Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:28, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов функционирования евро на валютном рынке, а также возникающих проблем и разработка предложений.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность валютного рынка и предпосылки возникновения евро;
- определить место евро в мировой экономике;
- изучить причины введения валюты евро и влияние экономических и политических факторов на ее курс;
- определить перспективы развития на мировом рынке.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРО НА МИРОВОМ ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ
4
1.1. Сущность валютного рынка
4
1.2. Предпосылки возникновения евро
7
1.3. Место евро в мировой экономике
12
2. ЗОНА ЕВРО В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
14
2.1. Причины введения единой валюты евро
14
2.2. Влияние экономических и политических факторов на курс евро
17
2.3. Евро как мировая резервная валюта
20
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕВРО НА МИРОВОМ РЫНКЕ
24
3.1. Проблемы развития единой валюты
24
3.2. Перспективы развития еврозоны
28
3.3. Прогноз развития евро на 2012 год
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
37
4) Угроза безработицы.
С введением фиксированных обменных курсов внутри валютного союза для его наиболее слабых регионов единственным механизмом поддержания международной конкурентоспособности является политика гибких цен и зарплат. Так, вследствие создания валютного союза увеличилась конкуренция между европейскими предприятиями, что заставляет их постоянно искать возможности снижения издержек, одной из которых является уменьшение количества рабочих мест.
Увеличивающаяся безработица связана и с последствиями удовлетворения странами-участницами критериев вступления в валютный союз, в частности, с критерием относительно государственных финансов: необходимость балансировать бюджет ведет к сокращению государственных расходов, в том числе, и к сокращению финансирования программ занятости, т.е. государство перестает создавать дополнительные рабочие места [2, c. 108].
С критерием слияния относительно дефицита госбюджета связан также и негативный долговой парадокс. Вследствие снижения государственных расходов снижается совокупный спрос в экономике, а также и налоговые сборы, что ведет к дефляционной спирали.
Таким образом, доходы государства еще более уменьшаются, а расходы еще более возрастают из-за дополнительно увеличивающегося количества безработных.
5) Недоверие населения.
В странах ЕС существуют очень большие сомнения относительно целесообразности валютного союза. Вполне оправдано опасение, связанное с тем, что ради сомнительной евровалюты придется отказаться от самой стабильной в мире национальной валюты, которой является немецкая марка. В Германии - стране с наиболее развитой экономикой и твердой валютой - недоверие к евро проявляется фактически повсеместно. Сдержанность проявляют и другие страны-члены ЕС.
6) Институциональные различия.
Институциональная реформа ЕС остается незавершенной, так как нет единой власти, стоящей за евро и несущей всю полноту ответственности за жизнеспособность европейской валюты, а также нет и унифицированного европейского делового права. Созданные наднациональные органы располагают широкими, но все же ограниченными и делегированными полномочиями. Например, ЕЦБ является собранным органом, за которым стоит не единое суверенное государство с четко определенными интересами и политическими цепями, а конгломерат различных государств [14, c. 337].
Единая валюта, общая денежно-кредитная и валютная политика, тесные внешнеэкономические связи не устраняют относительной обособленности народов, государств и экономик внутри валютного союза и, как следствие, возможного конфликта интересов.
В дополнение, отрицательным фактором для единой валюты остается частокол бюрократических регуляторов ЕС, которые отталкивают международных инвесторов.
Неоднородность социально-экономических структур влечет за собой неодинаковую «проводимость» денежно-кредитной политики ЕЦБ на территории союза, что снижает ее общую эффективность.
3.2 Перспективы развития еврозоны
Перспективы единой валюты, в принципе, вытекают из причин ее создания, проанализированных ранее. Снижение трансакционных издержек, рост конкуренции, облегчение борьбы с инфляцией, ускорение интеграционных процессов и создание сильной валюты ведут, соответственно, к снижению уровня инфляции, усилению процессов экономической консолидации и, как следствие, к ускоренному экономическому росту.
1) Снижение уровня инфляции и уровня процентных ставок.
ЭВС и процесс экономического сближения стран ЕС, сопровождающий его становление, оказывают понижающее воздействие на уровень процентных ставок и на уровень инфляции по следующим причинам:
- устойчивость евро гарантирована проведением политики, направленной на достижение стабильности государственных финансов, а также деятельностью независимого Центрального банка, целью которой является постоянство цен;
- благодаря самому процессу экономического сближения европейских стран инфляционные ожидания в Европе значительно ослабевают. Данное сближение уже привело к существенному понижению процентных ставок;
- страны-аутсайдеры ЭВС преследуют в своей экономической политике те же цели, поэтому они видят необходимость в сокращении различий в их ставках процента с еврозоной.
