Методы стабилизации денежного оборота. Денежные реформы. сновные направления российской антиинфляционной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:42, контрольная работа

Описание

Инфляция относится к системе общеэкономических категорий и проявляется в тех общественно-экономических формациях, в которых существуют товарно-денежные отношения. Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг. Характер товарного производства оказывает влияние на проявление инфляции и ее социально-экономические последствия. Она ведет к перераспределению национального дохода между секторами экономики, коммерческими структурами, группами населения, государством и населением и субъектами хозяйствования.

Содержание

Введение
1. Методы стабилизации денежного оборота
2. Денежные реформы
3. Основные направления российской антиинфляционной политики
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 34.78 Кб (Скачать документ)

Сгладить влияние  инфляция на сокращение занятости населения  в условиях умеренной инфляции с  постоянным темпом развития и только на короткие периоды позволяет также  разработанная в 1958 г. английским экономистом А. Филлипсом модель «инфляции спроса». Использовать рост занятости для борьбы с инфляцией позволяет выявленная закономерность: при превышения уровня безработицы более чем на 2,5-3 % происходит резкое замедление роста цен и заработной платы. Однако неоднократная практика экономического регулирования показала, что переливания безработицы в инфляцию непредсказуемы и опасны для экономики. Правительства большинства современных западных стран, в том числе США и Англии, в своей политике ориентируются на естественный уровень безработицы, при которой снижение инфляции на 1 % повышает безработицу в течение года на 2 % более своего естественного уровня, а реальный ВНП уменьшается на 4 % по сравнению с потенциальным. Показательно, что в 2004 г. инфляция в развитых странах мира усилилась, хотя и осталась умеренной, при этом уровень безработицы в США и Японии возрос. [3, 109]

При всех положительных  факторах этого метода он не всегда является социально приемлемым, ибо  при достижении естественного уровня безработицы инфляция как бы по инерции  некоторое время еще продолжает усиливаться.

Вместе с тем  государство может проводить  и регулирование роста цен  «замораживая» их на определенные товары либо сдерживая их уровень в определенных пределах, в том числе с помощью  таможенных пошлин и тарифов. Подобные способы контроля приемлемы для  всех ведущих развитых стран. Так, в  ФРГ примерно половина цен розничного товарооборота, включая продовольствие, испытывает на себе воздействие государства. Поддержка государственными субсидиями цен на потребительские товары особенно важна для развивающихся стран, где она обеспечивает хотя и низкий, но стабильный уровень жизни населения.

Рост цен зачастую обусловлен монопольным положением производителей, поэтому контроль за ними необходим для создания конкурентной среды. При относительно высокой  инфляции государство может прибегнуть к «замораживанию» и заработной платы.  
Опыт использования политики цен и доходов США, Скандинавскими странами, Великобританией свидетельствует о том, что она сводится в основном к ограничению роста заработной платы и способствует существенному возрастанию социальной напряженности в обществе. Во время ее проведения сдерживание роста цен возможно только на ограниченное время, после чего процесс их роста возобновляется. Так, в августе 1971 г. впервые в истории США в мирное время было объявлено о замораживании заработной платы и цен. Это произошло потому, что с начала 1960_х гг. США пережили сначала инфляцию спроса, затем издержек. Разработанная антиинфляционная политика, направленная на достижение полной занятости, привела, экономику страны к полному использованию ресурсов. Все это вызвало рост цен и нехватку рабочих мест в ключевых отраслях промышленности. Попытка предотвратить рост уровня заработной платы более высокими темпами, чем рост производительности труда, не удалась и привела к серьезному ускорению темпа инфляции, вызванной ростом издержек производства. Решением проблемы и стало замораживание цен и заработной платы.

Политика цен и  доходов не всегда достигает намеченной цели, хотя и противодействует возникновению  неконтролируемого роста цен, а  также адаптирует потребителей к  определенному уровню инфляции.

3. Конкурентное стимулирование  производства осуществляется путем  проведения фискальной политики  и воздействия на цены и  спираль «заработная плата - цены».  Меры, стимулирующие рыночную конкуренцию  и снижающие инфляцию, могут проводиться  избирательно. В США, например, при  администрации Р. Рейгана отрасли с низкой конкуренцией (черная металлургия, автомобилестроение, текстильная и обувная промышленность) были лишены государственной поддержки. Это привело к росту конкуренции, укрупнению компаний и ослаблению инфляционной спирали «заработная плата - цены».

Значительное снижение налогов на корпорации означает прямое стимулирование предпринимательства. Так, в результате сокращения налогов  и огромного роста военных  расходов дефицит бюджета США  при работе администрации Рейгана  достиг 200 млрд. долл. Перекрыть его инфляционное воздействие за счет денежного рынка (т. е. сбережений предприятий и населения) удалось благодаря взвинчиванию процентных ставок и привлечению иностранного капитала. [3, 110]

Уменьшение темпов инфляции путем параллельного применения различных мер для решения  противоречивых проблем может сделать  экономическое регулирование малоэффективным, сопровождаться сокращением производства и падением жизненного уровня населения.

