Коммерческий кредит и вексель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:38, курсовая работа

Описание

Роль коммерческого кредита в современном мире трудно переоценить. Наряду с позитивными последствиями применения кредитования необходимо понимать и некоторую противоречивость оного.
Основным внутренним противоречием кредитных отношений является противоречие между кредитором и заемщиком. Эти противоречия определяются размером высвободившихся средств у кредитора и размером потребности заемщика, а также противоречием между продолжительностью высвобождения средств у кредитора и продолжительностью существования потребности в дополнительных средствах у заемщика.

Содержание

Введение
Глава1. Коммерческий кредит: сущность, роль
1.1.Понятие коммерческого кредита, способы предоставления
1.1.1.Определение и способы предоставления коммерческого кредита
1.1.2.Форфетирование
1.1.3.Кредитная политика корпорации
1.2.Достоинства и недостатки коммерческого кредита
1.3.Развитие коммерческого кредитования
Глава2. Вексель как инструмент коммерческого кредита
2.1.Определение, виды, функции и обращение векселей
2.1.1.Понятие векселя
2.1.2.Классификация векселей
2.1.3.Вексельные функции и индоссамент
2.1.4.Платеж по векселю
2.2. Функционирование вексельного рынка России
Глава3. Проблемы коммерческого кредита и вексельного обращения в Российской Федерации на современном этапе
3.1.Вексель – решение проблемы неплатежей
3.2.Коммерческий кредит сегодня
3.3.Тенденции и перспективы развития вексельного обращения и коммерческого кредитования
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая Эржэмы.docx

— 392.91 Кб (Скачать документ)

     В ряде случаев импорт машин и оборудования допускался лишь при определенных условиях. А значит, возможности сбыта машин оборудования в развивающиеся страны нередко зависела от способностей экспортеров привлечь средства для финансирования на определенных условиях своих поставок.

     Системы финансирования экспорта развивались  в соответствии с ранее обозначившейся тенденцией по американскому и европейскому пути. Для американских экспортеров проблемы кредитования своих внешнеторговых

поставок решались в основном путем расширения уже  существовавшего аппарата государственного финансирования. Эта система в США все более переключалась в 50-е годы на форсирование сбыта товаров в развивающиеся страны третьего мира.

     Быстрыми  темпами росли как прямые государственные  кредиты, так и

государственные субсидии. Рост вывоза капитала в форме прямых инвестиций в иностранные дочерние и филиальные предприятия в этот период также в значительной степени способствовал экспорту машин и оборудования из США.

     Доля  американских поставок, осуществлявшихся в рамках кредитов МБРР, хотя и уменьшилась, но была по-прежнему велика.

     Проблема  финансирования экспорта для западноевропейских стран имела в послевоенные годы особенно большое значение, так как их машиностроительная промышленность в гораздо большей степени, чем американская, зависела от сбыта на внешних рынках вообще и на рынках развивающихся стран, в частности.

     В то же время фирмы этих стран в  гораздо меньшей степени могли  использовать для форсирования своего сбыта такие формы финансирования экспорта, как прямые инвестиции в заграничные предприятия, кредиты МБРР, займы, размещаемые на рынке частных капиталов, и т.д.

     В отличие от США большинство западноевропейских стран не шло по пути создания системы финансирования экспорта с помощью прямых государственных кредитов и субсидий. Единственным исключением явилась Франция, широко использовавшая для продвижения своего товарного экспорта (в первую очередь, в страны Французского сообщества) эти средства. В Англии, Бельгии, Голландии практика прямого государственного кредитования и субсидирования экспорта (направляемого, главным образом, в свои колонии и зависимые страны) осуществлялась в ограниченных масштабах. В ФРГ, Италии, Австрии, Швейцарии такой практики не было, по существу, вплоть до конца 50-годов.

     Основной, а в некоторых случаях (как, например, в ФРГ) единственной, формой кредитования экспорта машин и оборудования стали в западноевропейских странах среднесрочные фирменные кредиты поставщиков. Собственно «фирменными» их назвать можно с очень большими допущениями, точнее, это кредит поставщика, который представляет собой своеобразную форму сращивания, модификации

коммерческого и банковского экспортного кредита.

     Правительства западноевропейских стран всемерно поощряли такую практику, поскольку в этом случае в максимальной степени использовался частный (и промышленный, и банковский) капитал, достигалась стопроцентная «связанность» вывоза капитала с товарными поставками, и срок вывоза капитала в такой форме был сравнительно невелик. Рост значения среднесрочных кредитов происходил параллельно с растущей мощью европейской промышленности.

