Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:43, курсовая работа
Объектом данной работы является Российская Федерация, а предметом исследования – коммерческие банки, находящиеся на ее территории.
Цель данной курсовой работы – раскрыть теоретические основы и рассмотреть функции и операции коммерческих банков.
Введение
1 Банковская система Российской Федерации
1.1 Понятие и виды банковской системы
1.2 Структура банковской системы Российской Федерации
2 Коммерческие банки как звено банковской системы
2.1 Виды, классификация и основные функции коммерческих банков
2.2 Характеристика операций коммерческих банков
3 Проблемы и перспективы развития коммерческих банков в Российской Федерации
3.1. Проблемы развития коммерческих банков
3.2. Перспективы развития коммерческих банков
Заключение
Список использованных источников
Специфика банковского учреждения как одного из видов коммерческого предприятия состоит в том, что подавляющая часть его ресурсов формируется не за счет собственных, а за счет заемных средств. Возможности банков в привлечении средств регулируются ЦБР и в настоящее время определяются исходя из размеров собственного капитала банка и его организационно-правовой формы. Привлекаемые банками средства разнообразны по составу. Главными их видами являются средства, привлеченные банками в процессе работы с клиентурой (так называемые депозиты), и средства, позаимствованные у других кредитных учреждений.
Депозитные счета могут быть самыми разнообразными, и в основе их классификации имеются такие критерии, как источники вкладов, их целевое назначение, степень доходности и т.д.; однако наиболее часто в качестве критерия выступают категория вкладчика и формы изъятия вклада. Исходя из категории вкладчиков, различают депозиты:
юридических лиц;
физических лиц.
По форме изъятия средств депозиты подразделяются на:
до востребования (обязательства, не имеющие определенного срока);
срочные (обязательства, имеющие конкретный срок);
условные (средства, подлежащие изъятию при наступлении заранее оговоренных условий).
Большое значение приобретают векселя банков. Вексель банка - это ценная бумага, содержащая безусловное долговое обязательство векселедателя (банка) об уплате определенной суммы векселедержателю в конкретном месте в указанный срок. Условия эмиссии банковского векселя говорят о его депозитной природе и делают его похожим на депозитный сертификат. Однако в отличие от последнего банковский вексель может быть использован его владельцем в качестве платежного средства за товары и услуги, причем новый обладатель векселя также имеет право передачи его третьему лицу.
Свои кредитные ресурсы коммерческие банки могут пополнять за счет ресурсов других банков, т.е. за счет межбанковского кредита. Свободными кредитными ресурсами торгуют устойчивые в финансовом отношении коммерческие банки, у которых всегда есть излишек ресурсов. Чтобы эти ресурсы приносили доход, банки стремятся разместить их в других банках-заемщиках. Кроме выгоды от помещения средств, банки-кредиторы получают возможность установления деловых партнерских отношений и по другим вопросам банковской деятельности. Для банка помещать кредитные ресурсы в другие банки выгодно по сравнению с помещением средств в хозяйство, особенно в настоящее время, так как гарантия возврата кредита со стороны банка больше, чем со стороны хозяйства. В России в связи с инфляционными процессами самые распространенные сроки межбанковского кредита в настоящее время 3-4 месяца. Причиной привлечения кредитных ресурсов банком-заемщиком из других банков является удовлетворение потребности своих клиентов в заемных средствах, т.е. расширение своих кредитных вложений.
Для привлечения заемного капитала акционерные коммерческие банки смогут выпускать собственные долговые обязательства - облигации. Облигации коммерческих банков - это любые ценные бумаги, удостоверяющие отношение займа между владельцем облигации (кредитором) и банком, выпустивших их. Средства, мобилизованные банком на основе выпуска облигаций, считаются заемными в отличие от остатка денежных средств на счетах клиентов, которые в банковской практике называются привлеченными. От депозитных и сберегательных сертификатов и банковских векселей облигации банка отличаются, во-первых, сроком выпуска (они не могут выпускаться на срок менее года) и, во-вторых, порядком выпуска. К акционерным банкам, выпускающим облигации, предъявляются такие же требования, что и при выпуске акций. Выпуск облигаций регламентируется теми же нормативными документами, что и выпуск акций. Все выпуски облигаций банками независимо от величины выпуска и количества инвесторов подлежат обязательной государственной регистрации в ЦБР. Реализация облигаций может происходить, либо на основе их продажи по договорам с покупателями, либо путем обмена на ранее выпущенные облигации и другие ценные бумаги. При продаже облигаций по договорам с покупателями средства, поступающие в их оплату безналичным путем, переводятся на специальный накопительный счет коммерческого банка в ЦБР. Значит, оплата облигаций производится в порядке, аналогичном оплате акций коммерческого банка.