2. Денежные реформы

Денежные реформы  так же являются формой антиинфляционной политики государства.

Денежные реформы - это упорядочение денежной системы  путем изменения стоимости или  замены обращающейся денежной единицы, проводимое государством для восстановления равновесия между денежной и товарной массой. Денежные реформы позволяют  быстро стабилизировать денежное обращение  стран мира после войн, революций  и других катаклизмов. Необходимость  их проведения обусловливается расстройством  денежной системы, изменением политического  устройства или образованием нового государства, созданием или объединением национальных денежных единиц.

Результативность  денежных реформ определяется радикальностью проводимых преобразований. Важно, чтобы  денежная реформа сопровождалась созданием  условий для укрепления экономики, государственных финансов и денежно-кредитной  сферы страны (в том числе изменением порядка эмиссии, обеспечением банкнот  и др.) В современных развитых странах антиинфляционные программы  стабилизации и проводимые денежно-кредитные  политики фактически заменяют денежные реформы.

Существующие денежные реформы подразделяются на четыре вида:

1. Нуллификация - аннулирование  обесцененной обращающейся и  введение новой денежной единицы.  Например, в Германии 1920_х гг. в  результате послевоенной гиперинфляции  значительно обесцененная рейхсмарка  была аннулирована. Одна новая  марка, введенная в обращение  в 1924 г., обменивалась на 1 трлн. старых рейхсмарок. После Второй мировой войны в странах, проводивших денежные реформы (Бельгия - 1944 г., Франция, Дания, Голландия, Норвегия - 1945 г., Греция - 1944-1946, Япония - 1946, Австрия - 1947 г.), старые денежные знаки объявлялись недействительными и в ограниченных размерах обменивались на новые. Аргентина в конце 80 - начале 90_х гг., прибегала к нуллификации практически ежегодно.

2. Ревальвация (реставрация) ? восстановление стоимостного содержания  денежной единицы до прежней  величины. Так, повышение золотого  содержания национальной валюты  происходило в ходе денежных  реформ 1821 и 1924 гг. в Великобритании и в 1879 г. в США. Неоднократные ревальвации ФРГ проводила в рамках как Бреттон-Вудской (1961, 1969 и 1971), так и Европейской валютной системы.

3. Девальвация - уменьшение  стоимостного содержания денежной  единицы. В 1949 г. была осуществлена одновременная девальвация 37 валют к доллару США на 12-30,5 %. Это резко усилило покупательную способность доллара в Европе и одновременно увеличило задолженность европейских стран Соединенным Штатам. Вторая массовая девальвация была проведена в конце 1967 г. Великобританией и 25 другими странами, когда курс валют понизился до 5 -25 %.

4. Деноминация - увеличение  стоимостного содержания денежной  
единицы путем «зачеркивания нулей». Деноминация проводилась в  
СССР в 1961 г., когда деньги обменивались в соотношении 1: 10, и в России в 1998 г., когда деньги обменивались как 1: 1000.

Исторически денежные реформы проводились как в  условиях металлического денежного  обращения, так и при золотодевизном стандарте. В Европе денежные реформы  использовались при переходе от одного денежного товара или типа денежной системы к другому: в 16 - 17 веках  медные деньги заменялись серебряными. Первая мировая война и кризис 1929-1933 гг. привели страны мира к реформам, отменяющим золотой стандарт в пользу обращающихся кредитных и бумажных денег.

В ходе исторического  развития денежные реформы не только расширяли сферу охвата, но и принимали  новые формы. Так, после Второй мировой  войны во многих странах мира борьба с инфляцией проводилась с  использованием метода «шоковой терапии», который означал, что обмен бумажных денег по дефляционному курсу  на новые деньги (с целью резкого  уменьшения массы бумажных денег) сопровождается также временным (полным или частичным) замораживанием банковских вкладов  населения и предпринимателей. [5, 112]

Показателен в этой связи пример использования «шоковой терапии» в Западной Германии, где  в июне 1948 г. был совершен переход от карточной системы распределения продуктов к рыночному ценообразованию. Проведенная денежная реформа носила жестко конфискационный характер. Наличные деньги и вклады населения были обменены в соотношении 6,5 новых марок на 100 старых рейхсмарок. Часть вкладов сначала была заморожена, а затем примерно 70 % их аннулировано, но каждый житель получил единовременное пособие - 60 немецких марок. В результате реформа устранила основные причины дисбаланса в стране, был ликвидирован государственный долг, снят контроль над ценами и заработной платой, а быстро развившееся предпринимательство насытило рынок товаром, что и остановило инфляцию. [3, 113]

В 1949-1950 гг. «шоковая терапия» была использована в Японии. Переход на свободное ценообразование с проведением земельной реформы и разукрупнением монополистических гигантов сопровождался использованием таких антиинфляционных мер, как ликвидация дефицита государственного бюджета, отказ от субсидий убыточным предприятиям, замораживание части вкладов, ужесточении условий кредитования.

