Этапы кредитования. Основные источники информации о потенциальном заемщике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ процесса организации кредитования в коммерческом банке на примере получения кредита физическими лицами, а также возможных путей его совершенствования.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Экономическая сущность кредита..................................................4
1.1. Понятие кредита и принципы кредитования..............................4
Глава 2. Основы организации кредитного процесса....................................7
2.1. Понятие и сущность кредитного процесса.................................7
2.2. Основные этапы кредитования....................................................11
Глава 3. Анализ кредитоспособности заемщика...........................................14
3.1. Анализ кредитоспособности заемщика........................................14
3.2.Методики оценки кредитоспособности заемщика.......................15
Заключение........................................................................................................22
Библиографический список.............................................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая наброски.docx

— 70.44 Кб (Скачать документ)

-подробная методика кредитного  анализа и процесс утверждения  кредита с примерами форм кредитных  заявок, внутренних форм с кратким  изложением информации по кредиту,  внутренних кредитных руководств  и кредитных дел;

-критерии для утверждения  кредитов, определения политики  процентных ставок и кредитных  лимитов на всех уровнях управления  банком, а также критерии для  принятия распоряжений по выдаче  кредитов через сеть филиалов;

-залоговая политика для  всех видов кредитов, действующие  методы и практика в отношении  переоценки залога, а также документация  по залогам;

-администрирование и  отслеживание процедур, включая  ответственных лиц, критерии соответствия  и средства контроля;

-методика обработки исключений.

Анализ должен включать интервью с менеджерами среднего звена  всех отделов, которые исполняют  кредитную функцию. Он также должен включать обзоры отдельных кредитных  дел. Отношение оцененных кредитных  заявок к общему объему одобренных за последние шесть или двенадцать месяцев (общая численность и  общая сумма) является одним из показателей  качества процесса оценки.

Данный анализ кадров, касается служащих, задействованных в процедурах по созданию, оценке, утверждению и  отслеживанию кредитных рисков. Должно быть определено их количество, занимаемые должности, возраст, опыт и конкретные обязанности. Кадровая структура, навыки и профессионализм должны анализироваться  с учетом директив руководства и  процедур, в которых участвуют  сотрудники. Должны быть рассмотрены  все тренинги, проводящиеся для кредитных  служащих банка, и оценена их эффективность. Качество и частота обучения персонала  обычно являются хорошим показателем  уровня их профессионализма в предоставлении кредитов.

Так как кредитная функция  обычно рассредоточена по всей организации, банк должен иметь эффективные системы  мониторинга за соблюдением установленных  директив. Данное условие может быть наилучшим образом выполнено  путем внутреннего анализа и  создания системы отчетности, которая  могла бы информировать правление  и менеджеров высшего звена о  том, каким образом выполняются  директивы, и обеспечивать их достаточной  информацией для оценки деятельности служащих низшего звена и состояния  кредитного портфеля. Поскольку информация является основным элементом процесса кредитного управления, должны быть проанализированы ее доступность, качество и эффективность с точки зрения затрат.

Кроме того, следует уделять  внимание информационным потокам между  различными частями банка, и в  частности тому, является ли фактически поступающая информация полной, своевременной  и эффективной. Данный анализ тесно  связан с анализом персонала, структуры  контроля, организационной структуры  и информационных технологий.

Таким образом, содержание кредитного процесса банка составляет деятельность, присущая процессу непосредственного  осуществления кредитных операций, а также деятельность, направленная на обеспечение организации выполнения этих операций наиболее эффективным  образом.

 

2.2. Основные  этапы кредитования

Процесс кредитования, в  частности кредитования физических лиц, условно можно разделить  на несколько этапов. Среди них:подготовительный этап; этап рассмотрения кредитного проекта; этап оформления кредитной документации; этап использования кредита и последующего контроля в процессе кредитования.

На подготовительном этапе  изучаются возможности предоставления кредита. Вначале происходят переговоры между банком и клиентом. Инициатором  кредитования чаще является клиент, обращающийся в банк с просьбой о получении  кредита, после чего и происходят переговоры.