- поскольку уровень долгосрочных процентных ставок является результатом взаимозависимости между сбережением и инвестициями, снижение вышеуказанного дефицита понижает ставку процента. Низкая процентная ставка в свою очередь обеспечивает приток инвестиций в частный сектор;
- большие объемы и ликвидность финансовых рынков, работающих в евро (по сравнению с рынками, опирающимися на национальные валюты), также приводят к снижению ставки процента на заимствования в единой валюте [3, c. 89].
Появление евро существенно усиливает процессы экономической консолидации в Европе. Во-первых, в последние годы произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран валютного союза: достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют.
Во-вторых, резко возрастает глубина интеграции внутри самой еврозоны - с созданием валютного союза в Европе возникло твердое ядро, члены которого связаны отношениями сильной экономической и политической сплоченности.
В-третьих, валютный союз является центром возросшего притяжения для остальных частей Европы, прежде всего, Центральной и Восточной.
Степень интернализации валюты зависит от ряда факторов: размер ВВП; степень участия в мировой торговле; высокоразвитые и высоколиквидные финансовые рынки; открытость экономики; низкая инфляция, макроэкономическая стабильность; бездефицитный баланс внешних расчетов; устойчивость экономики к внешним воздействиям; потенциал экономического роста. Причем первые три из них являются решающими.
Зона евро несколько опережает Соединенные Штаты по численности населения. По размерам ВВП она вдвое превосходит Японию, но пока уступает США. Если бы Великобритания вошла в ЭВС, это отставание было бы сведено к минимуму.
По своей
экономической силе зона евро вплотную
приближается к США, однако в области
развития финансовых рынков между двумя
регионами имеются крупные
Абсолютная величина выданных в зоне евро банковских ссуд в полтора раза больше, чем в США. В то же время показатели общей стоимости находящихся в обращении ценных бумаг и капитализации фондового рынка в зоне евро в 3 раза меньше, чем в США. Особенно велико отставание европейцев в сфере корпоративных ценных бумаг. Единственным сектором фондового рынка, где Европа удерживает сильные позиции, являются облигации.
Проблема Западной Европы состоит не только в том, что ее фондовые рынки значительно меньше американских, но и в том, что они во многом остаются национальными. В настоящее время в США функционируют 8 фондовых бирж, причем две из них занимают 95% рынка. В Евросоюзе функционируют 32 национальные фондовые биржи, и возможность их слияния в 2-3 крупные биржи пока не просматривается.
Еще один дезинтегрирующий фактор - налоговое законодательство, оно является национальным сейчас и будет таковым в обозримой перспективе. Налоги - один из немногих инструментов макроэкономического регулирования, оставшийся в руках национальных властей после создания ЭВС, с их помощью государства могут адаптировать общую экономическую и денежно-кредитную политику к текущей ситуации в стране [9, c. 322].
Таким образом, из восьми экономических условий, необходимых для успешного становления евро на внешних рынках, страны ЭВС полностью отвечают пяти: они обладают значительным по масштабам хозяйством; их экономика достаточно открыта; она хорошо интегрирована в мировую; в течение ряда последних лет отмечаются низкие темпы инфляции; баланс по текущим операциям близок к бездефицитному. Вполне удовлетворительно соблюдаются еще два критерия: экономика стран ЭВС относительно устойчива к внешним воздействиям и имеет неплохой потенциал роста.
Самым слабым местом зоны евро являются финансовые рынки: по степени своего развития, глубине, широте и ликвидности они значительно уступают американским. Другими словами, страны ЭВС не выполняют одно из трех принципиальных условий, необходимых для того, чтобы евро могло стать реальной альтернативой доллару в мире.
Вообще, способность евро потеснить доллар в качестве международной валюты во многом зависит от того, удастся ли ЕС заручиться поддержкой наибольшего количества третьих стран. При этом следует иметь в виду, что колебания курса доллара и евро гораздо заметнее отражаются на третьих странах, чем на ЕС и США.
