Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:31, реферат
Роль кредита в различных фазах экономического цикла не одинакова. В условиях экономического подъема, достаточной экономической стабильности кредит выступает фактором роста. Перераспределяя огромные денежные и товарные массы, кредит питает предприятия дополнительными ресурсами. Его негативное воздействие может, однако, проявиться в условиях перепроизводства товаров. Особенно заметно такое воздействие в условиях инфляции. Новые платежные средств, входящие посредством кредита в оборот, увеличивают и без того избыточную массу денег, необходимых для обращения.
Введение
Современная рыночная экономика
немыслима без разветвленной, гибкой
и многообразной системы
В рыночной экономике непреложным законом является то, что деньги должны находиться в постоянном обороте, совершать непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства должны незамедлительно поступать на рынок ссудных капиталов, аккумулироваться в кредитно-финансовых учреждениях, а затем эффективно пускаться в дело, размещаться в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях.
С развитием в нашей
стране рыночных отношений, появлением
предприятий различных форм собственности
(как частной, так и государственной,
общественной) особое значение приобретает
проблема четкого правового регулирования
финансово-кредитных отношении субъектов
У предприятий всех форм
собственности все чаще возникает
потребность привлечения
Наиболее распространенной формой привлечения средств является получение банковской ссуды по кредитному договору.
В кредитной системе любого государства банковская система является ключевым звеном, концентрирующим основную массу кредитных и финансовых операций.
Структурное построение банковской системы имеет особенности в каждой стране
Существует два
основных типа построения банковской
системы государства: одноуровневая
и двухуровневая.
В соответствии с Банковским кодексом
банковская система включает два уровня:
Национальный банк и коммерческие банки.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Национальный банк, который был образован в 1991 г., является центральным банком страны.
Функции и задачи Нацбанка в финансово-кредитной системе республики, правовая основа его функционирования определяются Банковским кодексом.
Национальный банк Республики Беларусь совместно с правительством ежегодно разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и другими законодательными актами.
Нацбанк выполняет функции, свойственные центральным банкам.
Основные функции
Национального банка
1) денежно-кредитное и валютное регулирование,
а также регулирование внешнеэкономической
деятельности и кредитного рынка;
2) выполнение функций центрального депозитария;
3) консультирование, кредитование и осуществление
функций финансового агента правительства
и местных органов власти, организация
совместно с Мини¬стерством финансов
кассового исполнения республиканского
и местного бюджетов;
4) регистрация банков, учет филиалов и
представительств банков, выдача им лицензий
на совершение банковских операций, надзор
за их деятельностью по соблюдению ими
безопасного и ликвидного функционирования,
организация межбанковских расчетов и
кассового обслуживания банков;
5) обеспечение единого порядка бухгалтерского
учета и отчетности в банковской системе
республики, определение форм и правил
организации безналичных расчетов в народном
хозяйстве.
Национальный банк пользуется монопольным правом эмиссии на территории Беларуси национальной денежной единицы.
Исполнительным
коллегиальным органом Нацбанка
является Совет директоров во главе с
председателем правления Нацбанка, который
избирается сроком на 6 лет.
Нацбанк имеет право издавать нормативные
акты, предписания, обязательные для исполнения
всеми субъектами хозяйствования и коммерческими
банками.
В целях обеспечения
нормального функционирования коммерческих
банков Национальный банк устанавливает:
а) минимальный размер уставного фонда;
б) обязательные экономические нормативы;
в) определяет порядок страхования депозитов
и вкладов.
В случае систематического
нарушения установленных
Перед Национальным банком стоят следующие ответственные задачи: регулирование денежного обращения с целью обеспечения устойчивости национальной валюты, координация денежно-кредитной сферы; оказание помощи кредитным учреждениям в их развитии.
Нацбанк не несет ответственности по обязательствам Правительства РБ, также как и Правительство не отвечает по обязательствам Нацбанка. Нацбанк является юридическим лицом. Он имеет уставный, резервный, инвестиционный и другие фонды – их размеры и порядок образования регулируются Уставом банка.
Национальный банк
и его учреждения освобождены
от уплаты всех видов налогов, сборов
и пошлин. Тем не менее, он участвует
в формировании доходов бюджета,
так как часть прибыли, в установленном
размере, перечисляется в
Свои доходы Нацбанк
и его учреждения получают исключительно
от банковской деятельности. Они не могут
быть акционерами в других банках, за исключением
Внешэкономбанка, Беларусбанка и банков
за рубежом.
Для денежно-кредитного регулирования
Нацбанк использует централизованные
кредитные ресурсы. Источниками их формирования
служат: собственный капитал Нацбанка
(уставный, резервный фонды, свободные
остатки других фондов); временно свободные
средства на корреспондентских счетах
банков и их филиалов, открытых в Нацбанке;
средства, перечисляемые коммерческими
банками в централизованный фонд регулирования
кредитных ресурсов и др.
Национальный банк
Республики Беларусь выступает в
роли:
а) банкира;
б) экономического советника правительства;
в) финансового агента правительства;
г) представляет Республику Беларусь во
всех организациях, в том числе международных,
по вопросам денежно-кредитной политики
и лицензирования банковской деятельности.
В состав Национального банка входят шесть головных управлений в каждой области республики и в г. Минске, тринадцать подведомственных им отделений, Центр международных и межбанковских расчетов (ЦММР), Пинский учетно-кредитный техникум. Центральный аппарат состоит из департаментов, управлений и отделов.
Второй уровень
банковской системы в Республике
Беларусь составляют коммерческие банки.