В процессе этих переговоров  необходимо:

установить, насколько возможна выдача кредита в соответствии с  текущей политикой кредитного учреждения;

определить цель;

выбрать тот вид кредита  и метод кредитования, которые  более всего подходят для данной кредитной сделки;

осуществить предварительный  анализ риска возможной выдачи кредита, источники возврата ссуд и уплаты процентов за их использование;

обеспечить оперативность  проведения предварительного этапа, не затягивать решение банка о возможной  выдаче кредита;

дать понять клиенту, что  переговоры не дают оснований для  окончательного вывода о возможности  предоставления ссуды;

проконсультировать клиента, какие документы необходимо представить  в банк для решения вопроса.

Вслед за переговорами и  предварительным анализом наступает  этап рассмотрения кредитного проекта  на основе официально представляемых в банк документов. Неустойчивость экономической ситуации, инфляция требуют  от российских банков осторожности и  опыта оценки кредитоспособности клиента, объекта кредитования и надежности обеспечения, качества залога и гарантий. Аналитическая часть этого этапа  представляет собой чрезвычайно  ответственную задачу.

На этапе оформления кредитной  документации работники банка оформляют  кредитный договор, выписывают распоряжения о выдаче кредита, заводят специальное  досье на клиента-заемщика (кредитное  дело).

На этапе использования  кредита, осуществляется наблюдение за кредитными операциями: соблюдением  лимита кредитования (кредитной линии), целевым использованием кредита, уплатой  ссудного процента, полнотой и своевременностью возврата ссуд.

Следует сказать о том, что проценты по кредитам, предоставленным  физическим лицам поступают в  пользу банка - кредитора в размере  и в порядке, предусмотренных  кредитным договором. Проценты по кредиту  начисляются банком на остаток задолженности  по основному долгу, учитываемой  на соответствующем лицевом счете, на начало операционного дня.

При неисполнении (ненадлежащем исполнении) клиентом - заемщиком обязательств по уплате процентов в установленный  договором срок просроченная задолженность по процентам в конце рабочего дня должна быть перенесена банком - кредитором на балансовые счета по учету просроченных процентов. В этом случае начисление процентов по размещенным денежным средствам на балансе банка - кредитора производится на указанных балансовых счетах до даты отнесения ссудной задолженности ко 2-й и выше группам риска.

На этапе использования  кредита не прекращается оперативный  и традиционный анализ кредитоспособности клиента, при необходимости проводятся встречи, переговоры с ним, уточняются условия и сроки кредитования.

На данной стадии осуществляется последующий контроль за движением  кредита. Особое внимание уделяется  контролю за просроченными кредитами, за ссудами, длительное время не возвращаемыми  банку. Совместно с клиентом банки  разрабатывают меры, способствующие возврату кредитов, решают вопросы  об их пролонгации, при необходимости  составляется новый кредитный договор, изыскиваются дополнительные гарантии, уточняется дальнейшая возможность  кредитования неплатежеспособных клиентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА

3.1. Анализ  кредитоспособности заёмщика

При анализе кредитоспособности заёмщика важно обратить внимание на порядок и степень участия  собственных средств заёмщика в  кредитуемой операции, при этом величина собственных средств в хозяйственном  обороте предприятия влияет на величину подлежащего выдаче кредита опосредованно, а именно через установление по целому комплексу показателей классности клиента при определении его кредитоспособности.

Кредитоспособность клиента - это способность заёмщика полностью  и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам, включая основной долг и процентные платежи. Близким по смыслу является термин "платёжеспособность клиента". Он характеризует наличие или отсутствие неплатежей на определённую дату, поэтому платёжеспособность является менее ёмким термином, чем кредитоспособность, одним из факторов, характеризующих кредитоспособность клиента.

Выявление уровня кредитоспособности (степени кредитоспособности) является процессом определения индивидуального или частного кредитного риска для банка, т.е. риска, связанного с конкретным клиентом, конкретной ссудой, выдаваемой клиенту.