3.3 Прогноз развития евро на 2012 год
О возможном развале Евросоюза начали активно говорить еще в 2010 г. С тех пор ситуация не улучшается, а только ухудшается - с каждым годом долги стран ЕС растут, их экономики погружаются все глубже в кризис, а странам-локомотивам союза (таким как Германия, Франция, Великобритания) становится все труднее поддерживать более слабые страны. Многие эксперты уже сегодня уверенно говорят о том, что Евросоюз в ближайшем будущем если не распадется, то точно изменится. Одни страны могут выйти из ЕС, другие – утратят некоторые из своих льгот. Но самое страшное для мировой экономики не это – больше пугает возможное выведение евро валюты из обихода [5, c. 50].
Аналитики британского Centre for Economic and Business Research заявляют, что вероятность исчезновения евро с мирового рынка в течение следующих 10 лет составляет 99%. Кроме того, существует вероятность в 60%, что в 2012 г. хотя бы одна страна покинет Еврозону.
На сегодня уже достаточно много экспертов и аналитиков считают, что развал ЕС практически неизбежен. «Впервые в истории Европейского союза крах ЕС стал реалистическим сценарием», – заявил Председатель Европарламента Мартин Шульц.
Подтверждают вероятность такого развития ситуации следующие факторы.
Во-первых, долговая нагрузка на ряд стран увеличивается. В целом экономики стран Евросоюза сегодня входят в глубокую рецессию. Такие страны, как Греция, Италия, Венгрия, находятся в долговой яме, выбраться из которой самостоятельно у них не получается, а помощь оказывать скоро будет просто некому. Ведь даже самые сильные страны Еврозоны находятся в кризисной ситуации – у Германии достаточно пессимистичные прогнозы по росту ВВП в 2012 г., а Великобритания и вообще входит в самую глубокую рецессию с 70-х гг. прошлого века.
Во-вторых, в ЕС растет уровень безработицы: по данным на февраль 2012 г. показатель достиг 10,8% от численности рабочей силы. Такого высокого показателя в Еврозоне не наблюдали уже более 10 лет.
В-третьих, катастрофически снизились индексы деловой активности в Евросоюзе. Так, в апреле 2012 г. данный показатель упал до 47,4 пункта, тогда как в марте текущего года он был на уровне 49,1 пункта, а эксперты вообще прогнозировали на апрель 49,5 пункта. При этом индекс активности в обрабатывающем секторе промышленности снизился с 47,7 п. до 46 п. (прогноз был на уровне 48 п.), а индекс активности в секторе услуг упал с 49,2 п. до 47,9 п. (прогноз – 49,3 пункта).
Снижение индексов деловой активности представляет собой серьезный повод для беспокойства. После некоторой стабилизации в конце прошлого года индексы деловой активности еврозоны, похоже, вновь начали падать. Этот факт в сочетании с вновь дестабилизировавшейся ситуацией на финансовых рынках говорит о том, что скорого восстановления экономики еврозоны ждать не приходится.
Даже в Германии в текущем году наблюдалось резкое снижение индексов деловой активности, что для этой страны крайне неожиданно.
В настоящее время эксперты утверждают, что резкого спада экономики ЕС не будет. Но в то же время финансовые показатели и индексы деловой активности Еврозоны свидетельствуют о том, что и улучшения ситуации ждать не стоит. В ближайшее время экономические показатели стран-участников ЕС будут плавно снижаться, пока не достигнут критического уровня.
При этом правительства стран ЕС пока не нашли эффективного средства выведения Еврозоны из кризиса. Единственным способом улучшения ситуации многие называют изменение самой структуры Евросоюза. Так, страны могут быть разделены на «ядро» и «периферию» (сейчас такое деление также есть, но оно скорее условное), естественно, они получат разные льготы, возможности и денежные потоки, а также условия сотрудничества. Если же ЕС не пойдет на структурные изменения, то существует серьезная вероятность полного краха и распада данного союза.
На данный момент достаточно
сложно сказать, что будет с Евро, так как
практически все страны южной Европы страдают
от кризиса ликвидности. В зону кризиса
входят такие экономики как Греции, Испании,
Португалии, Ирландии, да и Италия набралась
достаточно много кредитов.
Вопрос с Грецией уже практически
решен, и теперь одному из членов Евроклуба
придется перейти на национальную валюту
Драхму, дабы за собой не потянуть всю
экономику европейского союза.
Греции списали достаточно много долгов разные финансовые учреждения, но все равно Греция не в состоянии побороть кризис ликвидности, ведь при помощи кредитов их не решить. А списанные долги только частично прекратили процессы, которые могли лавинообразно потопить Европейскую валюту.