Необходимость регулирования денежного оборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:22, контрольная работа

Описание

Важным методом регулирования денежного обращения является учётная (процентная) политика центрального банка, относящаяся также к прямым методам регулирования. Это обусловлено тем, что в отличие от резервных требований, она представляет собой вариант прямого регулирования цены банковских кредитов. Вследствие этого регулирование учетных ставок быстрее и непосредственнее воздействует на денежное обращение.

Работа состоит из  1 файл

ДКБ.docx

— 26.52 Кб (Скачать документ)
  1. Необходимость регулирования денежного оборота.

   Важным  методом регулирования денежного  обращения является учётная (процентная) политика центрального банка, относящаяся  также к прямым методам регулирования. Это обусловлено тем, что в  отличие от резервных требований, она представляет собой вариант  прямого регулирования цены банковских кредитов. Вследствие этого регулирование  учетных ставок быстрее и непосредственнее воздействует на денежное обращение. Способность  центрального банка воздействовать на цену кредита определяется его  ролью как субъекта кредитной  эмиссии, а также существованием по многим видам банковских ставок фиксированного отношения к ставкам  центрального банка, закрепляемого  часто различного рода межбанковскими соглашениями или решениями высших органов управления.

     Во  многих государствах учетная ставка является официальной ставкой центрального банка. Она выступает основой  для проведения дисконтной политики, под которой понимается регулирование  денежного рынка путем изменения  норм процента. Посредством нормы  процента происходит переучет векселей при необходимости превращения  их в банковские кредиты. Таким путем  происходит трансформация коммерческого  кредита в банковский. Однако этот инструмент не позволяет в полной мере контролировать предложение денег коммерческими банками, поскольку его основное предназначение в настоящее время сильно изменилось.

     Переучет  векселей был создан в США с  целью устранить стремление вкладчиков превратить свои депозиты в наличные деньги вследствие потери ими уверенности в надежности банковских учреждений. Поэтому переучет векселей был создан как метод, благодаря которому депозитные деньги дополнительно внедрялись на денежный рынок, а затем изымались. В таком случае коммерческие банки могут получить кредиты для своевременного удовлетворения запросов вкладчиков путем переучета активов, и соответственно, приобретает свое значение выражение “кредитор последней инстанции”, применяемое в отношении центрального банка. Последний в период кризиса в состоянии представить первичную ликвидность, необходимую для конверсии депозитов во избежание либо временного прекращения выплат банками, либо значительного сокращения количества денег.

Учётная ставка процента представляет собой  взимаемый центральным банком процент  по предоставляемым им кредитам коммерческим банкам. С позиций последних величина учетной ставки представляет собой неизбежные издержки, связанные с увеличением резервов. Если уровень учетной ставки понижается, то объем спроса со стороны коммерческих банков на кредиты центрального банка возрастает, а их кредитные возможности увеличиваются, соответственно, увеличивается и денежная масса. Обратный результат получается при повышении учетной ставки центрального банка.

     Регулирование процентных ставок является в историческом аспекте одним из первых инструментов воздействия на кредитную сферу (считается, что впервые оно было использовано для ограничения ростовщичества). Пик использования банковских ставок как метода регулирования центральным  банком денежного обращения пришелся на 50 — 60-е гг. XX столетия, когда контроль над ставками в том или ином варианте использовался в государствах с рыночной экономикой. Большое значение придавалось процентной политике в 70-е гг. XX столетия, когда в условиях расширения международного движения капиталов  только процентные ставки позволяли  оказывать влияние на валютный курс, а через него на внутреннее денежное обращение. Это было связано с  тем, что резервы центральных  банков большинства развитых стран  оказались весьма незначительными, а операции на открытом рынке —  относительно неразвитыми. Однако в  настоящее время значение этого  метода регулирования постепенно уменьшается.

     Полностью отказаться от процентной политики как  метода денежно-кредитного регулирования  достаточно сложно из-за существования  определенных макроэкономических эффектов этого метода, остающейся, а иногда возрастающей нестабильности банковской системы, процентной политики, затрагивающей  интересы отдельных социальных слоев  и групп. С целью сохранения этого метода денежно-кредитного регулирования центральные банки пересматривают его содержание путем изменения соотношения ставок центрального банка и денежного рынка, изменения значения разных видов ставок центрального банка, повышения динамичности ставок при одновременном сокращении диапазона их изменения, преимущественного использования косвенных методов воздействия на ставки.