Для определения кредитоспособности заёмщика проводится количественный (оценка финансового состояния) и качественный анализ рисков

Для оценки финансового состояния  используются три группы оценочных  показателей:

- коэффициенты ликвидности;

- коэффициенты соотношения  собственных и заёмных средств;

- показатели оборачиваемости  и рентабельности.

Качественный анализ основан  на использовании информации, которая  не может быть выражена в количественных показателях. Для проведения такого анализа используются сведения, представленные заёмщиком, службой безопасности и информация базы данных.

Заключительным этапом оценки кредитоспособности является определение  рейтинга заёмщика, или класса. Устанавливается 3 класса заёмщиков:

первоклассные - кредитование которых не вызывает сомнений;

второго класса - кредитование требует взвешенного подхода;

третьего класса - кредитование связанно с повышенным риском.

3.2 Методики оценки  кредитоспособности заемщика.

Определение кредитоспособности заемщика является неотъемлемой частью работы банка по определению возможности  выдачи кредита. Под анализом кредитоспособности заемщика понимается оценка банком возможности  и целесообразности предоставления заемщику кредитов, определения вероятности  их своевременного возврата в соответствии с кредитным договором. Анализ кредитоспособности клиента позволяет банку, своевременно вмешавшись в дела должника, уберечь  его от банкротства, а при невозможности  этого — оперативно прекратить кредитование такого заемщика.

Оценка кредитоспособности клиента проводится в кредитном  отделе банка на основе информации о способности клиента получать доход, достаточный для своевременного погашения кредита, о наличии  у заемщика имущества, которое при  необходимости может служить  обеспечением выданного кредита, и  т.д. Кроме того, банковский работник обязан анализировать рыночную конъюнктуру, тенденции ее изменения, риски, которые  испытывают банк и его клиент, и  прочие факторы. Источниками информации об индивидуальном заемщике могут быть сведения с места работы, места  жительства и т.п.

Большинство зарубежных банков использует в своей практике два  метода оценки кредитоспособности.

1. Системы оценки кредитоспособности  клиентов, основанные на экспертных оценках и прогнозах результатов экономической деятельности с использованием предоставленного кредита.

При экспертных оценках кредитоспособности клиента банки полагаются на общеэкономический  подход, т.е. банки анализируют информацию с точки зрения банковских требований. Такой анализ предполагает взвешенную оценку как личных качеств, так и  финансового состояния заемщика.

В международной практике такому методу уделяется большое  внимание, развивается соответствующая  сеть мониторинга, анализирующая кредитную  историю потенциальных заемщиков.

Так, в США кредитный  инспектор почти всегда запрашивает  местное или региональное кредитное  бюро о кредитной истории клиента. В США работают свыше 2000 кредитных бюро, которые располагают данными о большинстве физических лиц, когда-либо получавших кредиты, об истории погашения этих кредитов и о кредитном рейтинге заемщиков.

2. Балльные системы оценки  кредитоспособности клиентов.

Балльные системы оценки создаются банками на основе факторного анализа. Эта система использует накопленную базу данных «хороших», «надежных» и «неблагополучных»  кредитов, что позволяет установить критериальный уровень оценки заемщика.

Использование балльных систем оценки кредитоспособности клиентов —  более объективный и экономически обоснованный метод принятия решений, чем экспертные оценки.

Во Франции, например, кредитоспособность физического лица оценивается по системе скоринга. Программа определения целесообразности и условий выдачи потребительского кредита содержит три раздела: информация по кредиту, сведения о клиенте, финансовое положение клиента.

В первый раздел вносятся данные о служащем банка, выдающем кредит, номер досье клиента, название агентства, вид и сумма кредита, периодичность  его погашения, процентная ставка без  страховых платежей, дата предоставления кредита, день месяца, выбранный клиентом для ее погашения, приводится ответ на вопрос о необходимости страхования, абсолютный размер ежемесячного погашения кредита со страховым платежом и без него, общий размер процентов и страховых платежей, которые будут уплачены банку.

Во второй раздел программы  вводятся данные о профессии клиента, его принадлежности к определенной социальной группе, работодателе, чистом годовом заработке, расходах за год, стаже работы.

Информация о работе Этапы кредитования. Основные источники информации о потенциальном заемщике