Таким образом, развитие операций кредитных организаций по привлечению и размещению средств за счет внедрения системы страхования вкладов, ипотеки, расширения кредитования населения, малого и среднего бизнеса будет способствовать росту капитала банков. Прирост капитала банков будет обеспечен в основном за счет капитализации их прибыли, а также за счет привлечения средств российских и зарубежных инвесторов.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Вопрос о роли банков в развитии экономики неоднозначен. Для российской банковской системы он имеет особое значение.
Роль банков не зависит от того, реализована она или нет в России? Речь идет о назначении банка. Роль коммерческого банка выражается в том, что он обеспечивает, во-первых, концентрацию свободных капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности ускорения производства; во-вторых, упорядочение рационализации денежного оборота. Реализуя общественное назначение, банки посредством денежных монетарных инструментов оказывают существенное влияние на состояние экономики и финансов, производство и обращение товаров.
Большой проблемой для банков является проблема кредитоспособности предприятий. Существуют организации, которым нужны средства, но не у всех из них хорошая репутация. Иногда трудно найти предприятие, пользующееся репутацией надежного плательщика. К ней же добавляется неэффективность юридической системы по защите прав заимодавцев, т.е. банков. Поэтому, выделяя ссуды, банки учитывают, что не существует законодательно установленных эффективных методов возврата ссуд в случае недобросовестности заемщика.
В этой связи для обеспечения надежности вложения банкам необходимо решение ряда проблем. Главная из них - закрепление гарантий инвестиций на законодательном уровне. Это не означает, что государство берет на себя материальную ответственность за инвестирование в промышленность. Прежде всего это подразумевает выработку такой правовой базы, в которой государство или частный инвестор, физическое или юридическое лицо нашли бы на законодательном уровне подробно прописанные правила защиты интересов против мошенничества и правила страхования риска. Должна быть детально прописана договорно-правовая часть отношений, разработаны формы страхования инвестиций, а судебная защита должна стать общедоступной, действенной, менее коррумпированной. Понятно, что бюджет не может нести расходы по созданию такой системы, но это и не нужно. Во многих странах институт гарантирования инвестиций имеет собственные источники дохода, а судебная система окупается за счет всевозможных пошлин.
В условиях финансового кризиса, начавшегося в 2008 году, в российской банковской системе сложилась ситуация, требующая безотлагательного введения механизмов, направленных на предупреждение банкротства банков. В этих целях 27 октября 2008 г. принят Федеральный закон № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года». В соответствии с документом на Агентство по страхованию вкладов возложены функции по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы страхования вкладов (ССВ).
В результате принятых мер существенно стабилизировалась ситуация в банковской системе России, а также предотвращен коллапс некоторых региональных банковских систем. Примером могут служить Свердловская, Самарская и Нижегородская области, где резкое ухудшение финансового положения ряда банков вызвало панические настроения у кредиторов финансово устойчивых банков. Принятие Агентством решений об участии в предупреждении банкротства банков из указанных регионов позволили снизить негативный настрой населения и стабилизировать ситуацию в регионах.
Результатом мероприятий по финансовому оздоровлению является возврат доверия к банковской системе России со стороны физических лиц и прекращение оттока вкладов населения.
В целом можно сделать вывод, что, несмотря на наличие объективных трудностей в реализации мер по предупреждению банкротства банков, данное направление деятельности, безусловно, способствует обеспечению стабильности национальной банковской системы.