В советской истории  в условиях нэпа был также применен свой вариант «шоковой терапии». Новая  экономическая политики на фоне послевоенной разрухи привела к быстрому оздоровлению экономики и насыщению рынков потребительскими товарами, однако крайне жесткие экономические меры потребовали  серьезных жертв со стороны бёднейших  слоев населения. За 1922-1924 гг. была проведена денежная реформа (введен червонец), ликвидирован дефицит государственного бюджета, ограничен кредит и остановлена денежная эмиссия, сокращены государственные расходы. В результате с 1 октября 1923 г. по 1 августа 1925 г. розничные цены снизились на 20 %, а в ряде отраслей закрылось до трети предприятий.

Новое применение метод  «шоковой терапии» нашел при переходе части стран СЭВ от административной к рыночной экономике. Введение в  административную экономику рыночных структур неизбежно приводило к  появлению длительной и высокой  инфляции. Рост цен принимал разрушительные формы. Правительства в этих условиях вынуждены были применять непопулярные меры замораживания заработной платы, проведения денежной реформы и т. д. Так, в Югославии в конце 1980_х гг. обострился кризис системы, ориентированной на максимизацию заработной платы и прибыли на одного работника, что значительно ослабило инвестиции. Кризис вызвал рост безработицы, раздувание коллективами заработной платы и усиление инфляционных тенденций. Гиперинфляция 1989 г. в Югославии достигла четырехзначных цифр. С помощью «шоковой терапии» гиперинфляция была преодолена, увеличена конкурентоспособность экономики, национальная валюта стабилизировалась и стала первой в Европе конвертируемой валютой. Однако с размораживанием заработной платы инфляция вновь усилилась, заметно снизился жизненный уровень населения, возросла безработица и произошел распад государства. В Польше с конца 1989 г. было введено свободное ценообразование при временном замораживании заработной платы. После восьмикратного роста цен произошло замедление темпов инфляции, был преодолен товарный дефицит. Однако при этом жизненный уровень населения снизился почти вдвое, а безработица осенью 1990 г. достигла 10 %. [3, 114]

3. Основные направления  российской антиинфляционной политики

Природа инфляции в  России и причины, ее усугубляющие, не характерны для стран с рыночной экономикой. Здесь переплелись экономические  и политические факторы, денежные и  воспроизводственные. На путь рыночных преобразований страна вступила со специфической  инфляцией планово-распределительной  системы, на которую стали давить мощные факторы инфляции издержек. На фоне глобального товарного дефицита происходят: огромный отток материальных и валютных ресурсов России в ближнее  и дальнее зарубежье, вытеснение импортом отечественного производства, масштабный разрыв хозяйственных связей из-за распада СССР, ослабление внутри российского экономического сотрудничества и катастрофический спад производства, разрушение сверх монополизированного  производства без создания рыночной инфраструктуры и конкуренции, искусственное  административное сдерживание инфляции, нарастающие неплатежи во всех экономических  структурах, огромные внутренние и  внешние займы и т. д.

Уникальный характер российской инфляции требует использования  особых методов ее регулирования, соответствующих  современным реальным условиям российской экономики. Антиинфляционная программа  должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования  рыночных механизмов с государственным  регулированием в условиях глубочайшего финансового кризиса.

С 1992 г. проблемы высокой инфляции и меры борьбы с ней выдвинулись в финансово-экономической политике России на первое место. Очевидно, что резкий рост цен был вызван именно процессом их либерализации, так как к началу реформ российская экономика носила в основном монопольный характер. [4, 153]

Основными направлениями  российской антиинфляционной политики в этих условиях являются регулирование  инструментами денежно-кредитной  политики объемов денежной массы. Однако, как показывает опыт, преодоление  высокой инфляции в России с помощью  только одних монетарных методов  носит крайне неустойчивый характер, объясняется двумя факторами. Во-первых, в стране в огромном объеме появились  платежи, в том числе и длительные задержки выплаты зарплаты и пенсий. Но если в этих условиях для ликвидации неплатежей провести значительную эмиссию, то рост и может вернуться на уровень  гиперинфляции. Во-вторых, повышение  государственных расходов при недостаточном  уровне доходов вынуждает правительство  прибегать к погашению дефицита через заимствования на внутреннем рынке, что также приводит в итоге  к увеличению денежной массы. Оба  фактора означают возможность возрождения  новых инфляционных скачков цен. Таким образом, высокая инфляция является негативной составляющей всего  процесса перехода от прежней плановой экономики к рыночной. Необходимо отметить, что результативность мер  борьбы с инфляцией неразрывно связана  с выбором целей и путей  их достижения. Здесь можно выделить два диаметрально противоположных  подхода к решению этой проблемы.

Информация о работе Методы стабилизации денежного оборота. Денежные реформы. сновные направления российской антиинфляционной политики