Коммерческие банки, их виды и роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение видов банков, их основных функций и роли в экономике, анализ деятельности коммерческих банков Республики Беларусь, изучение проблем деятельности банков в Республике Беларусь.
Поставленная в работе цель предопределила комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных задач:
• изучение теоретических аспектов организации деятельности банков;
• исследование видов коммерческих банков;
• анализ деятельности коммерческих банков в Республике Беларусь;
• выявление основных проблем и направлений совершенствования деятельности банков.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические аспекты организации деятельности банков 6
1.1 Сущность и виды коммерческих банков 6
1.2. Функции и роль банков в экономике 9
1.3. Принципы и правовые основы организации деятельности банков ..…..12
2 Анализ деятельности коммерческих банков Республики Беларусь 17
3 Проблемы и направления совершенствования деятельности банков в Республике Беларусь 22
Заключение 26
Список использованных источников 28

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 80.00 Кб (Скачать документ)

Рассмотрим  показатели рентабельности собственного капитала белорусских банков за 2009, 2010 и 2011 годы. В таблицах 1-3 (приложение Ж) условно выделены десять банков, имеющих наиболее высокие показатели рентабельности собственного капитала, банки, у которых этот показатель меньше одного процента, и остальные.

Данные  таблиц указывают на то, что по итогам работы 2011 года лучшие показатели рентабельности собственного капитала имеют Международный резервный банк, Приорбанк, Абсолютбанк, МТБанк, Банк «Москва-Минск», Банк ВТБ (Беларусь), Цептер Банк, Франсабанк, Альфа-Банк, Белвнешэкономбанк, Белгазпромбанк, Сомбелбанк, Белсвиссбанк. Худшие показатели – Белагропомбанк, Беларусбанк, Банк ББМБ.

На первом месте по рентабельности собственного капитала по результатам работы за 2009 год стал Банк «Москва-Минск», в 2010 году это место занял МТБанк, в 2011 году – Международный резервный банк, на втором месте– Приорбанк, на третьем - АБСОЛЮТБАНК. Впервые в десятку лучших вошли Международный резервный банк, Франсабанк, Альфа-Банк и Белвнешэкономбанк по показателям за девять месяцев 2011 года.

Такие банки, как Банк «Москва-Минск», МТБанк, Приорбанк, Абсолютбанк, находятся в десятке лучших на все анализируемые даты – за 2009, 2010 и 2011 годы.

По сравнению  с 2010 годом десятку лучших покинули ХКБанк, Белросбанк, РРБ-Банк, Белгазпромбанк, Сомбелбанк и БПС-Банк.

Кроме того следует отметить более высокие  абсолютные значения рентабельности собственного капитала десятки лучших банков по итогам работы за 2011 год в сравнении с 2010 годом. Это может свидетельствовать либо о снижении конкуренции, либо о росте маржи банками.

Однако  использование показателя рентабельности собственного капитала для оценки эффективности работы банка и качества его менеджмента имеет два существенных ограничения:

  • рентабельность собственного капитала не учитывает риска; если денежные потоки банка неустойчивы и рискованны, запланированная прибыль может быть недополучена;
  • рентабельность собственного капитала не учитывает масштаба инвестиций. Более масштабные инвестиции принесут больше прибыли собственникам при более низкой рентабельности собственного капитала.

Собственникам бизнеса необходимо учитывать эти ограничения при принятии стратегических решений [12, с. 8].

Таким образом, можно сделать выводы:

  • наблюдается тенденция роста размера прибыли за три исследуемых года у значительного большинства белорусских коммерческих банков. Причиной этого могут быть рост процентных и комиссионных доходов, а также высокие темпы кредитования национальной экономики. Что касается роста прибыли коммерческих банков за 2011 год, то в большей степени это обусловлено увеличением рублевого эквивалента валютных составляющих прибыли в результате двух девальваций 2011 года.
  • анализ динамики изменения размера собственного капитала банков за 2009, 2010, 2011 годы показывает нацеленность подавляющего большинства белорусских банков (собственников банков) на увеличение размера собственного капитала. Ряд банков имеют сопоставимые или близкие по значению размеры собственного капитала. Это является предпосылкой роста конкуренции между такими банками в силу их потенциальной возможности удовлетворять потребности одних и тех же клиентов (групп клиентов).
  • ряд банков имеет наиболее высокие показатели рентабельности собственного капитала на протяжении анализируемого периода – за 2009, 2010, 2011 годы. Некоторые банки теряют свои позиции, другие поднимаются в рейтинге, что, безусловно, отражает качество менеджмента и правильность выбранных банками стратегий развития.

