Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 11:54, контрольная работа
В настоящее время роль банков в каждой стране растет все больше, а в связи с этим, растет популярность банковских услуг, совершенствуются «старые» банковские услуги и появляются новые. Население различных стран мира оказывается все больше и больше втянутым в экономические отношения через банки. Современный человек уже не представляет свою жизнь без некоторых банковских услуг. Более того, многие из таких услуг, позволяют человеку экономить свое время и деньги.
В данной работе нами охарактеризовано нормативно-правовое регулирование рынка банковских услуг.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Понятие и сущность рынка банковских услуг………………………….4
Нормативно-правовое регулирование рынка банковских услуг……..10
Заключение……………………………………………………………….……....16
Список использованной литературы…………………………………………..17
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..17
Введение.
В современных условиях, когда в России складывается система рыночных отношений, банк становится важнейшей структурой экономики. Если раньше банковское дело в России развивалось медленно и находилось на низком уровне, то на сегодняшний день эта отрасль является широко применимой и быстро развивающейся.
Актуальность
темы исследования обусловлена тем,
что банковские услуги в условиях
рыночной экономики, являясь традиционной
сферой предпринимательской
В настоящее время роль банков в каждой стране растет все больше, а в связи с этим, растет популярность банковских услуг, совершенствуются «старые» банковские услуги и появляются новые. Население различных стран мира оказывается все больше и больше втянутым в экономические отношения через банки. Современный человек уже не представляет свою жизнь без некоторых банковских услуг. Более того, многие из таких услуг, позволяют человеку экономить свое время и деньги.
В данной работе нами охарактеризовано нормативно-правовое регулирование рынка банковских услуг.
Рынок банковских услуг (банковский рынок) — очень сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов. Данное обстоятельство предопределяет множественность критериев разграничения структурных элементов рыночной системы. Поэтому правильнее говорить не об одном, а о многих банковских рынках.
Рынок банковских услуг является сегментом
рынка в целом и финансового
рынка в частности, и на этом рынке
также существуют продавец и покупатель
соответствующей финансовой услуги,
а также сфера потенциальных
обменов, посредством которых
Основными критериями для структурирования банковского рынка являются:
Рассмотрим названные основные подходы к структурированию банковского рынка по отдельности.
Наиболее распространенным является структурирование банковскою рынка по товарному (продуктовому) признаку, т.е. по видам оказываемых услуг. В товарной структуре банковского рынка можно выделить:
Однако на этом деление банковского рынка но товарному признаку не заканчивается. Каждый из перечисленных рынков, в свою очередь, складывается из рынков отдельных услуг, или банковских отраслей.
В рамках каждого из шести выделенных рынков сбыта банковских услуг можно выделить ряд отраслей (табл. 1)
Банковские рынки сбыта и
Банковские рынки сбыта |
Банковские отрасли |
Банковские подотрасли |
Рынок кредитных услуг |
Кредитование |
|
Косвенное кредитование |
| |
Рынок инвестиционных услуг |
Сберегательное дело |
|
Инвестиционное посредничество |
| |
Рынок расчетно- кассовых услуг |
Расчетно-кассовое обслуживание |
|
Выпуск и обслуживание пластиковых карт |
| |
Валютное обслуживание |
||
Рынок трастовых услуг |
Доверительное управление |
|
Агентское обслуживание |
| |
Рынок консультационных услуг |
Консультационное и |
|
Прочие рынки |
Хранение, охрана и транспортировка ценностей |
|
Страхование |
||
Рекламное дело |
||
Нотариальное обслуживание |
||
Разработка банковских технологий |
Каждая из выделенных отраслей и подотраслей будет характеризоваться своим, специфическим составом конкурентов, потребителей и поставщиков. Соответственно для каждой отрасли банк должен разрабатывать самостоятельную конкурентную стратегию.
Следующим критерием структурирования банковского рынка являются группы потребителей банковских услуг (фактических и потенциальных банковских клиентов).
В основе сегментации банковского рынка по группам клиентов могут лежать самые разнообразные признаки: правовые, экономические, географические, демографические, поведенческие и др.
Сегментация рынка в зависимости от юридического статуса клиентов предполагает выделение рынков банковских услуг для предприятий (юридических лиц) и населения (физических лиц). В американской практике эти два рынка получили название соответственно оптового и розничного банковского рынков.
Эта классификация, в свою очередь, может быть детализирована. Например, многие западноевропейские кредитные институты выделяют такие группы клиентов:
Расчленение этих рынков на более мелкие сегменты в значительной степени зависит от конкретных целей, преследуемых банковским учреждением.
В частности, плодотворной может быть
сегментация рынка частных
В таблице № 2 приводятся характерные черты каждой из этих групп, влияющие на спрос их представителей на банковские услуги.
Сегментация банковского рынка населения по возрастному признаку
(на примере стран Запада)
Таблица №2
Группа клиентов |
Характерные черты |
Молодежь (16-22 года) |
Студенты; лица, впервые нанимающиеся на работу; более взрослые люди, готовящиеся вступить в брак |
Молодые люди, недавно образовавшие семью (25-30 лет) |
Люди, впервые покупающие дом и потребительские товары длительного пользования |
Семьи «со стажем» (25-45 лет) |
Люди со сложившейся карьерой, но ограниченной свободой финансовых действий. Первоочередные цели — улучшение жилищных условий, обеспечение финансовой защиты семьи. предоставление образования детям |
Лица «зрелого возраста» (40- 55 дет) |
У людей этой категории наблюдается рост дохода но мере снижения финансовых обязательств. Важная цель — планирование пенсионного обеспечения |
Лица, готовящиеся к уходу на пенсию (55 и более лет) |
Люди имеют накопленный |
Сегментацию рынка предприятий (деловых фирм) можно провести по признаку их размера (используя для этого критерий объема продаж, численности работающих и т.д.). В Великобритании, например, предприятия делятся по величине оборота на три группы:
Другим важным признаком сегментации является характер предпринимательской деятельности фирмы (промышленность, сельское хозяйство, торговля, сфера услуг и т.д.).
Сегментация банковского рынка предприятий по величине торгового оборота и сферам деятельности (на примере стран Запада)
Таблица №3
Группа клиентов |
Характерные черты |
Мелкие фирмы |
|
Средние фирмы:
|
|
Крупные фирмы:
|
|
Еще один критерий структурирования
банковского рынка, который имеет
смысл рассмотреть —
Следует отметить, что пространственная
структура банковского рынка
может не совпадать с административно-
Дело в том, что границы рынка определяются исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар (в данном случае — банковскую услугу) на соответствующих территориях и отсутствия этой возможности за их пределами. Высокий уровень развития современных средств телекоммуникации на Западе предоставляет банковским клиентам (прежде всего фирмам) возможность пользоваться услугами финансовых институтов, отделенных от них порой тысячами километров. Потребность в этом может возникать в результате интеграционных процессов в экономике страны, пример тому — Западная Европа.
Россия же, напротив, являет собой пример страны с ярко выраженным локальным характером банковских рынков. Причинами этого являются слабое развитие телекоммуникаций, сепаратистские тенденции в регионах, а также тот факт, что наша страна находится только на начальном этапе формирования рыночной экономики и адекватной ей банковской системы.
2.
Нормативно-правовое
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2.12.90 «О банках и банковской деятельности» правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, указанным Федеральным законом, Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.
Информация о работе Нормативно-правовое регулирование рынка банковских услуг