     Необходимость такого пересмотра связана с постоянным развитием денежного рынка, а  также с изменением уровня и инфляции. Последняя часто поднимает процентные ставки настолько, что падает их способность  выполнять регулирующие функции. 

     Учетные операции центральных банков используются в качестве важного инструмента  оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Так, повышение учетной ставки увеличивает цену получаемого коммерческими  банками дополнительного резерва  денежных средств, что, в свою очередь, ведет к удорожанию кредита, выдаваемого  клиентам. В результате происходит определенное сдерживание рыночной конъюнктуры и снижение деловой  активности в экономике. Но в условиях гиперинфляции учетная ставка экономически оправданно привязывается к уровню инфляции. Дело в том, что заниженный уровень учетной ставки по сравнению  с уровнем инфляции представляет собой форму внеэкономического  распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий  за счет ресурсов коммерческих банков (при отказе от привязки процента по кредитам к учетной ставке).

     Теоретически  учетная ставка должна соответствовать  норме процента межбанковского кредита (ссуд, выдаваемых одним коммерческим банком другому) или курсу правительственных  казначейских векселей (используются для безэмиссионного финансирования государственного бюджета). В стабильной экономике уровень учетной ставки повышается в период экономического роста и снижается в момент спада, но эта закономерность не выполняется в условиях высоких темпов инфляции. Увязка депозитного процента с учетной ставкой позволяет сохранить с учетом предполагаемого снижения инфляции достаточно высокую привлекаемость срочных депозитов и стимулировать снижение номинальных процентных ставок кредитов коммерческих банков при одновременном сохранении их реального положительного значения (пересчитанных с учетом темпов инфляции).

     Центральные банки регулируют уровень и структуру  процентных ставок через фиксацию ставок по своим кредитам, служащих определенным ориентиром для рыночных ставок, а  также через контроль над ставками кредитных учреждений. В первом случае влияние центрального банка носит  более общий характер, поскольку  установленной официальной учетной  ставкой центральный банк определяет цену привлекаемых банками ресурсов, с ростом учетной ставки повышается цена рефинансирования банковских операций и наоборот. Во втором случае регулирующее влияние центрального банка носит  достаточно узкий характер, поскольку  через контроль над ставками кредитных  учреждений устанавливается цена отдельных  видов кредита или операций отдельных  кредитных учреждений. Такой вариант  регулирования ставок (менее действенный  и более административный) находит в настоящее время применение, например, в виде установления верхней границы ставок по кредитам населению.

     Влияние процентных ставок центрального банка  распространяется на всю экономику, поскольку коммерческие банки в  той или иной мере обращаются за кредитными ресурсами к центральному банку. Фактически процентные ставки центрального банка представляют собой инструмент регулирования спроса на кредитные  ресурсы. Характерно, что на практике зависимость между ставками по кредитам центрального банка и банковских ставок по кредитам носит устойчивый характер. Типичным для большинства  государств является более низкий уровень  ставок центрального банка с целью  стимулирования обращения к его  кредитам, хотя в 60-е гг. XX столетия во Франции и Италии ставки их центральных  банков определяли нижнюю границу банковских ставок по кредитам, а в ФРГ наоборот — верхнюю. Взаимосвязь учетной  ставки центрального банка с банковскими  ставками по депозитам имеет существенное значение, поскольку она создает  базу для воздействия процентной политики центрального банка на динамику ставок на рынке капиталов.

     Во  многих государствах устанавливается  официальная и ломбардная ставка, которая на один процентный пункт  превышает уровень учетной ставки и изменяется вслед за ней (ФРГ, Италия, США). Данное соотношение отражает различие в характере учетного и ломбардного  кредитов (ссуд под залог ценных бумаг), а также в масштабах  их использования. Характерное для  современных условий расширение использования ломбардных кредитов ведет к усилению самостоятельного значения учетной ставки центрального банка по ломбардным кредитам. Однако в настоящее время значение селективного (выборочного) регулирования с помощью  процентных ставок уменьшается, и предпочтение отдается общеэкономическому влиянию  процентной политики.