     В конце 60-х годов для удлинения  сроков фирменных кредитов стала  применяться практика «комбинированного» финансирования, при которой частные банки берут на себя финансирование сделки в течение первых лет действия кредитного соглашения, а другие кредитные институты - непосредственно подключаются к кредитной операции в последующие годы. Обычно частные банки предоставляли фирменные кредиты на срок до 4-5 лет после поставки, а государственные – на последующие 5-7 лет и более (ФРГ ).

     В целом, системы долгосрочного кредитования в западноевропейских странах в конце 60-х годов развивались по пути развития прямого государственного кредитования иностранных покупателей и предоставления финансовых кредитов.

     Основным  источником средств для предоставления финансовых кредитов служил частный капитал. Гарантии по финансовым кредитам выдавались так же, как и по коммерческим. Но существовали и существенные отличия. Сами фирмы- экспортеры обычно не участвовали своими средствами в финансировании сделок. Они, по существу, лишь получали денежный эквивалент по своим поставкам наличными.

     Расширение  практики долгосрочного кредитования экспорта из

западноевропейских  стран заставило в свою очередь США не только увеличить объем таких кредитов, предоставлявшихся в основном развивающимся странам, но и сделать условия предоставления таких кредитов (в первую очередь их сроки и стоимость) более приемлемыми для покупателей.

     Таким образом, существовавшее до начала 60-х  годов четкое разграничение в системах кредитования экспорта в развивающиеся страны из США и Западной Европы к концу 60-х годов практически сгладилось.

     Наиболее  быстрыми темпами в 60-е годы росли  прямые государственные кредиты. С 1961 по 1967 г. среднегодовая сумма таких кредитов возросла более чем в 2 раза по сравнению со среднегодовой суммой их в течение предыдущего пятилетия (56- 60 гг.). Однако после резкого скачка на рубеже 50-60-х годов они росли сравнительно умеренными темпами. Им незначительно уступали по темпам роста кредиты международных организаций.

     Более умеренными темпами рос объем частных (коммерческих и банковских) кредитов. Согласно данным  МБРР, датированным 1967 г., задолженность развивающихся стран по фирменным кредитам в конце 1955 г. составила около 8 млрд.долл., в том числе по кредитам, полученным под гарантию правительств этих стран - 6 млрд.долл. По ориентировочным подсчетам на основе статистических данных ОЭСР и Комитета содействия развитию, роль отдельных видов международных кредитов с 1956 по 1967 гг. изменялась следующим образом (использованная часть в млрд.долл.) указанна в таблице № 2.

     Относительное значение частных кредитов (основную массу которых составляют фирменные кредиты) в целом уменьшилось, но первенства они не уступили.

     Что касается развития международного кредита  в отношениях между развитыми странами, то его роль заметно ослабла. Уменьшение притока американских кредитов в Западную Европу происходило за счет прямых государственных кредитов с прекращением деятельности различных программ и планов помощи.

     Рост  притока частных капиталов (банковских и фирменных) не мог компенсировать такое сокращение объема государственных кредитов.

     Одновременно  с этим укрепились кредитные связи  между западноевропейскими странами. Исключительную роль при этом играли частные кредиты. Предоставление государственных кредитов распространения не получило. Лишь в отдельных случаях такие кредиты используются для финансирования экспортных поставок военной техники.

     Необходимость кредитования операций между промышленно  развитыми странами была вызвана несколько иными причинами, чем в случае с развивающимися.

     Валютные  проблемы, валютное регулирование после  конца 50-х гг. играли здесь второстепенную роль или вообще не имели значения. Ограничение в отношении условий предоставления кредитов со стороны государственных организаций в торговле между развитыми странами тоже по существу не имели места. Условия платежа, как правило, регулировались исключительно экспортером и импортером.

     Поэтому, основной причиной использования иностранных  кредитов является чисто коммерческая выгода, стремление получить заемные средства на наиболее выгодных условиях.

     Возможность получения крупных займов у местных  банков или на рынке ссудных капиталов (путем размещения облигаций) серьезно ограничивала роль международного кредита как средства финансирования импорта фирмами в развитых странах.

     Наибольшее  распространение получили фирменные  кредиты, используемые для финансирование экспорта. Однако нередко они не опосредствовали товарные поставки, а предоставлялись для финансирования иностранных предприятий, в деятельности которых заинтересован кредитор. В 60-х гг. такая практика приобрела особый размах в Италии, где кредиты иностранных компаний своим дочерним предприятиям на срок более 5 лет могли предоставляться без предварительного разрешения казначейства и министерства внешней торговли.

     Фирменные кредиты предоставлялись, в первую очередь, покупателям стран с высокой стоимостью кредита ( Япония, Италия и др.), но были случаи и экспортной продажи машин и оборудования в кредит и в ФРГ, Англию и США.

