Этапы развития банковской системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 21:36, курсовая работа

Описание

Начало развития банковского дела в России можно отнести к первой половине XVIII столетия.
Первые попытки упорядочить и организовать кредитные учреждения исходили от императорской власти, которая и явилась покровителем развития финансового дела в России.

Уже в царствование Анны Иоановны в России существовала "Монетная контора", создание которой считается первым шагом к развитию банков и других кредитных учреждений. В то время существовала большая потребность в кредите, и Анна Иоановна для того, чтобы облегчить положение лиц, нуждавшихся в нем, приказала "Монетной Конторе" выдавать ссуды под обеспечение золота и серебра с "взысканием" 8%.
Дальнейшее развитие банковского дела наблюдается при Елизавете Петровне, по указанию которой в 1754 г. были учреждены первые Дворянские Заемные Банки в Санкт-Петербурге и Москве, а также "Купеческий Банк" в Санкт-Петербурге, специально организованный для торговых людей. Одной из главных функций "Дворянского Заемного Банка" была выдача ссуд дворянам под залог движимого и недвижимого имущества, в размере 500-1000 рублей одному лицу. По указу 1766 г. банк стал выдавать ссуду и крестьянам в размере 20 рублей на душу под 6% годовых.

Содержание

Введение………………………………………………………………....

1.Зарождение банковской системы в России………………………....
1.Банковская система в дореволюционный период…………………
2.Банковская система в советский период……………………………
3.Банковская система на современном этапе развития ……………..
2.Современная структура банковской системы……………………….
1.Центральный банк РФ………………………………………………..
2.Коммерческие банки и организации………………………………..
3. Проблемы функционирования банковской системы и пути их решения

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.rtf

— 259.01 Кб (Скачать документ)

К четвертой группе относятся разорившиеся банки без перспектив, а потому под-лежащие закрытию. К числу последних относятся более 300 банков.

Крупные задачи в связи с этим возлагаются на недавно созданное государственное Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), которое займется санацией в первую очередь проблемных, коммерческих банков.

Банк России намерен внести свои вклад в реструктуризацию ГКО и ОФЗ, возоб-новление рынка государственных ценных бумаг, вексельного кредитования. Приоста-новлены до начала 2001 г. требования о доведении минимального размера собственных средств действующих коммерческих банков до 1 млн. ЭКЮ. Заморожено исполнение форвардных контрактов между российскими банками и иностранными инвесторами (примерно на 15 млрд. долл.) до подготовки программы расшивки этих обязательств, завершения переговоров с западными кредиторами.

ЦБ РФ намерен ускорить разработку нормативной базы регулирования деятельности коммерческих банков на основе рекомендаций международного Базельского комитета по банковскому надзору, сделать прозрачной финансовую отчетность банков на базе мировых стандартов бухучета, чтобы ввести их в полном объеме с 1 июля 1999 г.; уже-сточить лицензирование и надзор за банковскими холдингами, участием банков в фи-нансово-промышленных группах; полностью восстановить рыночную систему финанси-рования банков; разработать и принять средне- и долгосрочную программу развития банковского сектора России

Главной задачей реформирования банковской системы является рекапитализация. С целью создания благоприятных условий для рекапитализации проблемных банков Банк России принял ряд мер, в том числе отменил запрет на оплату взносов в уставные капиталы кредитных организаций в иностранной валюте. Участникам предоставлено право производить оплату увеличенного капитала кредитных организаций материаль-ными активами, в том числе и недвижимым имуществом.

Вместе с тем банки не могут ориентироваться только на помощь государства и должны сами принимать меры по финансовому оздоровлению, увеличению объемов операций, привлечению новых клиентов, расширению ассортимента услуг, сокращению операционных расходов и затрат капитального характера. Банкам рекомендовано мак-симально использовать собственные ресурсы, привлекать средства учредителей и новых участников, поскольку возможности получения внешних средств весьма ограничены. Каждый банк должен внести коррективы в свои стратегические планы и кредитную политику, чтобы не допустить новых убытков, восстановить платежеспособность даже в условиях сокращения объема операций. Банки должны использовать любую возмож-ность для увеличения капитала, иметь достаточные резервы и держать в норме ликвид-ность. Эти естественные требования самого банковского бизнеса должны быть законом для каждого банка.

Принципиально важным является вопрос структуры банковской системы. По мне-нию ряда экспертов, важно иметь полный "ассортимент" банков, отвечающих потреб-ностям экономики. В стране должны быть специализированные банки, такие, как банк развития, экспортно-импортный банк, сельскохозяйственный, ипотечный, кредитной кооперации. Однако какие-либо привилегии при этом для отдельных банков недопус-тимы, ибо только здоровая рыночная конкуренция между банками способна укрепить банковскую систему.

