Кредитная политика коммерческих банков»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:14, контрольная работа

Описание

Целью настоящей работы является характеристика существующей в российских банках кредитной политики.

Содержание

Введение 3
1 Основы кредитной политики коммерческого банка 4
2 Сущность банковских рисков, их факторы 9
3 Пути снижения кредитных рисков в современных условиях 16
Заключение 25
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

АДКБ 3.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
Экономико-математический факультет
Кафедра финансового менеджмента
 
 
 
 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Анализ деятельности коммерческих банков»

на тему «Кредитная политика коммерческих банков» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 4 курса
дневного  отделения
группа  Э-41
 
 
 

                                                             

2011 

      СОДЕРЖАНИЕ  
   
      Введение 3
      1 Основы кредитной политики коммерческого  банка 4
      2 Сущность банковских рисков, их  факторы 9
      3 Пути снижения кредитных рисков  в современных условиях 16
      Заключение 25
      Список  использованных источников и литературы 27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Современный коммерческий банк представляет собой  универсальную кредитную организацию, предоставляющую клиентам огромный спектр услуг. В начале своего возникновения и развития коммерческие банки выполняли лишь традиционные для кредитной организации операции: привлечение депозитов, предоставление кредитов и осуществление расчетов. Но в настоящее время в условиях жесткой конкуренции банков и небанковских кредитных учреждений, коммерческий банк вынужден расширять диапазон выполняемых операций с целью получения достаточной для нормального функционирования прибыли. Современные банки являются главными участниками рынка ценных бумаг, валютного рынка, они предлагают клиентам различные виды трастовых и консалтинговых услуг, предоставляют страховые услуги через связанные с ними страховые компании, расширяют операции, связанные с пластиковыми картами, выполняют через представителей операции с недвижимостью и т.д.

     В отдельные периоды времени в  зависимости от политического и  экономического состояния страны и  международной обстановки в целом  различные активные операции являются более или менее прибыльными. Так, при нестабильности валютного  рынка достаточно высокие доходы могут приносить валютные операции. Кризисы на рынке ценных бумаг, сменяющиеся стабилизацией фондового рынка, дают банкам хорошую возможность «заработать» на выполнении арбитражных сделок с ценными бумагами. Кризисы самой банковской системы позволяют крупным банкам получать неплохие прибыли в течение короткого периода времени, размещая на межбанковском рынке деньги, необходимые мелким и средним банкам для выполнения своих текущих обязательств. Но, несмотря на привлекательность отдельных банковских операций в те или иные периоды, банками постоянно осуществляется их главная функция – операции по кредитованию.

     Целью настоящей работы является характеристика существующей в российских банках кредитной  политики.

      1 Основы кредитной политики коммерческого банка 

     Кредитная политика коммерческого банка представляет собой систему денежно-кредитных  мероприятий, проводимых банком для  достижения определенных финансовых результатов  и является одним из элементов  банковской политики.

     На  первом этапе реализации кредитной политики происходит оценка макроэкономической ситуации в стране в целом, региона работы потенциальных заемщиков в частности, анализа отраслевой динамики выбранных направлений кредитования, проверке готовности персонала банка к работе с различными категориями ссудополучателей, принятие ряда внутрибанковских нормативных документов. Проводимая работа происходит вне поля деятельности непосредственного кредитного подразделения и относится больше к работе аналитических и маркетинговых служб банка, но присутствие этих необходимых, элементов анализа делают процесс кредитования осмысленным и подготовленным.

     Исходя  из проведенных исследований руководство  банка принимает меморандум кредитной  политики на конкретный период (обычно 1 год). В этом документе излагаются:

     1. Основные направления кредитной  работы банка на предстоящий  период, конкретные показатели кредитной  деятельности (нормативы и лимиты), обеспечивающие необходимый уровень  рентабельности и защищенности  от кредитных рисков, например:

     – соотношения кредитов и депозитов;

     – соотношения собственного капитала и активов;

     – лимиты сегментов портфеля активов  банка в целом;

     – лимиты сегментов кредитного портфеля (лимиты на кредитование предприятий  одной отрасли, одной формы собственности, одного вида кредитования и т.д.). Обычно размер лимита включает не более 25 % от величины общего кредитного портфеля. Увеличение определенного сегмента сверх лимита возможно при наличии способов защиты от этого повышенного кредитного риска;

     – клиентские лимиты:

     а) для акционеров (пайщиков);

     б) для старых, с определенной историей взаимоотношений, клиентов;

     в) для новых клиентов;

     г) для неклиентов банка;

     – географические лимиты кредитования (требуются  для банков, имеющих иногородние  филиалы с разным уровнем подготовленности персонала к проведению качественной кредитной работы, а также для монобанков, но желающих проводить активные операции в определенных регионах);

     – требования по проведению работы с  обеспечением (виды залогов, стандарты  оформления, маржа в оценке и т.д.);

     – требования по документальному оформлению и сопровождению кредитов;

     – планируемый уровень кредитной  маржи и механизмы принятия решения  об его изменении.

