Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 05:02, курсовая работа
Названные задачи российским кредитным организациям предстоит решать в непростых, постоянно изменяющихся условиях - это и снижение доходности финансовых инструментов, и усиление конкуренции со стороны иностранных банков и небанковских финансовых посредников, и усиление влияния альтернативных инструментов привлечения и размещения средств. В этом аспекте значимость и актуальность эффективной работы коммерческих банков по улучшению структуры активных операций с целью повышения ликвидности находящихся в их распоряжении активов существенно повышается.
Введение ……………………………………………………………………….... 3
1. Коммерческие банки как субъекты кредитно-финансовых отношений….. 5
2. Классификация коммерческих банков …………………………………….. 10
3 . Основные направления деятельности коммерческих банков в современных условиях…………………………………………………………………………. 16
Заключение……………………………………………………………………… 21
Глоссарий ………………………………………………………………………. . 23
Список использованных источников………………………………………….. 27
Список сокращений ………
Американская
программа антикризисных
В марте 2009 г. в США было объявлено о создании Государственно-частного инвестиционного партнерства (PPIP). Деятельность данного института ориентирована на выкуп «плохих» активов финансовых институтов на открытых аукционах за счет средств Министерства финансов США, кредитных ресурсов ФРС и частного сектора.
Для нашей страны больше подойдет китайская модель централизованного управления активами, предусматривающая создание соответствующего института за счет бюджетных ассигнований. Китайская модель расчистки балансов банков от «плохих» активов предполагает покупку активов предприятий-банкротов и несколько способов управления: продажа на открытых аукционах стратегическим инвесторам; реструктуризация, перепрофилирование, реорганизация, конкурсное управление и ряд других, позволяющих восстановить платежеспособность предприятий в среднесрочной перспективе.
Подобный институт в нашей стране должен быть организован в кратчайшие сроки, поскольку, как следует из данных крупнейших российских банков, просрочка по корпоративным кредитам растет намного быстрее, чем по розничным. Особенно высоки темпы прироста просроченной задолженности по корпоративным кредитам у так называемых отраслевых банков. С социальной точки зрения предстоит активизировать деятельность Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК).
Переход от децентрализованной системы хранения данных к централизованному бюро кредитных историй необходим, поскольку действующая схема не позволяет банкам снижать уровень кредитного риска (а значит, уровень процентных ставок для надежных заемщиков). Наоборот, децентрализованная система бюро кредитных историй существенно удорожает запрос о прошлой кредитной истории потенциального заемщика, усложняет процедуру оценки его кредитоспособности. В результате система бюро кредитных историй в нашей стране фактически не действует, большинство банков предпочитают оценивать заемщиков по собственным методикам на свой страх и риск. Переход к централизованной системе хранения кредитных историй позволит также пополнить базу данными о бюджетной, налоговой, таможенной дисциплинированности потенциальных заемщиков. Как следствие, снизятся операционные расходы банка на оценку кредитоспособности заемщиков, размер премии за риск конкретного заемщика, Кроме того, такая база данных поможет регулирующим органам точнее определять масштабы теневой экономики.
Поддержание стабильности банковской системы невозможно без постоянного мониторинга качества кредитных портфелей банков. Создание при Банке России центра мониторинга выданных кредитов позволило бы решить несколько задач: а) иметь точные данные об объеме неработающих кредитов; б) обнаруживать случаи скрытой реструктуризации кредитных договоров; в) своевременно выявлять наличие финансовых проблем у банка-кредитора; г) улучшить соблюдение пруденциальных требований всеми участниками кредитного процесса.
Для создания подобных институтов требуются значительные ассигнования. Но, как показывает опыт Китая, они быстро окупаются. К тому же их функционирование значительно повышает долгосрочную социально-экономическую эффективность банковского финансового посредничества.
Сейчас российский банковский сектор находится «на перепутье» — первый шторм он пережил, но второй может оказаться значительно сильнее. В ближайшее время российские банки могут столкнуться с более серьезной декапитализацией, чем в предшествующий период. В первой фазе кризиса основной удар пришелся на крупные банки в силу проблем на фондовом и межбанковском кредитном рынках. Вторая фаза кризиса прежде всего затронет региональные банки: их положение осложнится из-за роста просроченной ссудной задолженности. По мнению ряда экспертов, в середине 2012 г. в банковской системе страны может начаться новая волна кризисных явлений, для преодоления которой потребуется больше средств, чем осенью 2008 г.
Для предотвращения второй волны кризиса российский банковский сектор нужно быстро и глубоко реформировать, в первую очередь на региональном уровне. Именно здесь необходимо создать как крупные региональные банки развития, так и микрофинансовые институты кредитной кооперации (в общей сложности в регионах кредитом не охвачено примерно 65 млн человек). Это будут центры финансирования хозяйственной деятельности региональной экономики, с одной стороны, крупных межотраслевых корпораций (холдингов, ФПГ), а с другой — малых и средних предприятий, в том числе индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Региональный банк развития (РегБР) — государственный финансовый институт — юридическое лицо публичного (публичные корпорации) или гражданского права (ОАО, ЗАО, ООО) может функционировать в следующих формах:
При этом РегБР должен иметь право выпускать акции, часть которых может быть выкуплена региональным и (или) федеральным фондами имущества, а часть — размещена на открытом рынке. Основным источником формирования ресурсной базы самостоятельных РегБР будет выпуск облигаций под бюджетные гарантии региона.