     Фирменные кредиты были известны еще до второй мировой войны. Однако в то время их объем был несравнимо меньше, а сроки - значительно короче. Поэтому предоставление таких кредитов иностранным покупателям не создавало особых трудностей для поставщиков. Положение существенно изменилось в послевоенные годы. Возросшее абсолютное и относительное значение фирменных кредитов как средства финансирования экспорта, безусловно, потребовало перестройки аппарата финансирования экспорта, приспособления его к новым условиям. Это коснулось как самих фирм-экспортеров, так и связанных с ними банков.

     Участие банков в среднесрочном финансировании экспорта в послевоенные годы в необходимых, резко возросших размерах затруднялось тремя основными причинами: значительными рисками, связанными с такими операциями; ограниченностью свободных ресурсов у частных банков; боязнью банков подорвать ликвидность своих активов в связи с удлинением сроков экспортных кредитов, с одной стороны, и специфичностью характера их капитала, базирующегося в основном на краткосрочных депозитах, - с другой. Все эти проблемы не могли быть решены силами только частных предпринимателей. Поэтому, в тех случаях, где это было необходимо, монополии призвали на помощь государство.

     Основными принципами участия государства в среднесрочном финансировании экспорта являются государственное страхование экспорта в форме выдачи гарантий по экспортным кредитам (практика, получившая в западноевропейских странах довольно широкое развитие еще до второй мировой войны, но сфера действия которой тогда ограничивалась, главным образом, краткосрочными кредитами) и создание дополнительных систем финансирования и рефинансирования экспорта.

     Хотя  такие системы использовались для  форсирования торговли между развитыми странами, основной целью их деятельности все же было развитие торговли с развивающимися странами. Появление систем государственного участия в среднесрочном кредитовании экспорта относится как раз к тому периоду, когда развитые капиталистические страны начинают все более интересоваться рынками сбыта в развивающихся странах.

     Система финансирования экспорта с помощью  коммерческих кредитов именно в эти годы не смогла решить проблему долгосрочного финансирования экспортных поставок, как в отношении объема такого финансирования, так и в отношении условий предоставления кредитов. Это было связано с тем, что подобная система кредитования в основе своей опиралась при мобилизации средств для рефинансирования на частную банковскую систему, предоставлявшую в лучшем случае среднесрочные кредиты. Кроме того, стоимость таких кредитов была довольно большой. Включение части ее в цену поставки с целью уменьшения процентной ставки не всегда было возможным и целесообразным. Поэтому, именно перед западноевропейскими странами встала проблема создания специализированных систем долгосрочного кредитования внешних операций с развивающимися странами.

     В конце 60-х г.г. роль фирменных кредитов как средства форсирования сбыта  на рынке развитых стран возросла. Получившая большое развитие практика продажи в рассрочку бытовых машин и производственного оборудования на внутреннем рынке этих стран заставила и иностранных поставщиков прибегнуть к ней.

     Западноевропейские  фирмы предоставляли кредиты  на те же сроки, что и на денежном рынке страны импортера. Кредиты при продаже станков, грузовых машин, складского оборудования, строительных машин предоставлялись обычно на 2-3 года. Однако иностранные поставщики могли давать кредиты и на более длительные сроки. Наиболее гибкую политику в этом плане проводили фирмы ФРГ. Например, при продаже станков на внутреннем рынке небольшие и средние итальянские фирмы получали рассрочку платежа до 2-3 лет. Фирмы же ФРГ поставляли в Италию станки в кредит на срок от 2 до 5 лет, а в период спада конъюнктуры в 1964-65 гг. даже на срок до 10 лет.

     Фирмы-поставщики шли на предоставление кредитов иностранным покупателям подчас даже с большей задолженностью, чем банки страны-импортера. В свою очередь, фирмы-импортеры также предпочитали обращаться за кредитами к экспортерам, т.к. условия были выгоднее, а возникавшая задолженность не лишала их возможности получать кредиты у местных банков. Фирмы-кредиторы получали ссуды на экспортные нужды у своих банков, как правило, по льготным ставкам, а их кредитные операции гарантировались от различных рисков государственными страховыми компаниями.

     Естественно, что острая конкурентная борьба с  помощью экспортных кредитов имела место при продаже тех видов товаров, на рынке которых наблюдалась особенно плохая конъюнктура. Даже в США представление прямых правительственных кредитов и прямых кредитов государственных кредитно-финансовых организаций для финансирования экспорта в конце 60-х годов резко сократилось. Сокращение таких операций Экспортно-Импортным банком сопровождалось расширением практики предоставления американскими экспортерами фирменных кредитов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Коммерческий кредит и вексель