При выдаче ссуды банк, а не клиент, решает вопрос о передаче денег заемщику, то есть имеет значительную возможность маневра денежными ресурсами. При привлечении денежных средств, право выбора остается за клиентом, а банк вынужден вести нередко жесткую конкуренцию за вкладчика, потерять которого довольно легко. Безусловно, хорошие заемщики тоже представляют собой большую ценность и формирование их широкого круга - одна из важнейших задач банка. Но первичным все же является привлечение, а не размещение ресурсов.
Ограниченность ресурсов, связанная с развитием банковской конкуренции, ведет к тесной привязке к определенным клиентам. Если круг этих клиентов узок, то зависимость от них банка очень высока. Поэтому банкам нужна грамотная депозитная политика, в основу которой ставится поддержание необходимого уровня диверсификации, обеспечение возможности привлечения денежных ресурсов из других источников и поддержание сбалансированности с активами по срокам, объемам и процентным ставкам.
Не секрет, что кредитование, как одно из основных направлений использования кредитных ресурсов - самое рисковое в России направление деятельности банков. Основные причины этого следующие:
тяжелая ситуация в промышленности, когда глубокий спад сменяется депрессией и новым спадом;
финансовый голод предприятий, проявляющийся в кризисе неплатежей;
объективная необходимость в долгосрочных кредитах, которая автоматически повышает рискованность инвестиций в производство;
общая неуверенность хозяйствующих субъектов в перспективах экономической ситуации; проблемы некачественного финансового менеджмента; и, наконец, отсутствие заверенной и обоснованной политики в отношении реального сектора.
Специфика ситуации состоит в том, что кредитованием реального сектора занимаются в основном региональные банки, а они в условиях концентрации и централизации капиталов, жесточайшей политики ЦБ в области банковского регулирования - первые кандидаты на ликвидацию, слияние и поглощение. А крупные банки, имеющие, как правило, свои головные офисы в Москве, размещают свои ресурсы чаще всего в крупные экспортоориентированные предприятия, кредитование которых осуществляется в условиях владения банками значительной частью их акций с наименьшим риском.
Некоторые банки рискуют, разоряются и ликвидируются. Но те элементы российской банковской системы, которые имеют развитую клиентскую сеть и связаны с предприятиями реального сектора, целесообразно оставлять и поддерживать, даже если они испытывают определенные трудности.
Региональные банки могут и должны увеличивать как размер своих кредитных ресурсов, так и долю вложенных кредитных ресурсов. Ситуация, в которой некого кредитовать, вызвана именно низкой активностью в производственном секторе, а она, в свою очередь, вызвана дефицитом денег у производителей.
Нашу банковскую систему определяет дифференцирование по размещению банков на территории страны. Большая часть их находится в Центральном регионе и в Москве. В определенной степени этот дисбаланс компенсируется созданием филиалов столичных банков в других регионах. Другой чертой является концентрация капитала банка, активов и других показателей. На долю 5 наиболее крупных банков приходится 42,3 % всех активов, на долю самых крупных 200 банков – 91,6 %.
3.2 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Меры, которые необходимо принимать являются следствием проблем описанных выше:
1. Меры макроэкономического характера:
небольшое снижение ставки рефинансирования и доходности государственных ценных бумаг, с принятием правила изменения ставки не чаще чем один раз в определенный период (например - квартал) на законодательном уровне;
более мягкая денежно-кредитная политика (осторожное увеличение денежной массы при подконтрольной инфляции);
принятие Земельного кодекса и Закона “Об ипотеке”, которые сделали бы оборот земли реальностью;
снижение количества обязательных экономических нормативов до уровня, при котором банки смогли бы эффективно оперировать ими;
далее следует минимизировать налогообложение сумм резервов, формируемых под не возврат ссуд, а именно: исключить, по крайней мере частично, из облагаемой прибыли и те резервы, которые создаются под ссуды по первой группе риска.
2. Меры микроэкономического характера:
региональные банки, имея небольшой ресурсный потенциал должны проводить политику увеличения своей ресурсной базы;
банкам необходимо усилить работу по привлечению мелких вкладчиков;
нужно начать осуществление трастовых операций с денежными средствами, что регламентируется инструкцией ЦБ №63 от 2.07.97. и уже используется в западных и центральных регионах;
Информация о работе Коммерческий банк как звено банковской системы и часть экономики России