет отечественных  технологий, материалов и оборудования, полученных в результате активного  взаимодействия топливно-энергетического комплекса и промышленности на первом этапе, а также международного сотрудничества.

Внешними  условиями развития российского  энергетического сектора в этот период будет стабилизация мирового энергетического рынка в преддверии перехода на новую технологическую волну, связанную с расширенным использованием неуглеводородной энергетики в экономике, а также общее уменьшение зависимости российской экономики и бюджета от деятельности топливно-энергетического комплекса страны. Именно в этот период, как ожидается, топливно-энергетический комплекс сможет уступить свое лидирующее положение в российской экономике и формировании бюджетных поступлений в пользу новых инновационных источников роста на базе обрабатывающего производства и сектора высокотехнологичных наукоемких услуг.

В этих условиях прямое государственное  участие в развитии энергетического  сектора будет постепенно ослабевать и заменяться на различные формы  частно-государственного партнерства, особенно в части строительства  и модернизации энергетической инфраструктуры, развития инноваций. При этом государство усилит свое регулирующее влияние в сфере совершенствования и оптимизации институциональной среды в российском энергетическом секторе.

Третий  этап - это этап развития инновационной экономики. В соответствии с этим основным содержанием этого этапа станет постепенный переход к энергетике будущего с принципиально иными технологическими возможностями дальнейшего развития, с опорой на высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов и новых неуглеводородных источников энергии и технологий ее получения.

Инновационное развитие российской энергетики будет  при этом обеспечено заложенным на предыдущих этапах инвестиционным и  инновационным фундаментом в  виде новых технологий, оборудования и принципов функционирования топливно-энергетического комплекса России и смежных отраслей.

Основные  риски третьего этапа связаны  с обеспечением необходимого уровня качества и эффективности инноваций  в энергетическом секторе.

Внешними  условиями развития энергетического сектора на третьем этапе будут значительное снижение доли энергетического сектора в экономике России за счет его вытеснения неэнергетическими источниками инновационного экономического роста и активное развитие неуглеводородной энергетики в мире.

В этих условиях роль государственного участия в развитии энергетического  сектора будет заключаться преимущественно  в поддержке инновационных направлений  развития энергетического сектора (неуглеводородная энергетика и др.), а также в регулировании и обеспечении устойчивой институциональной среды для эффективного функционирования энергетического сектора.

Срок  окончания третьего этапа - 2030 год.

 

Заключение

Целью энергетической политики России является максимально  эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

Стратегия определяет цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора страны на предстоящий период, приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей. Главной целью Стратегии является создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам России, обеспечивающего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие страны. Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2003 N 1234-р, утвердившее Энергетическую стратегию России на период до 2020 года, признано утратившим силу.

Распоряжением правительства  РФ от 13.11.2009 N 1715-р утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Документ состоит из введения, семи глав и пяти приложений.

 

Список использованной литературы

  1. Энергетическая Стратегия России на период до 2030 г., Утверждена распоряжением правительства РФ от 13.11.2009г. № 1715-р;
  2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учеб. Пособие.- М.:ИНФРА-М,2008г.;
  3. Планирование и прогнозирование экономики: Учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов: / Под ред. В. И. Борисевича, Г. А. Кандауровой. 2-е изд., перераб. Минск: ООО «Интерприсервис»; УП «Экоперспектива», 2007г.;
  4. Романенко И. В. Социальное и экономическое прогнозирование: Конспект лекций. СПб.: Изд-во СПб. УЭФ, 2007г.;
  5. Герасенко В. П. Прогнозирование и планирование экономики: Практикум. Минск: Нов. знание, 2007г.;
  6. Искаков Б.И. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие / Б. И. Искаков, Н. Р. Геронина, Н. М. Легонькова, Моск. банк. ин-т. М., 2006г.;
  7. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов / Т. Г. Морозова, А. В. Пикулькин, В. Ф. Тихонов и др.; Под ред.            Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006г.;
  8. Российская государственная библиотека: www.rsl.ru;
  9. Биотоплевный портал: http://www.wood-pellets.com;
  10. Энергоинформ: http://www.energoinform.org.



Информация о работе Энергетическая стратегия России и механизм ее реализации