В соответствии с действующим
законодательством коммерческие банки
оказывают хозяйствующим
Коммерческие банки
получают право юридического лица с
момента их регистрации в Национальном
банке и осуществляют свою деятельность
на основании лицензий на совершение
банковских операций. Банки независимы
в своей деятельности и органы
государственной власти не имеют
права в нее вмешиваться. Коммерческие
банки самостоятельно определяют порядок
привлечения и использования
денежных средств, проведения других банковских
операций, уровень процентных ставок
и комиссионного
В Беларуси Национальным
банком зарегистрировано около 30 коммерческих
банков. Крупнейшими банками по размеру
уставного капитала остаются бывшие
государственные
Для мобилизации средств и формирования дополнительных источников кредитных ресурсов служат пассивные операции коммерческих банков. Они используются для финансирования активных операций и представляют собой привлечение различных видов вкладов в рамках депозитных операций, эмиссию ценных бумаг, мобилизацию собственных ресурсов банка и др.
Кроме кредитных операций, банки развивают также другую деятельность. Это работа по купле-продаже ценных бумаг, информационно-коммерческая, консультационная и посредническая деятельность. Но все же главной задачей любого коммерческого банка является содействие развитию производства, этому способствует начавшееся развитие таких банковских операций как факторинг и лизинг.
В последнее время
банки все активнее осуществляют
нехарактерные для них
Помимо банковских
учреждений во второй уровень кредитной
системы входят также специальные
финансово-кредитные институты. В
их деятельности можно выделить, как
правило, одну или две банковские
операции. Они имеют обычно специфическую
клиентуру. К таким институтам относятся
кредитные союзы и кооперативы,
финансовые и трастовые компании,
страховые компании, инвестиционные
фонды, ломбарды и другие учреждения.
Они осуществляют кредитование предприятий
и граждан, выступают посредниками
на рынке межбанковских кредитов,
выполняют доверительные
В Республике Беларусь этот уровень кредитной системы за исключением страховых компаний не получил широкого распространения. В настоящее время можно констатировать лишь о первоначальном варианте его развития.
2. Сущность, принципы и функции кредита
2.1. Сущность кредита
Кредит – это разновидность
экономической сделки, договор между
юридическими и физическими лицами
о займе, или ссуде. Один из партнеров
(кредитор) предоставляет другому (заемщику)
деньги (в некоторых случаях
Субъектами кредитных отношений при совпадении интересов могут быть в принципе любые юридически самостоятельные хозяйственные субъекты и дееспособные физические лица, способные нести материальную ответственность по обязательствам кредитной сделки. Однако данные субъекты в процессе воспроизводства одновременно являются участниками множества других отношений, возникающих по поводу движения различного рода стоимостей. Специфика кредитного отношения заключается в том, что его субъекты выступают кредиторами и заемщиками и в качестве таковых обладают характерными чертами.
Кредитор — это субъект
кредитного отношения, представляющий
стоимость во временное пользование.
Для него характерно следующее:
он ссужает как собственные, так и привлеченные
средства, как правило, временно свободные;
он аккумулирует средства и размещает
их в кредит в сфере обмена;
он заинтересован в производительном
использовании ссуженных средств, так
как это гарантирует возврат ссуды и выплату
процентов;
его целью при предоставлении кредита
является, как правило, получение прибыли
в виде ссудного процента.
Кредитные ресурсы — средства, которые есть в распоряжении банков и используются ими для кредитных операций. Банки не в состоянии стабильно развивать кредитные операции в условиях ограниченности ресурсной базы.
Кредитные ресурсы банка разделяются на собственных и привлеченные. Собственные ресурсы — это средства уставного, резервного, страхового и других фондов банка, которые образуются за счет прибыли, а также нераспределена на протяжении года прибыль.
Главное же место в составе кредитных ресурсов коммерческого банка занимают привлеченные средства. Это средства клиентов на текущих счетах; депозиты юридических и физических лиц; остатки на корреспондентских счетах; средства, что их привлекают из межбанковского рынка (межбанковский кредит); средства, получаемые от продажи ценных бумаг и тому подобное. Одним из наиболее надежных источников ресурсов для коммерческого банка, поддержание его ликвидности является депозитными вкладами.
Важнейшими источниками кредита служат:
1) средства, предназначенные для восстановления основного капитала и накапливаемые по мере перенесения его стоимости в форме амортизации;
2) часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи товаров и покупки сырья, топлива, выплаты заработной платы и т. п.;
3) предназначенная для капитализации часть прибавочной стоимости;
4) средства бюджетной системы, различных целевых фондов и резервов;
5) доходы и накопления населения.
2.2. Принципы
Возвратность кредита
Этот принцип выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком. Он находит свое практическое выражение в погашении конкретной ссуды путем перечисления соответствующей суммы денежных средств на счет предоставившей ее кредитной организации (или иного кредитора), что обеспечивает возобновляемость кредитных ресурсов банка как необходимого условия продолжения его уставной деятельности. В отечественной практике кредитования в условиях централизованной плановой экономики существовало неофициальное понятие «безвозвратная ссуда». Эта форма кредитования имела достаточно широкое распространение, особенно в аграрном секторе, и выражалась в предоставлении государственными кредитными учреждениями ссуд, возврат которых изначально не планировался из-за кризисного финансового состояния заемщика. По своей экономической сущности безвозвратные ссуды являлись скорее дополнительной формой бюджетных субсидий, осуществляемых через посредничество государственного банка, что традиционно осложняло кредитное планирование и вело к постоянной фальсификации расходной части бюджета. В условиях рыночной экономики понятие безвозвратной ссуды столь же недопустимо, как, например, понятие "планово-убыточное частное предприятие".