Контрольная работа по «Деньги, кредит, банки»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:15, контрольная работа

Описание

Главная цель эмиссии безналичных денег в оборот - удовлетворение дополнительной потребности предприятий в оборотных средствах. Коммерческие банки удовлетворяют эту потребность, предоставляя предприятиям кредиты. Однако кредиты банков могут выдавать только в пределах имеющихся у них ресурсов, то есть тех средств, которые они мобилизовали в виде собственного капитала и средств, находящихся на депозитных счетах. С помощью же этих ресурсов можно удовлетворить лишь обычную, а не дополнительную потребность хозяйства в оборотных средствах. Между тем либо в связи с ростом производства, либо в связи с ростом цен на товары постоянно возникает дополнительная потребность хозяйства и населения в деньгах.

Содержание

1. Понятие и виды денежной эмиссии .
1.1 Понятие денежной эмиссии
1.2 Виды денежной эмиссии
2. Коэффициент денежной (банковской) мультипликации.
2.1 Понятия мультипликатора.
2.2. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
2.3 Мультипликатор трансфертов
2.4 Мультипликатор внешней торговли
2.5 Сущность и механизм банковского мультипликатора
Заключение
3. Тест
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

дкб[1].docx

— 38.64 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По дисциплине: 

«Деньги, кредит, банки» 

Контрольное задание № 5 
 
 
 
 
 

Выполнил студент III курса

Группы  ЭЗСС – 08

Дерюгин Александр Александрович 

 

Проверил  
 
 
 
 
 
 

Дата сдачи: «__»__________2011г                      
 

    КАЛУГА  2011

    СОДЕРЖАНИЕ 
 

1. Понятие и виды денежной эмиссии .

1.1 Понятие денежной эмиссии

1.2 Виды денежной эмиссии

2. Коэффициент денежной (банковской) мультипликации.

2.1 Понятия мультипликатора.

2.2. Мультипликатор  сбалансированного бюджета.

2.3 Мультипликатор трансфертов

2.4 Мультипликатор  внешней торговли

2.5 Сущность и  механизм банковского мультипликатора

Заключение

3. Тест

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

   Деньги  в хозяйственном обороте в  условиях рынка существовали и существуют всегда. Новые деньги в оборот поступают  из банков, создающих их в результате кредитных операций. Вот почему кредитный  характер денежной эмиссии является одним из основополагающих принципов  организации денежной системы государства.

   Понятия "выпуск денег" и "эмиссия денег" - неравнозначны.

   Выпуск  денег в оборот происходит постоянно. Безналичные деньги выпускаются  в оборот, когда коммерческие банки  предоставляют ссуду своим клиентам. Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки в процессе осуществления  кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Однако одновременно клиенты погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков. При  этом количество денег в обороте  может и не увеличиваться.

   Под эмиссией же понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Существует эмиссия безналичных и наличных денег (последняя и назывался  эмиссией денег в обращение).

   В условиях административно-распределительной  экономики (по типу бывшего СССР) и  ту, и другую эмиссию, как правило, осуществлял Государственный банк. В условиях рыночной экономики эмиссионная  функция разделяется: эмиссия безналичных  денег производится системой коммерческих банков, эмиссия наличных денег - государственным  центральным банком. При этом первична эмиссия безналичных денег. Прежде чем наличные деньги появятся к обороте, они должны отражаться в виде записей  на депозитных счетах коммерческих банков.

   Главная цель эмиссии безналичных денег  в оборот - удовлетворение дополнительной потребности предприятий в оборотных  средствах. Коммерческие банки удовлетворяют  эту потребность, предоставляя предприятиям кредиты. Однако кредиты банков могут  выдавать только в пределах имеющихся  у них ресурсов, то есть тех средств, которые они мобилизовали в виде собственного капитала и средств, находящихся  на депозитных счетах. С помощью  же этих ресурсов можно удовлетворить  лишь обычную, а не дополнительную потребность  хозяйства в оборотных средствах. Между тем либо в связи с  ростом производства, либо в связи  с ростом цен на товары постоянно  возникает дополнительная потребность  хозяйства и населения в деньгах. Полому должен существовать механизм эмиссии безналичных денег, удовлетворяющий эту дополнительную потребность. 

