Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:17, реферат
Наравне с историей казначейской системы в нашей стране, большой интерес представляет изучение опыта зарубежных стран по функционированию казначейской системы (казначейского механизма) исполнения бюджета. Таких стран не мало, в частности, например, Франция, Канада, США, а после распада Советского Союза к ним присоединились Казахстан, Беларусь, Армения, Грузия, Украина, Таджикистан и другие.
В международной практике не существует какой-то одной «образцовой» модели государственного казначейства.
Поэтому более правильно говорить не о казначействе, как органе государственного управления, а о казначейских функциях – функциях по управлению государственными финансовыми ресурсами.
Рассмотрим «Казначейство» на примере ряда стран.
Казначейская система разных стран мира
Наравне с историей казначейской системы в нашей стране, большой интерес представляет изучение опыта зарубежных стран по функционированию казначейской системы (казначейского механизма) исполнения бюджета. Таких стран не мало, в частности, например, Франция, Канада, США, а после распада Советского Союза к ним присоединились Казахстан, Беларусь, Армения, Грузия, Украина, Таджикистан и другие.
В международной практике не существует какой-то одной «образцовой» модели государственного казначейства.
Поэтому более правильно говорить не о казначействе, как органе государственного управления, а о казначейских функциях – функциях по управлению государственными финансовыми ресурсами.
Рассмотрим «Казначейство» на примере ряда стран.
Франция.
Во Франции Казначейство было создано в 1806 году, первоначально под названием «касса обслуживания», с 1914 года – Управление движения фондов, а с 1940 года – Управление Казначейства.
Исполнение государственного бюджета во Франции относится к полномочиям Министерства бюджета государственных счетов и государственной службы Франции, в состав которого входит Главное управление по учету государственных финансов – Казначейство Франции.
Во Франции принята двухуровневая бюджетная система:
Сбор налогов осуществляют органы Казначейства Франции, все доходы местных органов власти зачисляются на единый счёт Казначейства Франции. Расходы по сбору налогов местные органы власти Франции не несут. Доходы от платных услуг сразу зачисляются на лицевые счета коммуны.
Контроль за исполнением расходов осуществляет государство. Местные органы власти являются распорядителями средств. Утверждённый бюджет местных органов власти Франции является основанием для осуществления расходов.
Для осуществления расходов
распорядители бюджетных
Органы казначейства Франции осуществляют контроль представленных платежных поручений:
- на соответствие правилам заполнения;
- на наличие в бюджете
предусмотренных ассигнований
- на соответствие назначения
платежа коду бюджетной
Кроме того, для осуществления расходов по выплате заработной платы распорядители бюджетных средств представляют в органы казначейства списки получателей с указанием денежного содержания, премий и социальных взносов. К спискам прилагаются платежные ведомости.
Сплошной контроль большого количества платежных поручений осуществить невозможно, в первую очередь органы казначейства проверяют, учтены ли обязательные отчисления из заработной платы.
В конце финансового года все оправдательные документы вместе с платежными поручениями передаются в Счетный суд Франции, который выносит заключение о легитимности произведенных операций. Руководители территориальных органов казначейства являются лично и материально ответственными за все расходы, осуществленные органом казначейства.
Бухгалтерский учёт исполнения
бюджета Франции ведёт
Казначейство Франции признано эффективно действующей структурой.
Канада.
В Канаде в 1908 году был принят закон о государственной службе, который с определенными изменениями действует и в настоящее время. При этом Казначейский совет Канады выступает в качестве нанимателя для государственных служащих.
Совет казначейства является органом, который разрабатывает политику управления государственной службой в целом, выделяет средства прочим федеральным ведомствам, отвечает за вопросы контроля над деятельностью федеральных ведомств, прежде всего, финансового, получает и анализирует ежегодную отчетность федеральных ведомств, разрабатывает методические указания по ее составлению, рассматривает проекты бюджетов федеральных ведомств, выступает от имени правительства в роли работодателя для государственных служащих – именно Совет казначейства заключает коллективный договор с профсоюзом госслужащих.
Существуют значительные отличия в понимании понятия «Казначейство» в Канаде:
Основными функциями Секретариата Совета казначейства являются:
Ряд полномочий, которые в Российской Федерации возложены на Федеральное казначейство в Канаде выполняется не казначейством, а иными органами власти. Так, к примеру, Министерство общественных работ и правительственных служб Канады отвечает за работу «единого» счета, оплачивает работу всех федеральных государственных служащих.
В Канаде функционирует информационная система «Электронное правительство», основные направления которой:
Из опыта создания «Электронного правительства» Федеральное казначейство России применило:
США.
Казначейство США было учреждено в 1789 году.