 

3 Проблемы и направления совершенствования деятельности банков в РБ

 

В настоящее  время, несмотря на динамичное развитие экономики, имеется ряд нерешенных проблем, сдерживающих повышение эффективности  функционирования банковского сектора  как с точки зрения повышения  его функционального потенциала относительно экономики страны, так  и в области повышения финансовых результатов.

К основным макроэкономическим факторам, негативно  влияющим на функционирование банковского  сектора, относятся: недостаточная  эффективность общественного производства вследствие его невысокого технологического уровня; высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, что негативно отражается на состоянии платежного баланса страны; сохраняющаяся в стране высокая налоговая нагрузка; напряженное финансовое состояние определенного круга предприятий, обусловливающее высокие кредитные риски; недостаточная инновационная активность, отсутствие эффективного механизма трансферта новых знаний и технологий из-за рубежа, в том числе путём привлечения иностранных инвестиций.

Имеется целый ряд проблем, связанных  с неразработанностью основополагающих норм законодательства, в том числе регулирующего вопросы залога и ипотеки, а также с неразвитостью инфраструктуры финансового рынка, в том числе институтов долгосрочных накоплений, рынка ценных бумаг.

К проблемам, свойственным банковскому сектору  как сегменту финансового рынка, можно отнести: незначительную долю частного капитала в уставных фондах банков, что ограничивает уровень  конкуренции и эффективность  использования рыночных механизмов в организации деятельности банковского  сектора, уровень ее интеграционных возможностей; невысокую эффективность  деятельности отдельных сегментов  банковского бизнеса, связанную  с реализацией банками государственных  программ, а также бесплатным расчетно-кассовым обслуживанием операций с бюджетными средствами, в совокупности с недостаточным  уровнем бюджетной компенсации  банкам потерь от льготного кредитования и обслуживания; высокие риски  кредитования, связанные с недостаточно устойчивым финансовым положением отдельных  контрагентов, кредитуемых в соответствии с решениями государственных  органов управления; низкую обеспеченность банковского сектора долгосрочными  ресурсами и недостаточное развитие финансовых институтов долгосрочных накоплений; неразвитость рынка корпоративных  ценных бумаг и производных финансовых инструментов, что сдерживает как  привлечение инвестиций в банковский сектор, так и обусловливает недостаточное развитие инструментов управления ликвидностью банков; невысокий уровень рентабельности, прежде всего крупнейших банков, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, что отрицательно влияет на возможности банков по капитализации за счёт внутренних источников [3].

Наиболее  актуальной проблемой коммерческих банков на современном этапе является проблема девальвации национальной валюты. Девальвационные процессы спровоцировали снижение капитализации банков, привели к обесценению взносов иностранных инвесторов в уставные фонды банков.

Из-за снижения капитала у банков появились другие проблемы. Величина валютного кредита, который могут сейчас выдавать банки в одни руки, снизилась. Соответственно, возникли проблемы по обслуживанию кредитных линий. То есть, сложившаяся ситуация поставила под угрозу выполнение банками обязательств по предоставлению денежных средств по ранее открытым кредитным линиям и вынуждает банки отказаться от участия в завершении многих значимых проектов.

Еще одна проблема, возникшая в банках из-за девальвации, связана с налогообложением. Девальвация привела к переоценке валютных активов банков по новому курсу. В результате, у  коммерческих банков появился дополнительный рублевый доход, с которого они в марте текущего года  заплатили приличный налог. Взимание налога с выросших доходов привело к потере заинтересованности инвесторов в дальнейших инвестициях в экономику страны. Если на 1 января 2011 года сумма вкладов нерезидентов в уставные фонды белорусских банков составляла 2,9 трлн. рублей (или около 970 млн. долларов), то на 1 января 2012 года эта сумма уже соответствовала 4 трлн. рублей (481,3 млн. долларов). Таким образом, в долларовом эквиваленте белорусские банки много потеряли в результате девальвации 2011 года. В марте 2012 года  после уплаты налогов с девальвационной прибыли потери белорусских банков еще больше выросли.

Решение проблем, связанных с воздействием указанных факторов, во многом будет  определяться активизацией усилий органов  государственного управления в области  дальнейшего совершенствования  экономической и социальной политики, в том числе по поддержанию  макроэкономической стабильности в  стране, оздоровлению предприятий реального  сектора экономики, повышению реальных доходов населения, развитию инфраструктуры финансового рынка, разработке законодательных  актов, содействующих развитию добросовестной конкуренции, расширению перечня предоставляемых  услуг, а также привлечению иностранных  инвестиций в страну.