  1. Понятие и виды денежной эмиссии
 

    1.1 Понятие денежной  эмисии 

    Денежная  эмиссия– выпуск в обращение денег  в наличной и безналичной форме. Эмиссия наличных и безналичных  денег рассматривается как пассивная  банковская операция. Существует неразрывная  связь между правом на эмиссию  денег и хозяйственной деятельностью  эмиссионного банка. По этой причине  право на эмиссию денег рассматривается  как особая привилегия, предоставленная  ЦБ-ку, обеспечивающая его постоянную ликвидность. Законодательно установлено, что эмиссия наличных денег находится  в исключительной компетенции Банка  России. Необходимость выпуска новых  денег обусловлена реализацией  нац. дохода или вновь созданной  ст-ти совокупного общественного  продукта. Выпуск Д. – главный источник денеж. средств ЦБ, используемый для  авансирования расширенного воспроизводства. 
           

    1.2  Виды денежной  эмиссии

    Эмиссия денег осуществляется в 2х формах: 1) Безналичной – т.е. депозитно-чековая  эмиссия (безналичные Д.); 2) Наличной. Под наличными деньгами понимают монеты и банковские билеты (банкноты). Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка и обеспечиваются всеми его активами. Наличные Д., обеспечивают кассовые операции по обслуживанию н/х-ва и бюджета. 
           Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляется исключительно Банком России. 
           Под безналичными деньгами понимаются записи на безналичных счетах в центральном банке, депозиты в коммерческих банках. Депозитно-чековая эмиссия – это эмиссия чеков КБ-ми на основе активно-пассивных операций. Чеки выписываются в пределах депозита. Во внутреннем обороте чеки используются не только для получения наличных денег в кредитном учрежд-ии, но и в качестве инструмента безналичных расчетов, осуществляемых посредством перечислений по счетам кредитных учреждениях и зачета взаимных требований. Используются в основном для платежей неторгового характера.
     
     
     
     
     
     

    2.Коэффициент денежной (банковской) мультипликации.

    2.1 Понятия мультипликатора

     Мультипликатор (Multiplier) - числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз сумма прироста/сокращения национального продукта, дохода или денежного обращения превышает инициирующую такое изменение сумму инвестиций, правительственных расходов, налоговых отчислений или вкладов в финансово-кредитные учреждения.

     Различают:

     - мультипликатор денежного предложения; 

     - мультипликатор инвестиционных  расходов;

     - мультипликатор правительственных  расходов;

     - мультипликатор потребительских  расходов;

     - налоговый мультипликатор.

     Инвестиционный  мультипликатор - коэффициент, определяющий влияние небольших по объему инвестиций на увеличение суммарного дохода.

     Мультипликатор  расходов(Expenditure multiplier) - числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз сумма  прироста либо сокращения планируемых  расходов. В закрытой экономике

     Мультипликатор  расходов = 1 / Предельная склонность к  сбережениям.

     Мультипликатор  чистых налогов (Net tax multiplier) - числовой коэффициент, показывающий во сколько  раз конечная сумма прироста/сокращения планируемых расходов, образующих национальный продукт, превысит первоначальную сумму  изменения чистых налогов. Сокращение чистых налогов означает либо сокращение налоговых поступлений, либо увеличение трансфертных платежей населению.

     Мультипликатор  чистых налогов = мультипликатор расходов - 1.

     Мультипликатор  автономных налогов. Поскольку в  простой кейнсианской модели предполагается, что налоги взимаются только с  домохозяйств, т.е. оказывают влияние  на величину потребительских расходов, то с включением в наш анализ налогов  меняется функция потребления, принимая вид:

     С = С + mрc (Y – Т).

     Изменение налогов ведет к изменению  величины располагаемого дохода.

     (РД = ЛД – Т).

     Рост  налогов сокращает располагаемый  доход, а сокращение налогов - увеличивает  располагаемый доход. Если, например, налоги сокращаются на 100$, то располагаемый  доход увеличивается на 100$. Но располагаемый  доход делится на потребление (С) и сбережения (S). Если мрc = 0.8, то при  увеличении располагаемого дохода на 100$ потребление увеличивается на 80$ (100 х 0.8= 80), а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 5 (1/(1 – 0.8) = 1/0.2 = 5), то прирост совокупного  дохода  в результате изменения налогов на 100$ С х 1/(1- мрc) = 80 х 5 = 400), а не 500$, как в случаеDY = Dсоставит 400$  ( изменения государственных закупок на те же 100$, т.е. мультипликативный эффект меньше.  Т.е. мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени (первым членом геометрической прогрессии будет не 100, а 80).