В процессе исполнения федерального бюджета США большое внимание уделяется прогнозированию доходов, расходов, источников покрытия дефицита бюджета и кассовых потоков. При составлении прогноза применяют два метода: высокочастотное и структурное прогнозирование. Прогнозирование доходов, например, ведется на краткосрочный (до 2 лет), среднесрочный (до 5 лет) и долгосрочный (до 30 лет) периоды. В течение финансового (бюджетного) года составляется годовой прогноз исполнения бюджета, который разделяется на кварталы, месяца и дни. Вся вышеуказанная работа выполняется специалистами Казначейства США.
В полномочия Казначейства входят – накопление (сбор) федеральных доходов, осуществление выплат, бюджетный учет и отчетность, оказание методической помощи. Для составления прогноза, в части баланса кассовых операций, Казначейство собирает с агентств информацию о предполагаемых крупных расходах. Казначейством установлены требования к прогнозированию потоков денежных средств у агентств.
Прогноз и отчетные данные об исполнении бюджета публикуются на Интернет сайте Казначейства США. Публикуемая информация включает данные о доходах и расходах, как укрупнено, так и с детализацией по их видам, а также с детализацией расходов по видам федеральных агентств (распорядителей средств). Данные представляются за отчетный период, нарастающим итогом с начала года, и в сравнении с данными прошлых периодов. Отдельно указываются пассивы и активы счета, дефицит / профицит. Специальный раздел публикуемой информации посвящен кассовым операциям и операциям по обслуживанию долга, и включает данные об остатках средств на счете и о привлечении и размещении средств в государственные ценные бумаги.
В Казначействе управление кассовыми средствами и управление долгом в максимальной степени взаимоувязано. При этом в Казначействе только оценивают ситуацию и принимают решения размещать или привлекать средства, а выполняют эту работу сторонние организации.
Все кассовые потоки денежных средств Федерального правительства проходят по счету Казначейства, открытому в Федеральном резервном банке США – центральном государственном банке страны. В его задачи входит вести счет Казначейства и обеспечивать проведение платежей через электронную платежную систему.
Отличительной особенностью платежей, проводимых Казначейством, является преобладание безналичной формы перечисления средств. С этой целью в Федеральном резервном банке, в Казначействе и в агентствах внедрены разнообразные системы электронных расчетов и платежные системы. Масштабное распространение таких систем по всей цепочке прохождения бюджетных средств позволило централизовать и оптимизировать потоки средств, максимально сократить время прохождения средств и обеспечить всех участников процесса разнообразными возможностями осуществления платежей и получения денежных средств.
Германия.
У России и ФРГ имеется много общего в части организации бюджетной системы и бюджетного процесса. Во-первых, ФРГ и Россия имеют одинаковый тип государственного устройства – федеративный. Во-вторых, схожие принципы построения бюджетной системы (единообразие проведения бюджетной политики Федерации и земель, единство правовой базы, самостоятельность и независимость Федерации и земель). В-третьих, родственные системы кассового исполнения федерального бюджета. При чем, при организации современной казначейской системы России за основу был взят опыт ФРГ.
Особенностью политической системы ФРГ является строгое и последовательное осуществление принципов федерализма. Четко определены и неукоснительно соблюдаются полномочия и ответственность всех уровней федеративной системы: федеративной Республики, федеральных земель и муниципалитетов.
Функции кассового исполнения федерального бюджета в Германии осуществляются федеральными кассами, имеющими территориальную подчиненность во главе с Главной федеральной кассой, входящей в состав Федерального ведомства по финансам. Главная федеральная касса выполняет функцию расчетного центра для всех федеральных касс, ведет Главную книгу, в которой отражаются все операции, управляет единым счетом Федерации. Таким образом, система федеральных касс обеспечивает наличие ежедневной информации о состоянии доходов и расходов Федерации.
Италия.
В структуре центральных органов исполнительной власти Италии не предусмотрено ведомство, подобное Федеральному казначейству России по составу полномочий. Реализация осуществляемых Федеральным казначейством России функций в Италии возложена на несколько ведомств и организаций: Министерство экономики и финансов, Центральный банк, уполномоченные коммерческие банки, государственную компанию «Эквиталия».
Наибольший объем казначейских функций в Италии на центральном уровне реализуется Министерством экономики и финансов. В составе этого Министерства образованы 4 департамента (Департамент казначейства, Департамент главной бухгалтерии государства, Департамент налоговой политики и Административный департамент), которые в свою очередь включают в себя государственные инспекции и/или отделы. Кроме того, в состав Министерства в качестве самостоятельного структурного подразделения входит аппарат министра (включающий канцелярию, отдел внутреннего контроля и другие подразделения).
Несмотря на свое наименование, Департамент казначейства Министерства экономики и финансов Италии занимается совершенно иными вопросами, чем Казначейство России. К его функциям отнесены: планирование бюджетной политики; управление государственным долгом совместно с Центральным банком Италии; международные финансовые отношения; управление финансовыми активами, приватизация государственного имущества и ряд других вопросов.