Планируется
, что надзорным органом в отношении этих
организаций станет Минфин России, который
через своих агентов — саморегулируемые
организации (СРО) — будет осуществлять
контроль за деятельностью микрофинансовых
институтов кредитной кооперации. Однако
неясно, будут ли СРО оказывать финансовую
поддержку этим институтам. Пока известно
лишь одно: ни на одном сегменте финансового
рынка ни одна саморегулируемая организация
финансовую помощь от государства не получила6.
Коммерческие банки, являясь основным элементом кредитно-финансовых отношений в любой экономической системе, выполняют расчетные и кредитные операции и перераспределяют свободные денежные средства.
Банки размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и пр.) и принимают на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами.
Коммерческий банк - автономное независимое коммерческое предприятие, производящее особый, специфический продукт. Он отличается от промышленных предприятий. Деятельность банка сосредоточена не в сфере производства, а в сфере обращения, обмена, сфере услуг.
Основным продуктом коммерческих банков в сфере услуг является предоставление кредита. Особенность банковского кредита состоит в том, что он предоставляется не как некая сумма денег, а как капитал, т.е. предоставленные взаймы денежные средства должны возвращаться в банк с приращением в виде ссудного процента как части вновь созданной стоимости. Предприятие осуществляет свою деятельность преимущественно на собственных ресурсах, а банк аккумулирует чужие средства на началах возвратности.
Однако
традиционное представление о банке,
как только, о кредитном и расчетно-
№ п/п | Понятие | Содержание |
1 | Активные операции | размещение денежных ресурсов путем предоставления кредитов, покупки акций и ценных бумаг |
2 | Банк | финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег. |
3 | Банковская система | совокупность разных взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. |
4 | Валюта | денежная единица страны, участвующей в международном экономическом обмене и других международных отношениях, связанных с денежными расчетами. Валюта используется в виде записей на счетах, национальных банкнот, платежных средств и кредитных инструментов расчетов: чеков, тратт, переводов и т.п. |
5 | Доходы банка | проценты получаемые от заемщиков и операций с ценными бумагами |
6 | Казначейские ссуды | как форма государственного кредита выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджета на условиях срочности, платности и возвратности |
7 | Капитал | деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота; богатство, используемое для его собственного увеличения |
8 | Коммерческие банки | кредитные учреждения универсального типа, осуществляющие на договорных условиях кредитно-расчетное и другое банковское обслуживание юридических и физических лиц посредством совершения операций и оказания услуг |
9 | Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России | документ, определяющий основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно признанным принципам учета и отчетности |
10 | Кредит | движение ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду на условиях возврата за плату в виде процента |
11 | Кредитная эмиссия | увеличение банком денежной массы страны за счет создания новых депозитов для тех клиентов, которые получают от него ссуды |
12 | Ликвидность коммерческого банка | его способность в любой момент полностью оплатить свои обязательства |
13 | Международные кредитно-финансовые отношения | отношения, которые охватывают сферу международного кредита, его формы, валютно-финансовые условия, сроки и стоимость предоставления кредитов, систему государственного регулирования, мировой рынок ссудных капиталов |
14 | Небанковская кредитная организация | это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. |
15 | Пассивные операции | привлечение денежных ресурсов путем приема депозитов, продажа акций, облигаций, других ценных бумаг |
16 | Процент (ставка процента) | плата за кредит, т.е. цена за использование денежными средствами, а также выплата процентов по депозитам |
17 | Расход банка | проценты выплачиваемые им по вкладам, а также хозяйственные расходы |
18 | Срочные вклады | это вклады, вносимые клиентами банка на определенный срок, по ним уплачиваются повышенные проценты. |
19 | Финансовый надзор | контроль за
соблюдением установленных |
20 | Фондовые ссуды | ссуды под обеспечение ценных бумаг. |
21 | Экономические функции правительства | обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы, защита конкуренции, перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости, порождаемым колебаниями экономической конъюктуры, а также стимулирование экономического роста |
|
Федеральный Закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 03.02.1996г. №17-ФЗ. |
|
Федеральный закон РФ от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». |
|
Стратегия развития государства на период до 2010 г. Доклад, подготовленный рабочей группой Государственного совета РФ под руководством В.И. Ишаева [Текст]: офиц. текст. Российский экономический журнал. ─ 2001. ─ №1. ─ С. 3-37. |
|
Банки: мировой опыт. Аналитические и реферативные материалы. 2009. № 1. С. 36-40. |
|
Банковское дело: Учебник Под ред. Г. Белоглазовой, Л. К. — СПб.: Питер, 2008. — 320с. — ISBN: 978-5-91180-733 |
|
Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилиана. – М., 1997. – 864с. |
|
Деньги. Кредит. Финансы: Учебное пособие для вузов С.В.Галицкая.- М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 520 с. |
|
Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник [Е.П. Жарковская]. М.:«Омега-Л», 2008. — 478с. — ISBN: 5-98119-638-6 |
|
Кудашева Ю.С.
Оценка конкурентоспособности |
|
О.И. Банковское дело: экспресс-курс. — М: КНОРУС, 2006.- 160с. |
|
Никонова И.А., Шамгунов Р.Н. Стратегия и стоимость коммерческого банка. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 180с. |
|
Розинский И. Международные финансовые центры: мировой опыт и возможности для России |
|
Саватюгин А.Л. новое на рынке кредитной кооперации и микрозаймов ,, Банковское дело. — 2009. — №1. — С. 30-31. |
|
Экономическая
теория: учеб. / А.И. Амосов, А.И. Архипов,
А.К. Большаков и др. — М.: ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2006. — 608с. |
|
Греф Г., Юдаева К. Российская банковская система в условиях глобального кризиса // Вопросы экономики. — 2009. — № 7 — С. 4-14. |
Информация о работе Коммерческие банки, их виды и основные направления деятельности