Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 07:46, курсовая работа
Объектом исследования выступает кредит как экономическая категория. Предметом курсовой работы является особенности автокредитования.
Целью работы заключается в выявлении современных проблем автокредитования в РФ и оценка перспектив его развития. Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
•рассмотреть сущность кредита и банковского кредита в частности;
•раскрыть понятие банковского кредита и методы его формирования;
•охарактеризовать все виды автокредита коммерческих банков;
•изучить особенности, условия и порядок автокредитования коммерческими банками в РФ;
•выявить проблемы автокредитования и определить пути их решения.
Введение 3
Основные положения по кредитованию физических лиц 4
Автокредитование и его виды 11
Перспективы развития рынка автокредитования в России в настоящее время 18
Рынок автокредитования на современном этапе в РФ 18
Перспективы развития автокредита в РФ 22
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Приложение 1 27
В данный момент времени рынок автокредитованя изобилует всевозможными видами приобретения транспортного средства. Заемщику требуется лишь прийти в банк и выбрать подходящий лично ему автокредит.
Сейчас положение осложнилось из-за существенного ослабления национальной валюты в России, а также неопределенностью с дальнейшими курсами доллара и евро. Именно поэтому многие банки и кредитные организации предпочитают не спешить с выдачей автокредитов или выдают их только самым надежным заемщикам. Стоит отметить, что проценты, под которые выдается кредит на автомобиль очень высокие, в среднем процентная ставка выросла в полтора, а в некоторых банках даже в два раза, тем самым сократив в 2009 году количество желающих оформить автокредит9.
Сейчас люди предпочитают подождать с оформлением автокредита, чем брать его под такие высокие проценты. Покупки автомобилей за наличные деньги, тоже значительно сократились среди населения России. По данным на 2009 год оформить автомобиль в кредит можно только в очень крупных банках, так многие небольшие банки или кредитные организации на данный момент предпочитают выйти из игры и подождать лучших времен, чтобы выйти из кризиса с наименьшими потерями.
Что касается повышения кредитных ставок, то в этом случае особых изменений нет. Банки предпочитают не повышать процентные ставки, которые и так уже практически подошли к своему максимуму. Повышение процентных ставок на автокредитование может грозить исчезновением спроса на этот вид кредита, что уж никак не выгодно для банков. А на понижение процентных ставок можно рассчитывать только в том случае, если иностранные компании предложат специальные льготные программы кредитования, которые будут выгодны как для банков, так и для потребителей.
Мировой финансовый кризис вынудил банки резко повысить ставки по кредитам на автомобили. Данные меры отразились на поведении потенциальных заемщиков: одна часть переориентировалась на более дешевые автомобили, вторая часть - предпочла отложить приобретение автомобиля до лучших времен. Отмечается, если говорить об условиях, то дело не только в размере процентных ставок. К примеру, высокий порог первоначального взноса также делает этот продукт недоступным для многих потенциальных заемщиков. Более того, негативно сказался рост цен на автомобили.
По данным PricewaterhouseCoopers действительно, средняя рублевая стоимость автомобилей в первом полугодии 2009 года выросла на 13%, за это же время, по подсчетам аналитиков PWC, в кредит было куплено чуть меньше 20% всех реализованных в стране автомобилей. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ, за первые восемь месяцев 2009 года продажи пассажирского и легкого коммерческого транспорта в России упали ровно в два раза по сравнению с таким же периодом 2008 года.
За время кризиса ставки по автокредиту увеличились практически в два раза. Если до мирового финансового кризиса средняя ставка по кредиту на автомобиль была в районе 9-14% годовых в рублях, то в текущий период - 20-30% в рублях. Конечно, автомобильный рынок постепенно будет возвращаться на прежние позиции, но понадобится время на адаптацию потенциальных покупателей к новой ценовой политике автодилеров и банков.