     2. Утверждается Положение о порядке  выдачи кредитов, где отражается:

     – организация кредитного процесса;

     – перечень требуемых документов от заемщика и стандарты подготовки проектов кредитных договоров;

     – правила проведения оценки обеспечения.

     Только  после принятия этих документов, регламентирующих кредитный процесс, можно говорить о внутренней готовности банка к работе по кредитованию.

     Кредитная политика коммерческого банка основывается на реальных экономических предпосылках и источниках кредитного потенциала. Для успешной ее реализации банку  необходимо вести учет всех факторов, которые оказывают воздействие на реализацию потоков притока средств кредитного потенциала. В этой связи необходимо рассмотреть основные факторы, воздействующие на эффективность политики банка в части формирования средств кредитного потенциала.

     К основным формам повышения источников кредитного потенциала относятся:

     — повышение числа банковских клиентов;

     — увеличение средств существующих в  банке участников и клиентов;

     — рост организационной сети банка;

     — объединение средств участников и клиентов банка по целевому назначению (например, создание общего фонда жилищного строительства).

     Средства  хозяйственных предприятий и  организаций — основной фактор формирования кредитного потенциала. Анализ и оценка реальных возможностей к аккумуляции  средств у предприятия, с одной  стороны, и потребностей в денежных средствах этого же предприятия с другой — важнейшие элементы банковской кредитной политики. В зарубежной практике предпочтение отдается тем клиентам банка, которые целиком свою хозяйственную деятельность осуществляют через данный банк и депонируют в нем все свои денежные средства.

     Для банков особое значение имеет большее  число постоянных клиентов, так как  в этом случае стабильнее депозиты в банке и его ликвидность.

     Анализируя  практику коммерческих банков США в  части соблюдения ликвидности, отмечено следующее: "При хорошей организации работы по привлечению ресурсов не имеет существенного значения количественное соотношение некоторых статей актива с привлеченными депозитами. Действительно, более низкое процентное соотношение среднесрочных и долгосрочных размещений средств по активу с привлеченными депозитами значит меньше, чем более высокое соотношение, если во втором случае обеспечивается стабильность депозитов из конкретных источников на базе давно установленных традиционных связей" .

     Экономичность, эффективность использования и  ликвидность средств предприятий  и организаций непосредственно  отражаются на стабильности кредитного потенциала банка. В этой связи банк должен хорошо знать деятельность своих  клиентов, систематически анализируя такие его показатели, как:

     — ликвидность баланса;

     — рентабельность использования средств, в частности оборачиваемость  оборотных средств как реальный экономический критерий степени  ликвидности средств;

     — планы производства и их соответствие условиям рыночной конъюнктуры товаров;

     — технический уровень предприятия  и перспективы его развития;

     — удельный вес продукции, производимой на экспорт, и др.

     Средства  населения должны занимать особое место  в банковской политике формирования средств кредитного потенциала. Основные факторы, которые воздействуют на приобретение сбережений населения, следующие:

     1. Величина денежных доходов и  склонность к сбережениям. 

     2. Организация приобретения сбережений  путем широкой банковской сети.

     3. Качество предоставляемых услуг населению.

     4. Организация информационной службы.

     5. Техническая оснащенность отдела  банка по работе с населением.

     6. Хорошие знания клиентов, их региональное  распределение, финансовые силы, интенсивность потребности и  использования депонированных в банке средств, надежность в выполнении обязательств, возможности обеспечения и другие факторы, на основе которых можно создать реальное представление о притоке и оттоке средств населения.

     Развитие  межбанковского кредитования обеспечивает хорошая информационная база, характеризующая финансовое состояние банков, их платежеспособность и ликвидность. На практике необходимы публикации балансов.

     Хорошие знания тенденции на кредитном рынке  дают возможность коммерческому  банку проводить деловую политику эффективно и эластично, а средства своего кредитного потенциала использовать свободнее.

     Если  коммерческий банк имеет ясную картину  на кредитном рынке, то тем самым  он обеспечивает для себя возможность  получения межбанковского кредита  на кредитном рынке в момент возникновения собственных обязательств без риска неликвидности. Кроме того, кредитный рынок позволяет банку поддерживать высокую ликвидность своих средств продажей их на этом рынке.

     Кредитная политика коммерческого банка обеспечивает непрерывное использование всех средств, которые создаются для удовлетворения подлежащих погашению обязательств и минимального резерва ликвидности. Остаток средств необходимо реализовать на денежном и кредитном рынке. Все сделки на денежном и кредитном рынке регулируются особыми решениями органов управления банка.

Информация о работе Кредитная политика коммерческих банков»