Соответствующие направления данной работы предусмотрены  как утвержденной Программой социально-экономического развития страны на 2011 – 2015 год, так и Программой развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы.

Согласно  Стратегии развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011-2015 годы, совершенствование регулирования деятельности банков Национальным банком направлено на:

  • повышение устойчивости банковского сектора;
  • обеспечение потребностей экономических агентов современными банковскими продуктами;
  • обеспечение устойчивости национальной валюты.

Совершенствование системы регулирования банковских операций направлено также на формирование условий для внедрения и развития передовых технологий и современных банковских продуктов на основе:

  • расширения прав банков в установлении процедур проведения банковских операций, закрепляемых в локальных нормативных правовых актах;
  • развития институтов обеспечения прав банков как кредиторов;
  • повышения информированности клиентов банков о стоимости и содержании предоставляемых им услуг.

В рамках развития рыночных принципов в экономике  ожидается совершенствование участия  банков в кредитовании государственных  программ. Участие банков, в том  числе негосударственных, предполагается на конкурсной основе. По мере развития инфраструктуры финансового рынка, создания специализированных финансовых организаций роль банков в кредитовании государственных программ будет  снижаться.

Основными целями развития информационных технологий в  банковской системе являются повышение  качества и увеличение количества банковских услуг, обеспечение их доступности  независимо от территориальной принадлежности клиентов, а также повышение эффективности, надежности и безопасности функционирования информационных систем [20].

Приоритетным  направлением развития системы финансовой отчетности в банках останется дальнейшее ее сближение с международными принципами, правилами и стандартами.

Еще одной проблемой банковской системы Беларуси является также ее общая финансовая слабость. Почти половина всех активов банковской системы размещена в форме кредитов юридическим лицам, большинство из которых представляют собой низкорентабельные и убыточные предприятия государственного сектора. Банковская система Беларуси практически не имеет финансовых инструментов, позволяющих обеспечивать накопление денежных ресурсов в реальном исчислении.

Особенностью  белорусской банковской системы  является преобладание нескольких крупных  банков, обслуживающих государственные  программы и государственные  предприятия. Представляемые этим банкам взамен льготы по обязательному резервированию и процентным ставкам не позволяют эффективно регулировать денежный рынок рыночными инструментами и вызывают определенные искажения в его работе.                  

Финансовое оздоровление банковского сектора должно проводиться  по двум направлениям:

  • реструктуризация задолженности предприятий реального сектора экономики перед банками;
  • рекапитализация самих банков через привлечение дополнительных финансовых средств в банковскую систему.

Реструктуризация  сомнительной к погашению задолженности  предприятий банкам может проводиться  двумя способами: путем осуществления  согласительных процедур и принудительным путем.

Исходя из вышеизложенного  банкам самим целесообразно выстроить  свою политику, а именно:

  1. Банкам следует осуществлять свои активные операции, в том числе при взаимодействии с органами государственного управления в рамках финансирования государственных программ и мероприятий с учетом возможностей формирования ресурсной базы из неэмиссионных источников.
  2. При принятии решения о выделении кредита целесообразно отдавать предпочтение валютоокупаемым и импортозамещающим проектам.
  3. Банки должны активно предлагать предприятиям-экспортерам продукты и услуги, стимулирующие возврат валютной выручки, и разрабатывать новые.
  4. Необходимо принять дополнительные меры по повышению привлекательности вкладов с длительными сроками, в том числе целесообразно увеличивать разницу между процентными ставками по долгосрочным и краткосрочным депозитам.
  5. При Ассоциации белорусских банков также целесообразно создание соответствующей службы для рассмотрения спорных вопросов между банками и клиентами, для повышения финансовой грамотности граждан и укрепления доверия к национальной банковской системе.
  6. Банкам следует внимательно подойти к вопросам устойчивости своего функционирования, активизировать работу по наращиванию нормативного капитала до безопасного уровня [2, с.3-7].

Кроме того, государству  в лице Правительства и Национального  банка следует осуществить определенные действия по сокращению государственного вмешательства в банковскую деятельность.

Подводя итог, следует  отметить, что предложенные мероприятия  повышения эффективности направлены на финансовое укрепление белорусской  банковской системы, придание ей динамичности, прозрачности и выход на мировые  финансовые рынки в качестве полноправного  участника. В отличие от монетарной политики, их реализация не требует  комплексности и может быть осуществлена в разные сроки по мере подготовки соответствующих экономических  и политических условий. От того, насколько качественно будут решены поставленные задачи, будет зависеть устойчивость банков, стабильность белорусского рубля и, в конечном итоге, наш общий вклад в достижение целей развития в Республике Беларусь.

Информация о работе Коммерческие банки, их виды и роль