Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей и проблем, а также перспективы развития кредитной системы на современном этапе.
Основными задачами курсовой работы являются:
раскрыть понятие кредитной системы, изучить механизм функционирования;
охарактеризовать государственное регулирование кредитной системы современного общества;
изучить функционирование универсальных и специализированных банков и НКО в экономике;
охарактеризовать современную кредитную систему РФ.
Введение
1. Кредитная система 5
1.1. Структура современной кредитной системы 5
1.2. Механизм функционирования кредитной системы 10
1.3. Государственное регулирование 14
2. Кредитная система Российской Федерации: её эволюция и современное состояние 20
2.1. Эволюция развития кредитной системы в России 20
2.2. Современная кредитная система в Российской Федерации 21
3. Проблемы и перспективы развития кредитной системы на современном этапе 26
Заключение 30
Список литературы 32
Большое влияние на регулирование кредитной системы оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов.
При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов.
В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов. В ряде стран создаются дополнительные регулирующие органы центрального правительства. Обычно они действуют в странах со сравнительно высоким уровнем огосударствления кредитной системы. Так, во Франции, кроме центрального банка и министерства финансов, в регулировании кредитной системы участвуют Национальный совет по кредиту, Комиссия контроля над банком, Комиссия биржевых операций.
Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают законодательные органы (парламенты). В их структуре действуют специальные комитеты, комиссии, подкомиссии, которые корректируют как правительственную политику, так и деятельность кредитной системы не могут быть дополнены другими органами парламента. Так, в Конгрессе США длительное время эффективно работает Комиссия по ценным бумагам, регулирующая инвестиционную деятельность кредитно-финансовых институтов.
Особое место в государственном регулировании занимают страховые компании (особенно компании страховании жизни) как поставщики долгосрочных кредитов на рынке ссудных капиталов. Основным объектом их регулирования являются страховые тарифы (ставки страховых премий). При этом главным органом регулирования, как правило, выступает министерство финансов (исключением из этого правила являются США, где страховые тарифы регулируются исполнительными органами штатов). Особенность регулирования кредитной системы с помощью страховых тарифов заключается в том, что страховые компании стремятся повысить ставки, особенно в области имущественного страхования, так как оно является убыточным. Поэтому уровень пределов страховых тарифов по
имущественному страхованию регулируется довольно жестко как со стороны
министерства финансов, так и местных органов власти, если они участвуют в этом, как в США.
2. Кредитная система Российской Федерации: её эволюция и современное состояние
2.1. Эволюция развития кредитной системы в России
Эволюцию кредитной системы России можно условно разделить на несколько этапов:
2.2. Современная кредитная система РФ
В развитом рыночном
хозяйстве большое
Банковские консорциум (синдикат) - группа банков, временно организованная одним из них - главой консорциума с целью совместного проведения крупных кредитных операций и ограничения потерь для каждого участника в случае неплатежа заемщиком. Банковский синдикат создает единые фонды за счет взносов участников, а также пользуется межбанковским кредитом.
Банковский концерн — объединение ряда формально независимых банков под контролем одного (обычно крупного) банка или другого учреждения. Финансовый контроль осуществляется посредством контрольного пакета акций или благодаря системе долговых отношений. Концерн может объединять специализированные банки с целью расширения сферы влияния в экономике. Для установления этой формы контроля используются холдинг-компании, скупающие контрольные пакеты акций банков.
Банковский картель — соглашение между банками (как правило, тайное) о разделе сфер деятельности, согласовании процентной политики, выплаты дивидендов, условий кредита и др. Картели в банковском деле предполагают юридическое сохранение самостоятельности их участников. Однако на практике их самостоятельность в решении отдельных вопросов и в свободной конкуренции в известной мере ограничивается.
Банковские тресты возникают путем полного слияния двух или нескольких банков. Объединяются собственность, капиталы этих банков, устанавливается единое управление ими.
Кредитные организации, входящие в банковскую систему, могут создавать союзы и ассоциации, не предусматривающие цели извлечения прибыли. Их деятельность направлена на защиту интересов организаций — членов и координацию их усилий по различным направлениям. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещено осуществлять банковские операции. В РФ крупнейшей ассоциацией является Ассоциация российских банков (АРБ). Наряду с АРБ в РФ функционируют 16 территориальных банковских союзов (ассоциаций), которые представляют интересы кредитных организаций на уровне регионов и в своей деятельности сотрудничают с АРБ.
В целях контроля за деятельностью банков и их объединений Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" закрепил понятия банковской группы и банковского холдинга.