Необходима поддержка региональной сети банков как важного условия развития производительных сил регионов. Регионы должны иметь достаточное количество бан-ков для обслуживания корпоративных клиентов и частных лиц. Причем в России должны быть крупные, средние и небольшие банки, особенно в сельских и депрессив-ных peгионах. Каждый из этих банков выполняет свою роль, имеет свою клиентуру, они дополняют друг друга. Период кризиса 1998 г. показал, что успех банковского бизнеса не всегда зависит от размеров банков.

Одна из причин кризиса банковской системы, как отмечалось, в слабой связи бан-ков с субъектами реальной экономики. Объем предоставляемых кредитов не соответст-вует потребностям народного хозяйства. Факторами, сдерживающими расширение кре-дитования, помимо ограниченности ресурсов банка, является глубокий кризис сферы материального производства, когда больше половины предприятий убыточны, не хвата-ет оборотных средств, плохо поставлено управление приватизированными предпри-ятиями, что создает реальный риск невозврата кредита.

В связи с этим для устойчивого развития банков необходимо сделать принципиаль-ный поворот в их взаимоотношениях со сферой материального производства, по-скольку только это создает прочную экономическую среду для развития банковского бизнеса на здоровой основе. Для этого правительству и Банку России необходимо по-следовательно проводить провозглашенную экономическую программу развития реаль-ного сектора экономики, внести соответствующие коррективы в денежно-кредитную политику, а также иметь специальную промышленную политику.

Решение стоящих перед страной задач по реструктуризации экономики, развитию реального сектора требует крупных финансовых ресурсов, в том числе банковских кредитов. В связи с этим Центральному банку необходимо проводить политику под-держки отдельных крупных многопрофильных банков, которые смогли бы выполнять функции проводников государственной структурной инвестиционной политики в сфере кредитования реального сектора. В условиях ограниченности ресурсов целесообразно выбрать приоритетные направления кредитования банками отраслей реального сектора. В качестве приоритетных направлений деятельности кредитных организаций в плане финансирования реального производства могут быть такие, как финансирование внеш-неэкономической деятельности, финансирование инвестиционных проектов в наукоем-ких отраслях промышленности и сфере экспортного производства, кредитование жи-лищного строительства.

Одновременно необходимо решить ряд принципиальных вопросов по снижению кредитных рисков и стимулированию развития партнерских отношений банков с про-мышленными предприятиями, а также предусмотреть систему гарантий возврата креди-тов, изменить режим предоставления и возврата кредитов, выдаваемых на реализацию эффективных производственных программ.

Хорошо известно, что банковский бизнес входит в первую десятку самых опасных и рискованных видов человеческой деятельности, а абсолютно надежных банков не быва-ет нигде, тем более в России. В связи с этим остается актуальной задача повышенного внимания банков к ограничению рыночных рисков. Это - финансовый риск, связан-ный с изменением цен на ценные бумаги; валютный риск, связанный с колебаниями курса валют; процентный риск, связанный с изменением процентной ставки. Необхо-димо усовершенствовать действующий порядок регулирования рыночных рисков, в частности, учесть количественную оценку рыночных рисков при расчете коэффициента достаточности капитала.

Важным направлением развития банковской системы в предстоящие годы является восстановление доверия к банковской системе. Одним из наиболее негативных, тяже-лых последствий банковского кризиса 1998 г. стала утрата доверия населения к бан-кам, а более широко - утрата доверия отечественных и иностранных инвесторов к российской экономике. Из-за недоверия банков друг к другу разрушен межбанковский рынок. Утрата доверия населения привела к резкому сокращению ресурсов банков и увеличению количества наличных денег на руках у населения, которые оказались исключенными из хозяйственно-финансового оборота, а значит, сокращен важный инве-стиционный ресурс. Если бы эти средства удалось привлечь во вклады с гарантией их возврата, то государство могло бы получить большой экономический эффект, а банки - использовать эти ресурсы для финансового оздоровления.

Для восстановления доверия к банковской системе необходимо прежде всего уско-рить принятие Государственной Думой закона "О гарантировании вкладов граждан в банках", что соответствует мировой банковской практике. Принятие такого закона будет способствовать притоку вкладов населения в банки, а также укрепит стабиль-ность кредитной системы, так как сократится опасность стихийного оттока вкладов. Во многом возврат доверия к банкам зависит и от самих банков. Вопрос стоит так, чтобы принципы деловой этики в вопросах обслуживания населения довести до уровня меж-дународных стандартов. 

Реализация этих и других мер позволит восстановить деятельность банковской сис-темы и создать условия для активизации ее работы с реальным сектором экономики, повысить ответственность руководителей и собственников банков за результаты своей деятельности по управлению банком. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Этапы развития банковской системы в России