В настоящий момент коррекция условий по автокредитованию закончилась, и некоторые банки даже стали снижать процентные ставки. К примеру, в начале сентября Юникредит Банк снизил процентные ставки в рублях по кредитам на покупку иностранных автомашин примерно на 1,5-3%. Кредит на новые автомобили банк выдает под 18,5-19% годовых, в зависимости от срока. Без подтверждения дохода и занятости потенциальный заемщик сможет оформить кредит на новую иномарку под 19,5-20%. Летом БСЖВ уменьшил на 1-2% ставки по рублевым кредитам на новые автомобили: в зависимости от размера первоначального взноса, процентная ставка составит 15-16%. При этом, рублевые процентные ставки БСЖВ на покупку новых автомобилей наряду со ставками Сбербанка в настоящий момент самые низкие на авторынке. Правда, Сбербанк просит первоначальный взнос не менее 30% стоимости автомобиля, тогда как БСЖВ - 20%.10
Кризис оказал немалое влияние на условия автокредитования как коммерческих банков, так и государственных, они увеличивают свою долю на рынке автокредитования. Коммерческие структуры, не располагая сопоставимыми резервами, опасаются возросших рисков невозврата, и поэтому они либо сворачивают программы автокредитования, либо устанавливают заградительный уровень ставок.
В целом за первое полугодие 2009 года из-за снижения платежеспособности населения и ужесточения условий кредитования продажи автомобилей в России сократились почти в два раза. А доля продаж в кредит снизилась с 40% до 20-25%.
По оценке DISCOVERY Research Group в 2008 году суммарный объем рынка автокредитов составил порядка $ 20 млрд. (рост - 35% по сравнению с 2007 годом). В 2009 ожидается падение рынка почти в четыре раза до $ 5,6 миллиарда.
За три месяца 2009 года Сбербанк, выдающий авктокредиты под 15-16%, сохранил объемы кредитования на уровне того же периода прошлого года - 4 200 автокредитов на сумму 1,75 млрд рублей. Однако и количество отказов увеличилось вдвое - теперь 30% потенциальных заемщиков по автокредиту получают в Сбербанке отказ.11
Если Сбербанк сохранил прошлогодний уровень, то ВТБ24 зафиксировал рост. За январь-февраль объем выданных на покупку автомобиля кредитов увеличился на 50-60%. Такой рост можно объяснить уходом с рынка других, более мелких игроков. Сейчас в ВТБ 24 ставка по автокредитам равна 18-20%.12
Госбанки показали результаты несколько лучше других. У ВТБ24 падение количества выданных автокредитов в I полугодии 2009 года по сравнению с 2008 годом минимально - «всего» 17%. У Сбербанка сокращение объемв тоже значительно меньше рынка - всего в два раза (-53,7%). При этом многие банки вообще фактически прекратили выдачу автокредитов: почти у половины кредитных учреждений, предоставивших данные для рейтинга, падение к прошлому году составляет от 90 до 99%.
По оценке «Автостата», суммарный объем рынка автокредитования в 2009 году составит порядка 5 млрд долларов, что в четыре раза меньше прошлогоднего показателя. Сейчас на долю кредитных машин приходится порядка 25% рынка новых автомобилей, то есть каждая четвертая машина покупается с использованием заемных средств. Годом ранее доля таких покупок составляла 50%.13
На сегодняшний день рынок автокредитования развивается несколько двояко. Одни эксперты полагают, что рост рынка замедлится, другие - что в условиях кризиса ликвидности автокредитование станет фаворитом банковской розницы.
Этот вид ссуд максимально защищен от потрясений: с одной стороны, он не требует от банков столь внушительных резервов, как ипотека, с другой - есть залог в виде авто, который защищает банки от возможной эпидемии невозвратов.
Одна из основных тенденций развития рынка автокредитования в России в последнее время - это усиление интереса столичных банков к регионам. Согласно данным аналитического агентства АВТОСТАТ на долю Москвы и области приходится чуть менее 20% от общего объема выдачи кредитов на покупку автомобилей. Еще примерно 8,2% занимает Санкт-Петербург и Ленинградская область. На долю остальных российских регионов приходится 72,5% рынка автокредитования.14
Однако, сейчас большую опасность для банков, занимающихся автокредитованием, являются недавно появившиеся, но уже вполне активно функционирующие, так называемые, автобанки. Автобанки или банки, принадлежащие автопроизводителям, выгодны, в первую очередь, потенциальным заемщикам. Кроме того, что они предлагают свои машины по более низким ценам, сами кредиты у них дешевле. Падение процентных ставок отечественных банков связано, скорее, с их приходом на рынок, чем с возросшей конкуренцией.