Банковская группа – это не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других кредитных организаций.
Банковский холдинг - это не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитных организаций, в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга) имеет возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитных организаций.
Коммерческая организация, выступающая головной организацией банковского холдинга, для управления деятельностью кредитных организаций, входящих в холдинг, может создавать управляющую компанию банковского холдинга в форме хозяйственного общества, основной деятельностью которой. Головная коммерческая организация обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания её учредителей, в том числе о её реорганизации и ликвидации.
Банковский холдинг отличается универсальностью, значительными финансовыми возможностями. Холдинг представляет многофункциональный институт, предоставляющий широкий набор самых разных финансовых услуг клиентам. Через дочерние структуры он расширяет свое присутствие в небанковских сегментах финансового рынка. Создание подразделений в области страхования, пенсионного накопления, лизинга, фондового рынка, инвестиций, финансового консалтинга, управление активами, и многих других способствует образованию эффективного объединения, которое позволит всем его участникам значительно увеличить показатели своего бизнеса. Комплексный подход к финансовым услугам в банковском холдинге стимулирует экономическую эффективность, как для каждого его элемента, так и всей группы в целом.
Для перспективного развития банковских холдингов рассмотрим следующие проектные мероприятия по следующим направлениям:
Одним из направлений развития банковских холдингов является обеспечение устойчивости всего объединения. Любую систему можно считать устойчивой, если она успешно выполняет свои основные функции, способна преодолевать кризисы и имеет возможности для дальнейшего развития и качественного совершенствования. Устойчивым является банковский холдинг, построенный с учетом передового отечественного и зарубежного опыта, легко адаптирующийся к кризисным ситуациям, играющий активную роль в кредитовании народного хозяйства страны, обеспечивающий равные возможности для повышения качества и надежности каждого участника объединения, путем укрепления структуры собственности, роста капитализации, улучшения системы управления и контроля за рисками, применения стратегического планирования.
Современная российская кредитная система характеризуется неравномерностью размещения кредитных организаций и высоким уровнем централизации. Обеспеченность финансовыми ресурсами крайне неравномерно распределяется по территории страны. Территориальные диспропорции тормозят процессы экономического развития и модернизации хозяйства России в целом.
Важным направлением дальнейшего развития банковских холдингов является развитие региональных финансовых рынков, через создание дочерних банковских учреждений в тех регионах, где их крайне мало или совсем нет.
На современном этапе развития и совершенствования банковского регулирования и развития банковского сектора своевременным является поиск различных вариантов помощи «слабым» банкам, решение проблем, связанных с финансовым оздоровлением и перспективами развития инструментов работы со «слабыми» банками.
В целях укрепления устойчивости российского банковского сектора одним из направлений дальнейшего развития банковских холдингов является их непосредственное участие в работе по финансовому оздоровлению кредитных организаций.
3. Проблемы и перспективы развития кредитной системы России
Прежде чем говорить о перспективах развития кредитной системы, необходимо выделить проблемы, которые характерны сейчас для российской кредитной системы.
В качестве
основных можно выделить
- низкий уровень банковского капитала;
- значительный объем невозвращенных кредитов;
- высокая зависимость ряда банков и иных кредитных организаций от государственных и местных бюджетов;
- чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений деятельности, которые приносили немедленный, в основном “спекулятивный” доход; недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики;
- масштабное использование руководителями находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за приделы собственного банковского дела;
- недостаточная жесткость надзорных требований;
- недостатки
действующего законодательства, неурегулированность
многих юридически аспектов
- отсутствие системы страхования вкладов граждан, организация процедур санирования, реструктуризации и банкротства.
Если проанализировать
все эти проблемы, то мы придем
к выводу, что коренной проблемой
является – низкое качество
управления, когда российские банки
не могут адекватно
В случае благоприятного
1. Активизация кредитования (кредиты могут достигнуть 0,4-0,7% ВВП), что приведет к росту активов на 0,6-0,9% ВВП. При этом в условиях подъема внутреннего спроса и сокращения внешнеторгового сальдо продолжится рост, прежде всего, рублевого кредитования. Объем государственных ценных бумаг в портфелях банков по номиналу увеличится незначительно.
2. Увеличение
капитализации банков, причем без
особого участия государства.
Произойдет дальнейшее
Увеличение роли вкладов населения по мере роста реальных доходов можно предположить, лишь при условии сохранения действующего уровня цен на основные продукты. В противном случае эти цифры могут, наоборот, уменьшиться.