     Основным  объектом процентной политики во всех промышленно развитых государствах являются краткосрочные ставки, гибкость которых рассматривается как  фактор, способствующий не только ориентации на долгосрочное обеспечение стабильности денежного обращения, но и компенсации  влияния на него разного рода экономических  шоков, давления валютного рынка  и других явлений. Существующие условия  регулирования процентных ставок достаточно разнообразны, среди них можно  выделить:

стабилизацию  наиболее краткосрочных ставок денежного  рынка и обеспечение их соответствующей  реакции на принимаемые методы регулирования (наибольшее внимание в деятельности центральных банков развитых государств уделяется этому условию)

стабилизацию  более долгосрочных ставок денежного  рынка (от одной недели до двух месяцев), связанных с уже принятыми  инвестиционными решениями

определение реакции денежного рынка на предполагаемые изменения в уровне ставок.

     В современных условиях отход от прямого  установления банковских ставок осуществляется постепенно и неравномерно. Возможные  варианты данного подхода связаны  как с последовательной либерализацией в процессе появления новых инструментов денежного рынка и рыночных сегментов, не подлежащих жесткому контролю, так  и с прямой отменой регулирования  процентных ставок. Хотя дифференциация в степени отхода от прямого установления ставок является весьма значительной (за исключением ФРГ, США, Англии и  Швейцарии), тем не менее в большинстве государств сохраняется существенный административный контроль над банковскими ставками, затрагивающий различные типы последних. Так, под более жестким контролем находятся ставки по депозитам (розничные ставки), под менее серьезным контролем — ставки оптового денежного рынка, и практически во всех государствах не контролируются ставки по межбанковским кредитам. Тем не менее в большинстве случаев косвенное регулирование процентных ставок предполагает замену прямого установления ставок методами, непосредственно воздействующими на объем и динамику банковских резервов.

     Изменение политики центрального банка в отношении  банковских ставок приводит к изменению  взаимосвязи между регулируемыми  и рыночными ставками.

     Относительный рост учетных ставок по кредитам центрального банка стимулирует как использование  рыночных кредитов, так и снижает  роль прямого контроля над уровнем  ставок. Поэтому дестимулирование использования кредитов центрального банка достигается за счет повышения уровня учетной ставки путем введения количественных ограничений (учетных или ломбардных квот), посредством установления так называемого штрафного уровня учетной ставки при превышении этих ограничений. Например, в США основным инструментом регулирования доступа к учетным кредитам наряду с административными ограничениями стали операции Федеральной резервной системы на открытом рынке.

     Различная роль количественных ограничений в  механизме регулирования учетной  ставки в разных государствах определяется в основном спецификой кредитования экономики и ролью кредитов центрального банка. Тем не менее дополнение устанавливаемых учетных ставок количественными ограничениями является практически обязательным условием в процентной политике центральных банков, в определенной мере компенсирующим падение влияния учетной ставки на уровень и динамику стоимости банковских кредитов. Так, в 80-е гг. XX столетия в Англии и Японии были разработаны модели, позволяющие центральным банкам достаточно свободно изменять условия кредитования банков. Во Франции превышение установленных квот в кредитах центрального банка обеспечивалось по рыночным ставкам, обусловливалось это тем, что в странах с широким распространением дисконтных кредитов значение учетных квот весьма велико и тем значительнее, чем большая часть кредитов банковской системы представляется через учет векселя.

     Квоты устанавливаются, как правило, в  индивидуальном порядке для каждого  банка. Возможно также установление самостоятельных ломбардных квот, хотя довольно часто они определяются не законодательно, а закрепляются традиционной практикой в фиксированном  отношении к учетным квотам. Так, в ФРГ при отсутствии формальной ломбардной квоты центральный банк не представляет более 30 % учетной квоты  в виде ломбардных кредитов, а когда  в 1979—1980 гг. более жесткое ограничение  кредитов центрального банка диктовалось  состоянием денежного обращения, то ломбардные квоты официально были установлены  на уровне 15 % учетной квоты. Одним  из вариантов установления квот учетных  кредитов центрального банка является определение подлежащих учету векселей или определение контингента  переучета, которое может также  осуществляться индивидуально и, соответственно, обеспечивать селективный или выборочный характер регулирования.

Информация о работе Необходимость регулирования денежного оборота