Что касается государственного участия в развитии автокредитования, то здесь программа льготного автокредитования продолжает расширяться, но не за счет включения в нее других моделей автомобилей, а благодаря приглашению новых банков. Также, Проект предусматривает снижение минимальной величины предоплаты за приобретаемые автомобили до 15% от их стоимости, увеличение максимальной стоимости автомобилей с 350 до 600 тыс. руб., предоставление льготных кредитов не только для приобретения легковых автомобилей, но и легкого коммерческого транспорта.15
Продажи автомобилей путем лизинга, а также партнерские союзы банков, страховых компаний и автодилеров, станут основной перспективой продаж транспортных средств в кредит в 2010 году. Среди основных направлений развития - взаимодействие страховщиков, банков и продавцов, что позволит увидеть клиенту более лояльные ставки. В такой схеме (партнерских союзов) они делятся доходом, за счет чего выигрывает потребитель.
В ближайшей перспективе эксперты не ожидают смягчения условий по автокредитам. Скорее всего, требования к заемщикам будут достаточно суровыми. Подавляющее большинство банков сейчас пристальное внимание уделяют совершенствованию и оптимизации систем риск-менеджмента. Предпосылок для снижения уровня процентных ставок тоже нет - ресурсов дешевых в этом году точно не появится. Одно можно сказать точно: банки не станут проводить ценовую политику, идущую вразрез с требованиями рынка, это неразумно и невыгодно. В настоящий момент экономическая ситуация не позволяет кредитным организациям пойти на либеральные меры. Однако конъюнктура рынка будет меняться, и в долгосрочной перспективе возможны позитивные перемены.
Дальнейшее развитие ситуации во многом будет зависеть от последующего протекания кризиса, в частности от того, будет ли вторая волна. В зависимости от развития ситуации в сфере мировых финансов специалисты предлагают различные варианты развития рынка автокредитования в России.
Если сравнивать то, что происходило на рынке автомобильных кредитов, всего год-два назад, то можно с уверенностью сказать, что идет уверенный количественный и качественный рост. Свидетельствами этому являются:
Как отмечают специалисты, по мере развития автокредитования в России условия банков по данному продукту все больше стандартизируются. Различия между программами банков постепенно стираются. Большинство банков выдает кредиты на покупку автомобилей как в долларах или евро, так и в рублях. Минимальная сумма кредита составляет, как правило, 2-3 тысячи долларов или евро, 60-100 тысяч рублей, а максимальная - в среднем 50 тысяч долларов (или эквивалент в рублях или евро). Размер первоначального взноса чаще всего составляет 10-20% от стоимости автомобиля. На сегодняшний день ставки по автокредитам составляют 9-12% годовых в валюте и 12-20% годовых в рублях, кредиты выдаются на срок от года до пяти лет. Стандартным обеспечением по автокредиту является сам автомобиль, который должен быть полностью застрахован (страховка составляет 7-10% от его стоимости).
Отказ банков от комиссий поможет заемщикам сэкономить до 20% годовых. Впрочем, у банков есть дополнительный резерв для снижения реальной стоимости кредита - их комиссионные. Хотя в сегменте автокредитования комиссии по кредитам, особенно ежемесячные, не так распространены, как в потребительском кредитовании, однако часть банков их все еще взимает.
Одной из проблем, с которыми сталкиваются банки, является несовершенство законодательства, затрудняющего взыскание долга с недобросовестных заемщиков. Для решения данной проблемы банки совершенствуют методы оценки заемщиков, внедряя разнообразные скоринговые системы, формируя «профиль надежного заемщика», отдавая предпочтение клиентам, состоящим в браке и имеющим стабильный доход.
Кредитование физических лиц относится к традиционным видам банковских услуг и вне зависимости от своей социальной стороны, выполняет определенные функции, такие как регулирование объема совокупного денежного оборота, перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата, аккумуляция временно свободных денежных средств. Кроме этого, можно принять наиболее гибкую политику в отношении клиентов как в общих вопросах кредитования, так и в узких (схема погасительных платежей), т.к. не смотря на значительное количество заявок на получение кредита, многие из предложений оказываются нереализованными по причине не оперативности. Либо излишней жесткости условий банка к потенциальному заемщику или к виду обеспечения.
Информация о работе Кредитование коммерческими банками юридических лиц