     Определим теперь величину мультипликатора налогов. Налоги действуют на совокупный спрос  через изменение потребительских  расходов. Поскольку (1)

     при этом, а то (2) Подставив формулу

     (2)

     в формулу (1) и несколько перегруппировав, получим:

       Þ (3)

     Величина  и есть мультипликатор налогов. А поскольку (1 – mрc) есть не что иное, как mрs (предельная склонность к сбережению), то мультипликатор налогов можно записать и как (-mрc / mрs).   В нашем примере он равен (- 4) (- 0.8 / (1 - 0.8) = - 0.8 / 0.2 = - 4).

     Мультипликатор  налогов – это коэффициент, который  показывает, во сколько раз увеличится (сократится) совокупный доход при  сокращении (увеличении) налогов на единицу. Выведем мультипликатор автономных налогов алгебраически. Подставим  функцию потребления: в функцию  национального дохода Y= С + I + G, получим: Y = С + mрc (Y – Т) + I + G, откуда  . Если обозначить мультипликатор Т (4) Следует обратитьDY = КТ Dавтономных налогов КТ, то и, следовательно  внимание на 2 момента: 1) мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов – к росту совокупного дохода. В нашем примере сокращение налогов на 100$ (DТ= - 100) привело к увеличению совокупного дохода на 400$ (DY = - mрc /(1 – mрc) х (DТ) = - 0.8/(1 – 0.2) х 100 = - 4 х (-100) = 400) 2) по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора автономных расходов. Итак, мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок (очевидно, что [mрc / (1- mрc)] < [1 / (1 - mрc)]), поскольку изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов воздействует косвенно – через изменение потребительских расходов. Например, если при mрс = 0.8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100$, то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500$ (DY = DG х 1/(1 – mрс) = 100 х 5 = 500), а рост налогов сокращает совокупный доход на 400$   (DY = DТ х [-mрс /(1 – mрс)] = 100 х (- 4) = 400). Т.е. в результате совокупный доход (выпуск) увеличился на $100. Исходя из этого обстоятельства, можно вывести мультипликатор сбалансированного бюджета для автономных (аккордных) налогов.

     Экспортный  мультипликатор (Export multiplier) - отношение  прироста национального дохода, вызванного экспортом, к приросту самого экспорта.

     Эффект  мультипликатора (Multiplier effect ) - эффект изменения  в равновесном уровне национального  дохода в большем размере, чем  инициирующее его изменение в  планируемых расходах. Мультипликатор представляет собой число, показывающее, во сколько раз необходимо умножить происшедший однажды прирост  инвестиций, чтобы рассчитать вызванный  этим прирост совокупного объема производства. 

2.2. Мультипликатор сбалансированного  бюджета 

     Мультипликатор  сбалансированного бюджета показывает, что равные приросты правительственных  расходов и налогов вызывают увеличение объема равновесного ЧНП на величину их прироста. Например, увеличение G и T на 20 млрд. долл. вызывает прирост ЧНП  на 20 млрд. долл. В то же время изменения  правительственных расходов имеют  более сильное воздействие на совокупные расходы, чем изменения  величины налогов такого же масштаба. Правительственные расходы имеют  прямое воздействие на совокупные расходы. Изменение же налогов косвенно воздействует на совокупные расходы, за счет изменения  дохода после уплаты налогов и  через изменения потребления. Основа так называемого мультипликатора  сбалансированного бюджета раскрывается на рис. 1 . Мультипликатор сбалансированного  бюджета равен единице. Одинаковое увеличение налогов и государственных  расходов вызовет прирост ЧНП  на величину, равную приросту объема государственных  налогов и расходов. При предельной склонности к потреблению (MPC), равной 3/4, увеличение налогов на 20 млрд. долл. вызовет снижение дохода после уплаты налогов млрд. долл. и сокращение потребительских расходов на 15 млрд. долл. поскольку мультипликатор сократится на 60 млрд. долл. прирост государственных  расходов на 20 млрд. долл., однако, вызовет  более чем уравновешивающее увеличение ЧНП на 80 млрд. долл. Следовательно, чистый прирост ЧНП составит 20 млрд. долл., что равно величине прироста правительственных расходов и налогов.

Информация о работе Контрольная работа по «Деньги, кредит, банки»